За плохой интернет телеком-операторов Казахстана хотят штрафовать

25650

Для них придумали минимальные пороги скорости передачи данных, которые они должны поддерживать

ФОТО: Depositphotos.com/baloon111

Правительство Казахстана решило установить минимальную скорость интернета, которую должны обеспечивать операторы связи. Раньше этот порог не регламентировался, однако, видимо, из-за пандемии все изменилось. Переход на удаленку вызвал сильный рост потребления интернета в стране. А вместе с ростом потребления увеличились и нагрузки на сети. Forbes.kz уже писал, что, например, с начала карантина в марте 2020 операторам связи в считаные дни приходилось резко перераспределять мощности из-за того, что произошло падение потребления услуг в офисных локациях и резко возросло в спальных районах.

Спустя год с начала пандемии часть казахстанцев так и работают дома. На удаленке остались и многие школьники и студенты. И в начале 2021 в правительстве анонсировали документ, в котором будут определены показатели качества связи. Это будет приказ министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Его проект опубликован на сайте правительства. В нем много технических терминов и условий, но краткое резюме документу 2 февраля 2021 на заседании правительства дал министр цифрового развития Багдат Мусин. Он рассказал, что ранее минимальный порог качества связи не регламентировался, а в новом приказе определен: к примеру, для мобильного интернета 4G — не менее 5 МБ/сек, для 3G – не менее 1 МБ/сек. «Документ прошел публичные обсуждения. Согласуем с госорганами и примем приказ в течение двух месяцев», — уточнил министр.

При этом за нарушение параметров качества связи операторам может грозить административный штраф - до 1000 МРП.

На первый взгляд, абоненты могут порадоваться, что их хотят обеспечить стандартами качественного интернета. Но реально ли в Казахстане добиться этого? И за чей счет? Мы решили задать несколько вопросов четырем крупнейшим телеком-операторам страны. Один от комментариев воздержался, а вот что ответили остальные.

«Насколько реалистично для вашей компании обеспечить указанные пороги скорости?» - задали мы вопрос.

«Во-первых, необходимо внимательно изучить все детали, предлагаемые государственными органами по данному приказу. Места замеров, методологию и т.д. Уже после такого анализа мы сможем ответить на данный вопрос. Во-вторых, в любом случае это будут очень высокие дополнительные инвестиции во все элементы сети оператора», - рассказали нам в Tele2/Altel.

- Обеспечить минимальную скорость доступа безусловно, на каждом участке мобильной сети в любую единицу времени – невозможно технически. Для того чтобы стремиться выполнить это требование, нам необходимо существенно нарастить инвестиции в сеть. Важный нюанс: эти инвестиции будут «про запас», для того чтобы скорость соответствовала в моменты наивысшей нагрузки, и большую часть времени не будут использоваться, - объяснил CEO Beeline Казахстан Евгений Настрадин.

Какие понадобятся инвестиции, чтобы выполнить новый приказ?

«Техническими экспертами компании ведутся расчеты. Однако уже сейчас можно утверждать, что потребуется удвоение, а в некоторых случаях и утроение оборудования на различных элементах сети. И даже в этом случае объективные препятствия для радиосигнала - такие как плотная застройка, рельеф местности или аномально высокие нагрузки в связи с передвижением абонентов - могут привести к падению скорости», - сообщили нам в службе по связям с общественностью Казахтелекома.

- Это будет стоить сотни миллиардов тенге каждому участнику рынка, - заявил г-н Настрадин.

За любые серьезные нововведения в конечном итоге платит абонент? Насколько вероятно, что вам придется повышать тарифы, чтобы обеспечить выполнение этого приказа?

- Серьезные капитальные затраты могут повлечь за собой, в том числе, повышение стоимости услуг сотовых операторов для потребителя. При этом цены на интернет в Казахстане – одни из самых низких в мире. По данным Cable, мы занимаем 6 место. По еще одному рейтингу Internet Accessibility Index – уже 5 место в мире, - рассказал CEO Beeline Казахстан.Что низкие цены означают для индустрии, особенно в стране с такой географической протяженностью и малой плотностью населения, как Казахстан? Ограничение для роста, ограничение на новые технологии и на улучшение качества сервисов.

Кроме того, мало кто принимает во внимание рост трафика, который проходит через сеть каждого оператора. В сети Beeline рост только в 2020 составил 63%. Для того чтобы его выдержать, нам в любом случае нужно постоянно инвестировать, обновлять сеть, завозить в страну новое оборудование. Причем цена этого оборудования растет в долларах, а операторы зарабатывают в тенге. Думаю, владельцы зарубежных автомобилей, которые периодически покупают комплектующие, меня поймут. Суммирую: сейчас в индустрии достаточно причин для того, чтобы цены в Казахстане пришли в большее соответствие с уровнем инвестиций в сеть. Но сейчас мы также просчитываем и нововведения по обязательной минимальной скорости. Окончательные цифры будут зависеть в том числе и от механики измерений, и от штрафов, которые будут налагаться на бизнес-структуры в случаях несоответствия.

«Планируемое изменение концепции государственного регулирования может привести к существенным инвестиционным и операционным затратам, - вторят коллегам в Казахтелекоме. - Операторам потребуется кардинальное усиление сетей и закуп беспрецедентного для столь короткого срока оборудования. Для сохранения возможности ведения бизнеса операторам необходимо будет изыскивать значительные внеплановые средства, что может привести к значительному росту стоимости услуг для конечного потребителя и вызвать массовое недовольство».

Будете ли вы оспаривать принятие этого приказа? Если да, то как?

«Мы находимся в открытом диалоге с регулятором. Для нас важно найти наиболее эффективное решение, для всех заинтересованных сторон – абонентов, регулятора и отрасли», - подчеркивают в Казахтелекоме и Tele2/Altel.

- Сейчас мы готовы взаимодействовать с государственными органами и коллегами по рынку, чтобы совместно разработать правильную методологию измерений, которая принесла бы пользу абонентам и послужила бы не во вред, а развитию индустрии, - резюмировал Евгений Настрадин.

Взгляд со стороны

В развитых странах подобные параметры для операторов если и разрабатываются, то в виде рекомендаций. Вот что говорит Даниэль Патаки, вице-президент по политике и регулированию, глава в Европе, России и СНГ профильной ассоциации GSMА:

- Финансовые штрафы мало способствуют повышению качества услуг, так как дополнительная финансовая нагрузка на операторов препятствует выделению ресурсов для улучшения различных элементов сетевой инфраструктуры. Расчет регуляторов состоит в том, что штрафы будут стимулировать инвестиции, необходимые для улучшения качества обслуживания. В реальности данная мера чаще всего контрпродуктивна, оказывает порочащее воздействие на операторов и в долгосрочной перспективе приводит к тому, что в проигрыше оказывается конечный потребитель.

По словам г-на Патаки, регулирование, которое жестко определяет конкретный уровень качества услуг, является чрезмерным и может повлиять на их развитие. В случаях когда регулирующие органы обеспокоены качеством обслуживания, важен диалог государства с отраслью.

- Директивным органам важно выделить операторам частоты в необходимом количестве и на приемлемых условиях, облегчить доступ к общественной инфраструктуре и обеспечить соответствие предельно допустимых уровней воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ) на человека мировым стандартам. Одним из ярких примеров политики стимулирования развития сетей в Казахстане является снижение ежегодной платы за использование спектра на 90% в случаях, когда операторы мобильной связи делают соответствующие инвестиции в инфраструктуру в сельской местности. Подобные передовые инициативы будут стимулировать развитие мобильного широкополосного доступа в Казахстане и внедрение новых стандартов связи, - заключил эксперт.

Особое мнение

А вот эксперт телеком-рынка, глава представительства iKS-Consulting в РК Светлана Черненко предлагает посмотреть на проблемы связи в Казахстане под другим углом.

- Требовать от операторов качества связи — это всегда своевременно и правильно, потребитель вправе требовать, а оператор должен обеспечивать качество, - говорит эксперт. - Но вопрос качества связи измеряется не просто скоростью передачи данных, а работой того или иного приложения. Все проблемы у нас сейчас возникли в связи с массовым уходом казахстанцев на удаленку. Почему? Потому что ресурсы для работы и общения в основном все зарубежные. Собственного же контента и собственных платформ мало.

Вот наши граждане, компании, госорганы работают через Zoom, а значит, отправка и получение сигнала идет через океан. Я уже не касаюсь вопроса безопасности, особенно в государственных делах — чисто технически при массовом использовании у пользователей возникают проблемы. И это не скорость интернета плохая, а просто недостаточно популярных отечественных решений, которые находились бы внутри страны. Если бы их было достаточно, тогда бы не было проблем с перегрузкой внешних каналов.

То есть это проблема не столько ширины канала связи, сколько организации доступа к популярным ресурсам и приложениям, их размещению внутри страны и создания собственных альтернативных технических решений. И эта проблема решается максимальной локализацией трафика, а не расширением каналов. Я считаю, что в этом ключе и должна вестись работа. А просто требовать от операторов огромной полосы канала — это не решение проблемы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить