Техника дошла

Как меняется глобальная индустрия мобильности

ФОТО: © Depositphotos.com/Alpegor6

Пандемия коронавируса сильно ограничила людей в свободе передвижения и тем самым нанесла удар по индустрии мобильности – сферы, которая включает в себя производство транспорта и транспортную инфраструктуру. По мере того как связанные с COVID-19 ограничения перестают действовать, люди снова начинают путешествовать между городами и странами. Однако ситуация остается напряженной. Даже если обстановка с коронавирусом скоро нормализуется, не стоит рассчитывать на возврат к прежней нормальности в индустрии мобильности, считают эксперты консалтингового агентства McKinsey & Company.

На индустрию мобильности влияет не только эпидемиологическая обстановка и связанные с ней ограничения – эта сфера страдает от беспрецедентных перебоев с поставками. Производство полупроводников – одного из главных компонентов большинства современных транспортных средств – было нестабильным в последние пару лет. Неразбериху в производственный процесс также вносит ужесточение экологического законодательства, особенно требования по декарбонизации.

Несмотря на трудности, 2021 год стал для индустрии мобильности поворотным. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, несколько концернов запустили производство долгожданных моделей (вспомним американского производителя электрокаров Lucid, поставившего первую партию модели Dream Edition в конце прошлого года). Такие концерны, как Rivian, провели успешное IPO (компанию оценили в $90 млрд в первый день торгов). Во-вторых, китайские производители электрокаров – NIO, BYD, Dongfeng Motor, Great Motor, SAIC Motor – успешно зашли на европейский рынок. В-третьих, набирают обороты технологии авиаци­онной мобильности (advanced air mobility): совокупные инвестиции в эту сферу к октябрю 2021 года составили $6 млрд. И, наконец, в-четвертых, оптимизм внушают шеринговые транспортные системы. В 2021-м в сфере микромобильного шеринга, предназначенного для передвижений по городу, состоялось несколько крупных сделок на общую сумму $700 млн.

Коллективное владение

Чтобы понять, как меняется индустрия, эксперты McKinsey в июне прошлого года провели глобальный опрос по мобильности. Исследование высветило тенденции в транспортной сфере. В частности, стало очевидно: шеринговые сервисы и общественный транспорт повсеместно становятся популярнее. Рост не так очевиден там, где большинство респондентов по-прежнему работает дистанционно. Порядка половины респондентов McKinsey отметили, что стали реже путешествовать и намерены ограничивать количество поездок в будущем. При этом большинство опрошенных отметили, что считают общественный транспорт и шеринг в целом безопасным с эпидемиологической точки зрения. Это внушает исследователям оптимизм.

Пандемия вызвала всплеск популярности личных автомобилей: риск заразиться COVID-19, передвигаясь на собственном авто, конечно же, ниже. Эта тенденция пока сохраняется, однако шеринговые сервисы набирают обороты. Последние выигрывают в городах, администрация которых активно борется с засильем личного транспорта. Роботакси, уже работающие в пилотном режиме в ряде крупных городов мира, вполне способны дать новый толчок экономике шеринга, считают в McKinsey.

Технологичные авто

Что касается рынка электрических авто, то тут тоже происходит много интересного. Во-первых, электрокары становятся мейнстримом: в 2021-м их модельный ряд значительно расширился. На этот экологичный вид транспорта пересаживается все больше людей. В сентябре прошлого года самым продаваемым автомобилем в Европе впервые в истории стал электромобиль – Tesla Model 3. По прогнозам аналитиков, к 2035 году крупнейшие рынки сбыта автомобилей полностью электрифицируются.

Технологии вообще играют все большую роль в автомобилестроении. Начиная с 2010 года внешние инвестиции в сферу технологий мобильности составили более $300 млрд. Эти цифры продолжают расти: только за первое полугодие 2021-го в технологии мобильности было вложено порядка $70 млрд – это в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2020-го.

Борьба за экологию

Индустрия мобильности привлекает не только инвестиции, но и внимание государств. Правительства по всему миру разрабатывают меры поддержки электромобилей. Особенно развиты соответствующие программы в Европейском союзе и США. Растет понимание того, что декарбонизация – общая задача. Чтобы ее осуществить в короткие сроки, нужны системные меры: от налаживания поставок аккумуляторов до установки зарядных станций в городах и обучения рабочей силы.

Развивают новые виды транспорта и города. Мэрия Парижа объявила о сокращении парковочных мест на улицах города на 50%. Новый глава Рима планирует увеличивать стоимость уличной парковки и продолжать сокращать бесплатные места. Все это делается, чтобы побудить людей перестать пользоваться личными авто. Лондонская администрация в 2020 году приглашала производителей электроскутеров провести бесплатные испытания новых моделей на улицах города; в Копенгагене отменили ранее принятый запрет на использование электроскутеров. Более того, мэрии целого ряда городов в разных европейских странах заявили о снижении максимально допустимой скорости передвижения автомобилей с 50 до 30 км/ч.

Индустрия мобильности стремительно меняется на разных фронтах. Потребители наконец потеплели к электрокарам, а жители мегаполисов все чаще предпочитают гибкие решения на основе шеринга. Технологии тоже не стоят на месте: программное обеспечение занимает все более важную роль в автопроизводстве. В ближайшие несколько лет эксперты McKinsey ожидают прорыва в области производства аккумуляторов: вероятно, их емкость удастся значительно увеличить. Что касается государств, то большинство из них продолжают бороться с изменением климата. Это значит, что будущее автомобильной индустрии, по всей видимости, будет электрическим.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
702 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Naimi.kz: Казахстанцы не хотят работать Смотреть на Youtube