Всевидящее око: как в РК анализируют данные с камер видеонаблюдения

17474

И что из этого выходит

ФОТО: © Данил Потапов-Поличинский

В мире дизайна особенно престижной считается международная Red Dot Design Award, вручаемая в немецком Эссене. Премия существует с 1955 года и присуждается за особые достижения в дизайне товаров, брендов и сервисов. Среди победителей Red Dot – такие известные компании, как Apple, Ferrari, Philips, Mercedes-Benz, Sony, Dyson, Ray-Ban. В этом году в номинации «Интерфейс и пользовательский опыт» награды удостоилась казахстанская разработка Target EYE – платформа управления системами видеонаблюдения.

За созданием Target EYE стоит основанная в 2019 году компания со схожим названием Target AI, участница Astana Hub и резидент Международного финансового центра «Астана». В просторном офисе Target AI, расположенном на территории Expo, работает порядка пятидесяти сотрудников. Тридцать из них – разработчики. За созданием компании стоят четыре человека: Дмитрий Панченко, Дмитрий Федоров, Сауле Каленова и Сергей Бондаренко.

Самому молодому участнику команды, Сауле, 24 года. Присуждение Red Dot Awards в первую очередь ее заслуга, в один голос утверждают коллеги. Именно Сауле, UX/UI-дизайнер, разработала интерфейс, впечатливший жюри международного конкурса. «Смысл интерфейса Target EYE состоит в том, чтобы любой человек мог зайти в программу и сразу в ней разобраться. Рассматривая нашу заявку, жюри Red Dot оценивало весь функционал в плане удобства для пользователя. Эксперты единогласно отметили, что наш дизайн – высокого качества», – поясняет Сауле.

Ей вторит 38-летний Дмитрий Панченко, коммерческий директор Target AI: «Современные пользователи не хотят разбираться, читать инструкции. Вы покупаете телефон, а к нему даже нет мануала. Люди хотят, чтобы им было хорошо в один клик. Нажал – и заработало. Профессиональные разработчики нам иногда говорят: «У вас непонятный интерфейс». Мы им отвечаем: «А он не для вас!» (Смеется.) Зато 99% обычных пользователей сразу понимают, что у нас к чему».

За понятным интерфейсом скрывается сложная технология на основе искусственного интеллекта, которая преобразует видеоданные в аналитику. Официально Target EYE называется аналитической платформой для камер городского видеонаблюдения. Поступающую на видеокамеры информацию ИИ преобразует в графики, таблицы, тексты. У этих данных огромная сфера применения – от городского планирования до рекламы.

Новый взгляд

Target EYE развивает технологию видеонаблюдения, которая появилась в 1990-х годах. Именно тогда популяр­ность стали набирать IP-камеры, снимающие и транслирующие видео по сети в цифровом формате. В технологических тонкостях хорошо разбирается 31-летний Дмитрий Федоров, технический директор Target AI. «Изначально у IP-камер была другая концепция: ставите у себя локально 10 камер и смотрите в них, – объясняет Федоров. – Со временем масштабы стали расти, инфраструктура – развиваться. Стали нужны системы, которые могут управлять большим количеством камер, обеспечивать хранение архива, быстрый доступ к видеоданным и видеоаналитике».

В 2000-х на рынок видеонаблюдения вышли крупные компании. Федоров приводит пример американского гиганта Cisco. В конце нулевых корпорация вложила $590 млн в покупку производителя портативных видеокамер Flip. Спустя два года новое подразделение закрыли: конкуренция на этом рынке оказалась Cisco не по зубам. Компания до сих пор производит ПО для видеонаблюдения – Cisco Video Surveillance Manager. Его популяр­ность резко упала после серии исков, поданных против Cisco в американские суды. Повод – проблемы с безопасностью данных. «Решения, которые были созданы в 2000-х, морально устарели. Компании, которые их развивали, стали такими большими, что им сложно перестраиваться под новые веяния, – объясняет Федоров. – Тут, собственно, и появились мы. Изучили рынок, поняли, что такой продукт нужен, и начали писать код».

На рынке видеонаблюдения по-прежнему работают крупные компании. Лидеры американского – системы Nest от Google и Ring от Amazon. Оба решения ориентированы на потребительский рынок: с их помощью американцы следят за порядком и безопасностью в доме. Target AI в основном продает свое ПО другим компаниям и государственным органам. Там уверяют, что с безопасностью и приватностью у казахстанского ПО все в порядке. В компании поддерживают принцип открытых данных, но информацию обезличивают. «Мы не идентифицируем, кто появился на камере. Просто человек – первый, второй, пятый. На основе этих данных другие стартапы и бизнесы могут предлагать решения городу», – объясняет Дмитрий Панченко.

Упорядочить хаос

Современный город – сложный организм. Процессы в нем запутаны, порядка мало. Решить проблемы городского хозяйства и призвана решить Target EYE. Панченко увлеченно описывает богатый функционал технологии. Простейшая задача, которую способна решить программа, – мониторинг работоспособности камер. Если камера видеонаблюдения выходит из строя, Target EYE тут же сообщает об этом пользователю. В крупных городах, где установлены десятки тысяч камер, эта функция незаменима. «Сейчас этим (проверкой работоспособности систем видеонаблюдения. – F) в каждом городе занимаются десятки людей, – говорит Панченко. – Вы не можете следить одновременно за тысячами камер. Это сколько ресурсов нужно!»

ФОТО: © Данил Потапов-Поличинский

В разговор вступает 42-летний Сергей Бондаренко, операционный директор компании: «Есть критические кадры, которые должны транслироваться всегда. А если на монитор не смотреть, то и не поймешь, какая камера отключилась». Алгоритм Target EYE не только сообщает о поломке – он может разобраться в ее первопричине.

Target AI сотрудничает с акиматом Алматы и другими государственными органами. Данные c видеокамер, которые с помощью Target EYE получают госструктуры, они используют для оценки собственной эффективности. Вывоз мусора, освещенность улиц, пешеходный и автомобильный трафик, пассажиропоток, уровень заполняемости водоемов, контроль строительных площадок – все эти параметры может отслеживать Target EYE. «Это огромная ценность для города хотя бы с точки зрения экономии средств. Наша система может оценивать ту же уборку улиц: как было до уборки и как стало после», – поясняет Панченко.

Данные, полученные на основе Target EYE, могут приносить акиматам деньги. «Система может построить тепловую карту, которая покажет, где и в какое время больше людей. Продавая эту информацию предпринимателям, госорганы могут пополнять казну», – рассказывает Дмитрий Федоров. Бизнесменам такое взаимодействие тоже выгодно: если точно знать, где каждый день проходит 10 тыс. человек, риски существенно снижаются.

Цифровизация всей страны

Два Дмитрия и Сергей знакомы с середины 2010-х. Тогда они работали в одной из казахстанских компаний, где тоже занимались разработкой программного обеспечения. Панченко и Бондаренко родом из Беларуси, Федоров – из Молдовы. Остальные сотрудники – почти исключительно казахстанцы. «Кадры должны быть местные», – говорят основатели.

Задачи перед разработчиками стоят сложные. Специалистов приходится искать по всему миру: многие казахстанские разработчики уезжают из страны. «Мы их затягиваем обратно в Казахстан», – смеется Бондаренко. Профессионалов все равно не хватает, признаются собеседники. Спрос на разработчиков велик. Многим тяжело устоять перед соблазном ­уехать за границу и поработать в Google или Meta. Но в Target AI считают, что им есть что предложить высококвалифицированным специалистам. По меркам стартапов это крупная компания, задачи у разработчиков сложные и интересные. Менеджмент уверен в экспортном потенциале технологии. За три года команда набила много шишек. Самыми трудными были первые полтора года, когда платформу только начали разрабатывать. Еще полтора ушло на раскрутку технологии и попытки найти потребителя. «Мы – не тот стартап, который что-то создал и моментально продал. Сейчас мы масштабируем бизнес. Здесь, по сути, создается новая отрасль», – говорит Сергей.

Он не хочет раскрывать сумму инвестиций, которые сумела привлечь Target AI. «Мы с партнерами изначально решили, что будут какие-то вехи, которые мы закрываем и приступаем к следующей фазе, – говорит он. – Мы движемся по классической схеме». Команда Target AI нашла в Казахстане благодатную почву для запуска и масштабирования бизнеса. Участие в Astana Hub и МФЦА дает компании привилегии. «В Казахстане большую роль играет цифровизация. Все ею увлечены, и это дает свои плоды», – отмечает Сергей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить