Здоровье в кармане

13452

Как врач-невропатолог оставила работу, создала команду и уехала на Украину продвигать стартап по формированию здоровых привычек

«Время принимать препараты. Пожалуйста, примите сиофор, одну таблетку» – подобная табличка может всплывать каждый день в назначенное время на экране смартфона любого, кто болеет диабетом. Мобильное приложение напоминает, когда нужно принимать препарат и сколько, а также фиксирует всю историю лечения. Еще оно подсказывает, что необходимо пополнить запас лекарств, помогает найти ближайшую аптеку, показывает наличие препаратов и акций для покупателей в различных точках. Если же вы правильно прошли весь курс терапии, то в конце вас ждет подарок – баллы, которые затем можно конвертировать в скидки в аптеках, фитнес- и медицинских центрах.

Идея Life.beats зародилась у Айжан Джулановой и Айгерим Касымовой меньше года назад в Алматы. Около полугода девушки шлифовали задумку, функции приложения, его цели, совмещая с основной работой: Айжан – невропатолог, а Айгерим работала в благотворительном фонде. Все это продолжалось до тех пор, пока они не получили приглашение на развитие проекта в бизнес-инкубаторе в Киеве. В конце января стартаперы уехали на Украину, стали развивать проект, нашли там технических разработчиков и в мае анонсировали приложение. В том же месяце они прошли отбор в конкурсе стартапов REConnect CA Global в Непале и Launch: Silicon Valley в Сан-Франциско.

Знай своего клиента

За плечами Джулановой, ныне CEO в Life.beats, четыре года практики в частном и государственном здравоохранении. Своими глазами она видела множество проблем, которые, по ее мнению, можно решать куда эффективнее с помощью высоких технологий. 

«С Айгерим мы впервые встретились 16 июля 2013 года на бизнес-тренинге от фонда «Даму», – рассказывает Айжан. – Тогда я озвучила свои идеи касательно того, какие проблемы есть в медицине и что можно изменить. Ее это заинтересовало. Мы начали вместе работать над проектом, который был несколько глобальнее, чем текущий – мечтали создать систему по автоматизации медицинских записей».

Но вскоре партнеры поняли, что не смогут развивать проект в секторах B2B и B2G: слишком много препятствий. «Мы ходили на встречи, что, однако, не имело успеха. В бизнес-структурах людей останавливал страх перед переменами. В государственных учреждениях к нашим идеям отнеслись еще более скептически», – вздыхает Айгерим.

Девушки задумались: а почему бы не сделать это через самих пользователей? Ведь они видели в проекте большую пользу для всех. Тогда подруги и решили создать приложение, которое поможет людям начать менять свои привычки на более здоровые, продукт, вокруг которого в будущем можно создать свою экосистему.

Одна из трудностей, с которой сталкивалась Айжан в своей работе, заключалась в том, что пациенты просто забывали своевременно принимать лекарства. Ситуация обострялась в группах, для которых своевременный прием препаратов является жизненно необходимым, например среди больных сахарным диабетом или коронарной недостаточностью.

Согласно статистике ВОЗ, 75% людей не принимают лекарства, как им предписано, а 50% больных хроническими заболеваниями не выполняют инструкции врачей по медикаментозному лечению. Эта проблема настолько серьезна, что американские медики прозвали ее «тихой эпидемией», поразившей систему здравоохранения.

Другой актуальной проблемой является лекарственное взаимодействие препаратов. Около 40% пациентов, выходя от врача, получают рецепт на три-четыре препарата и больше. При таком количестве риск развития побочных реакций и нежелательного лекарственного взаимодействия очень высок. К тому же пациент может посещать нескольких медицинских специалистов одновременно, и не всегда есть возможность отследить совместимость назначенной терапии.

Так возникла идея приложения, а в дальнейшем и портала Life.beats – персонального помощника по здоровью.

До января девушки работали над Life.beats в Алматы, пока не уехали в Киев по приглашению бизнес-инкубатора Eastlabs.

Казахстанско-украинский стартап

«Все получилось очень неожиданно, – говорит Айжан. – Мы не отправляли им заявку напрямую. Люди, услышавшие о нашем проекте, попросили скинуть краткое описание. Им понравилось, и в итоге оказалось, что они поделились информацией с управляющим менеджером бизнес-инкубатора Евелин Бучатски».

Управляющие партнеры Eastlabs назначили команде из Казахстана скайп-интервью и буквально через два сеанса общения сделали предложение. «Условия были стандартные: четыре месяца инкубации, восемь месяцев менторства, финансовая поддержка, доля в компании, – вспоминает Айжан. – Мы вели переговоры около полутора месяцев – обсуждали каждый пункт, вносили изменения, пытались добиться лучших условий. В результате их доля в компании составила 7,5%, а не обычные 15%».

Директор проекта замечает, что в Казахстане гораздо меньше возможностей для развития инновационных проектов. «Элементарно найти технических специалистов в Алматы того же уровня, как, скажем, в Киеве, куда сложнее», – констатирует она.

По словам девушек, главное отличие заключается в подходе к развитию инноваций. В Казахстане этим занимается государство: вливает капитал, ресурсы, отправляет специалистов за границу – те изучают опыт Сингапура, Малайзии, Таиланда. На Украине же практически ни одно государственное учреждение такого не делает. То же самое в Киргизии, Армении. Но именно Армения, Украина и Киргизия сейчас являются крупными игроками по аутсорсингу в новых технологиях. «Все потому, что в этих странах если ты не способен придумать что-то новое, то не выживешь. В отличие от Казахстана, никто не заставляет тебя что-то делать, не опекает, наоборот, ты сам обязан шевелиться – в этом, на наш взгляд, и кроется их секрет успеха», – говорят партнеры.

В настоящее время над Life.beats трудится команда из четырех человек. Джуланова занимается бизнес-девелопментом, переговорами, стратегическим планированием. Касымова является директором по маркетингу. Украинская часть – это мобильный разработчик Павел Поповиченко и бэкэнд-девелопер Андрей Зелиак.

Здоровые привычки

Life.beats уже доступно для скачивания на iOS, бесплатно. Создатели обещают, что в течение июня для Казахстана станут доступны все расширенные функции, такие как карты, поощрения, скидки в аптеках и в других местах.

Оценивая конкурентов, девушки признают, что различные приложения по типу pill reminder уже существуют. Но в них отсутствуют карты, а даже если есть, они не приспособлены под нашу страну. Другой вопрос – мотивация. Эти приложения не формируют привычек у пользователя, Life.beats же в этих целях имеет игровой аспект.

Более того, это единственное такого рода медицинское приложение, в которое внедрена социализация. Пользователи могут настроить функцию получения уведомлений о своих близких – приняли они лекарство или нет. Так в заботу о здоровье пациента вовлекаются члены его семьи.

Стартаперы провели опрос среди врачей Киева на предмет того, будут ли они пользоваться подобным приложением. Реакция специалистов была положительной, медики сказали, что давали бы свои рекомендации внутри системы. «Врачи вообще по большей части альтруисты. Первое, чего им хочется, – помочь и разобраться», – отмечает Айжан.

Что касается вложенных средств, то подруги говорят, что помимо инвестированных денег от Eastlabs потратили собственные средства – около $8 тыс.

По странам и континентам

Пройдя внушительный отбор среди стартапов со всего мира, в мае Life.beats был представлен на конкурсе в Непале и Кремниевой долине.

«В бизнес-инкубаторе нам периодически рекомендуют какие-то мероприятия, конкурсы. Так, мы решились участвовать в REConnect CA Global, который проходил в Катманду. Мы подали заявку и были очень обрадованы, когда получили приглашение. Life.beats прошел в десятку проектов, которые были представлены в ходе demo day. Мы не взяли призовое место, но очень многим понравилась идея, также мы обрели новые контакты с бизнес-ангелами», – отмечают девушки.

На Launch: Silicon valley в секции мобильного здравоохранения среди 300 претендентов они попали в шестерку, которая отправилась представлять свои проекты в Сан-Франциско.

В ближайшие полгода компания планирует развить партнерскую сеть на территории Казахстана и Украины. Также она ищет партнеров в России и, возможно, начнет бизнес-девелопмент в Грузии и Армении. В течение трех лет планируется создание веб-портала, который поможет сохранять и анализировать всю информацию о здоровье человека и его лечении. «Это будет огромная помощь врачам и самим пациентам», – убеждены девушки.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить