Зачем Багдат Мусин покупал для почтальонов товары в интернете

13405

Как теперь уже бывший глава «Казпочты» старался модернизировать одно из самых проблемных госпредприятий страны и какие планы не успел воплотить в жизнь

Багдат Мусин с бывшими коллегами.
Фото: Казпочта
Багдат Мусин с бывшими коллегами.

Forbes.kz  сообщал: 25 января 2017 покинул свой пост председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин и перешел работать председателем Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры РК. На его место в Казпочту пришел бывший вице-министр транспорта и коммуникаций Сакен Сарсенов.

За несколько дней до своей отставки Багдат Мусин дал большое интервью Forbes.kz. Значительная его часть уже была опубликована. Напомним, в ней Багдат Батырбекович подробно рассказывал о том, как выселял почтовых начальников из больших кабинетов; развивал услугу постаматов и супермаркетов посылок; запускал процесс модернизации Казпочты в рамках трансформации фонда «Самрук-Казына», в который входит компания. Впрочем, это далеко не все новшества. Багдат Мусин, известный в Казахстане как специалист, приложивший руку к развитию ЦОНов, буквально фонтанировал идеями. И планов на Казпочту у него было громадье. Сегодня мы хотели бы рассказать о других проектах, которые внедряются в компании.

Багдат Мусин с прощальным подарком от коллег: на кофте выбита надпись, которую Мусин часто повторял на совещаниях в Казпочте.
Фото: facebook.com/BagdatMussin
Багдат Мусин с прощальным подарком от коллег: на кофте выбита надпись, которую Мусин часто повторял на совещаниях в Казпочте.

Как вернуть 200 млн тенге

Несколько раз в год Казпочту стабильно сотрясают скандалы: в новостях регулярно появляются сообщения о том, что в одном из отделений прикарманили чьи-то пособия или пенсии. Часто недосчитывают миллионы тенге.

Багдат Мусин рассказал, что такие случаи на почте были постоянными. Однако раньше политика компании по этому поводу была более лояльной: поймали кого-то - требовали вернуть деньги в кассу и без суда расставались с человеком. Потому на уровне районов некоторые сотрудники чувствовали себя князьками. Ведь самое суровое наказание, которое им «светило» - это возмещение ущерба и увольнение. После того как начался процесс трансформации компании, все подобные дела стали передавать в правоохранительные органы, Казпочта стала требовать возбуждения уголовных дел. Чтобы коллектив четко уяснил, что за такое можно реально сесть или получить условное наказание.

Реальным механизмом борьбы с воровством называют системную автоматизацию процесса выдачи пенсий и пособий. Программа прослеживает путь денег на каждом этапе передвижения, и с ее помощью сокрыть кражи уже не удастся.

В 2016 благодаря процессу автоматизации в одном из регионов Казахстана компания выявила хищений на 200 млн тенге. Как рассказал Багдат Мусин, этот случай тянулся с 2008. Данные были переданы в правоохранительные органы. Кража четверти этой суммы уже доказана – около 50 млн тенге восстановлены, рассказал бывший глава Казпочты. Теперь «размазать» такие объемы по области будет невозможно. И это - наглядный пример автоматизации: до нее на бумаге «рисовались» красивые отчеты, а после всё стало всплывать.

В 2014 около половины отделений Казпочты еще не были подключены к единой информационной сети, и некоторые сотрудники пытались доказать, что подключать все отделения нерентабельно. Но это было необходимо сделать, чтобы исключить человеческий фактор.

Как торговать в ауле

Казпочта пытается использовать максимум возможностей своей широкой сети отделений. Их сегодня в стране около 3300, и 70% – на селе. Одна из возможностей – представление агентской сети Казпочты для сторонних продавцов. Так, в компании уже внедрили продажу железнодорожных билетов. По словам Багдата Мусина, даже в КТЖ не сразу поверили в возможности почты. Однако в 2016 железнодорожных билетов было реализовано около 100 тыс. штук. А лотерейных билетов компания продает около 1 млн штук в год. Ну, и запущена продажа билетов на выставку ЭКСПО-2017, а также авиабилетов. 

Два года назад у экс-главы компании была идея наладить доставку различных товаров в аулы: сельчане сейчас активно заказывают товары из города, но просят передать их через проводников поездов. В Казпочте решили забрать себе часть этого «серого» рынка. Спустя два года г-н Мусин признался: такая услуга не пользуется спросом - у людей пока нет доверия к почте. Впрочем, почтовики не теряют надежды и хотят эволюционным путем сломить тренд. Пока же казахстанцев активно зазывают в почтовые отделения, сажают за компьютер и предлагают выбрать товар в интернет-магазинах. В Казпочте надеются, что государственная программа развития широкополосного интернета в селах сыграет им на руку. Впрочем, без HR-трансформации в компании трудно будет убедить сельчан покупать на Aliexpress и eBay – сотрудники почты сначала сами должны научиться делать покупки в интернете, чтобы потом активно продвигать эту услугу среди своих клиентов.

Поэтому каждый раз, когда Багдат Мусин выезжал на собрания, тимбилдинги и мероприятия на уровне районов, то показывал подчиненным все возможности заказов через интернет. Он просто брал свою платежную карточку и покупал сотрудникам почты что-нибудь в интернете, чтобы люди узнали, как это делается, и стали ретрансляторами возможностей e-commerce среди клиентов.

Интересы Казпочты в этом вопросе поняты: за каждую доставленную из-за рубежа посылку компания получает свой процент от Всемирного почтового союза.

Бизнес - бизнесу

Покупатели – это одно, но в Казпочте стали думать и об удобстве казахстанских интернет-продавцов. В стране как грибы после дождя появляются интернет- и Instagram-магазины. Когда их сотрудники идут на почту, чтобы отправить товар, то сталкиваются с очередями. Скажем, пришел продавец с 20 коробками обуви, а там толпа пенсионеров, которые хотят оплатить коммуналку. Специально для таких торговцев Казпочта начала создавать центры e-commerce. Это будут отдельные отделения, персонал которых хорошо понимает специфику интернет-торговли. Там можно будет проконсультироваться, как начать продавать в интернете, как подключиться к платежным инструментам, как воспользоваться почтовыми инструментами. И, конечно же, отправить свой товар покупателям.

Открытие первого такого центра e-commerce, где обслуживают только корпоративных клиентов, состоялось 24 января в Астане. Г-н Мусин надеется, что восприятие таких отделений у клиентов будет таким же позитивным, каким стало отношение к постаматам и супермаркетам посылок.

С барахолки – в e-commerce

Как известно, российская таможенная служба давно порывается снизить порог беспошлинного ввоза интернет-покупок. Казахстан как участник ЕАЭС выступает против. Сейчас без пошлины можно покупать товар на сумму до 1000 евро в месяц. Россияне хотят снизить этот порог до 150 евро.

Как в Казпочте относятся к таким инициативам? Как оказалось, очень спокойно.

По словам Багдата Мусина, даже если российский Минфин найдет общий язык с казахстанскими коллегами по этому вопросу, вал из-за рубежа не прекратится. Дело в том, что 90% посылок, заказываемых с Aliexpess в Казахстан, стоят до 60 евро. Количество доставляемых посылок ежегодно растет на 20-25% независимо от различных факторов, в том числе девальвации. И этот «водопад» уже не остановить. С развитием интернета в казахстанском селе заказы будут только расти.

Впрочем, казахстанских продавцов Казпочта тоже хочет стимулировать больше продавать по интернету. В идеале – чтобы каждый торговец с барахолки перешел на e-commerce и распространял свой товар по Казахстану.

По словам Багдата Мусина, в Китае и США уже закрываются большие торговые центры, которые не переориентировались на досуговый формат. Они просто не смогли справиться с ростом интернет-торговли. И в Казахстане ожидается то же самое лет через десять.

От коммуналки до гаджетов

Несмотря на то, что казахстанцы всё чаще предпочитают делать онлайн-платежи, количество людей, приходящих платить коммуналку в отделения Казпочты, не уменьшается. В компании понимают: долго это продолжаться не будет, и люди начнут уходить в онлайн. Чтобы не потерять своего клиента, почтовики намерены развивать сервисы онлайн-платежей на своем портале Post.kz, беря за образец лидеров этого рынка – Homebank.kz и Kaspi.kz. Команда специалистов уже работает в Казпочте над тем, чтобы зарабатывать в электронном бизнесе.

Также сегодня в Казпочте работают порядка 6000 почтальонов. С 2015 Багдат Мусин планировал выдать каждому по смартфону. Сегодня эти планы осуществились. У каждого – современный гаджет с ежемесячным балансом на 150 минут на все направления, 3 Гб интернета и безлимитные звонки между почтальонами. Самое элементарное, что сотрудник почты может сделать со смартфоном – позвонить клиенту и удостовериться, что он дома, чтобы лишний раз не ходить с письмом или посылкой. А это уже колоссальная экономия времени.

Также компания сейчас устанавливает на смартфоны различные приложения, которые нацелены на сокращение бумажного оборота в Казпочте. Этот пилотный проект уже запущен в Астане. Если раньше почтальону приходилось приходить на почту и заполнять бумажные отчеты о разнесенных корреспонденциях, то сейчас он заносит данные в систему одним кликом. Если «пилот» окажется успешным, его распространят по всему Казахстану. Логика у компании здесь простая: почтальон XXI века должен работать с инструментом XXI века.

Время покажет, как дальше будет развиваться компания. Но, кажется, процесс модернизации в ней уже необратим.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube