Всегда на связи

11185

В связи с развитием мобильного интернета требования пользователей к операторам в части обеспечения высокоскоростного и стабильного широкополосного доступа будут расти

Фото: Малик Алымкулов
Айдын Абжанбеков.

Казахстанцы наращивают потребление мобильного трафика, что заставляет телекоммуникационные компании меняться. О том, что происходит на рынке в период трансформаций, рассказывает директор по стратегии Ericsson в Северной Европе и Центральной Азии Айдын Абжанбеков.

– На ваш взгляд, каковы были важнейшие события в телекоммуникационной индустрии Казахстана за последний год?

– Основным событием стал рост проникновения смартфонов, потому что именно это задало вектор многим ключевым тенденциям. Все больше абонентов отдают предпочтение телефонам с расширенным функционалом, которые в корне меняют пользовательский опыт, предпочтения и требования к сети. На сегодня уровень проникновения смартфонов в Казахстане сравним с российскими показателями, составляя порядка 35%. Как следствие, это влечет за собой рост потребления трафика. Увеличились и доходы операторов от передачи мобильных данных.

Самое большое влияние данная тенденция оказывает, безусловно, на поведение пользователей: многие вещи становятся доступными, например использование новых приложений для повышения эффективности ежедневных решений, таких как планирование маршрута. Если говорить о структуре потребления трафика, то здесь картина схожа с общемировой. Согласно нашему исследованию, наибольший объем трафика создают всего пять приложений, лидерами среди которых являются сервисы потокового видео и социальные сети. Хочу отметить интересную вещь: в Казахстане очень популярен сервис WhatsАpp, который является своеобразной площадкой для обмена видеоконтентом. Сравнивая whatsapp-группы, в которых состою сам, могу сказать, что доля видеороликов и фото в казахстанских намного выше, чем, например, в российских. Причем люди делятся именно локальным контентом. Исходя из текущей динамики, можно предположить, что к концу 2019 года средний пользователь смартфона в Казахстане будет потреблять около 2,5 Гб трафика в месяц (сегодня – порядка 150 Мб), а более половины данного объема будет генерироваться видеоконтентом.

И здесь Казахстан демонстрирует те же тенденции, которые наблюдаются на других рынках: как только мобильный широкополосный интернет становится действительно доступным, существенно увеличивается доля контента, созданного самими пользователями. Например, в развитых странах объем аплинка ненамного ниже, чем даунлинка. Это говорит о том, что при высокой скорости соединения пользователи загружают информации в интернет почти столько же, сколько и скачивают. Сегодня именно они генерируют контент. Такая тенденция влияет и на бизнес. К примеру, популярный сервис Netflix использует информацию, собранную на основе предпочтений своих конечных пользователей для формирования контента. Британская радиостанция BBC Radio 1 формирует плей-листы на основе регулярных исследований, которые охватывают статистику просмотров артистов на YouTube, хиты сервиса Soundcloud, рейтинги Shazam, а также число лайков и подписчиков в Facebook и Twitter.

На протяжении последних лет информационно-коммуникационная отрасль Казахстана демонстрирует стабильный рост. Доказательство тому – результаты глобального отчета о развитии информационных технологий, опубликованного в прошлом году Всемирным экономическим форумом. Согласно ему, Казахстан улучшил ИКТ-инфраструктуру (и оказался на 58-м месте из 148), которая при этом оценивается как вторая в мире по доступности. С точки зрения сетевой готовности страна поднялась на пять строчек – до 38-го места. А по уровню проникновения сотовой связи заняла третье место.

– Самые ожидаемые вами события 2015 года в казахстанском телекоме?

– При текущем уровне развития телекоммуникационного рынка уже не стоит ждать революционных изменений, все они будут носить эволюционный характер. Поэтому все, что будет происходить, – это поступательное развитие существующих тенденций.

Думаю, абсолютно все, кто сможет выиграть от подключения к Сети, будут подключены. Это касается отдельных пользователей, компаний, различных индустрий, общества в целом. То, что вы уже можете увидеть, например, в Скандинавских странах, где изменения касаются способа взаимодействия не только между людьми, но и между целыми отраслями промышленности. Имею в виду, что рано или поздно у нас появится возможность посредством мобильного телефона контролировать потребление воды и электричества, производить оплату счетов и т. д.

Требования пользователей к сетям растут. Важными становятся такие параметры, как скорость соединения и отсутствие задержек, ведь именно они влияют на пользовательский опыт. Ключевыми факторами являются обеспечение покрытия, необходимого для работы приложений (app coverage). Для текстовых сообщений в Twitter нужна совсем небольшая скорость, а для просмотра видео в HD-качестве требования во много раз выше, поэтому зона покрытия сужается.

Таким образом, с операторской точки зрения, основным направлением работы видится увеличение покрытия и повышение емкости сетей. По мере развития рынка мобильного ШПД (широкополосного доступа), дифференциация услуг становится ключевым фактором. Чтобы подчеркнуть отличия от конкурентов, операторам потребуется обеспечить абонентам повсеместный высококачественный доступ и дифференцированный набор услуг, ориентированных на различные типы пользователей.

Перед операторами стоит глобальная и очень непростая задача – интегрировать традиционные телекоммуникационные и новые информационные технологии в рамках собственных бизнес-моделей. На рынке мобильного интернета появляется много новых игроков, и успешность бизнеса во многом зависит от того, как быстро компании смогут адаптироваться к новым условиям и реализовать потенциал этого направления, которое открывает практически неисчерпаемые возможности. Операторы переживают сейчас период трансформации – переход от традиционного предоставления голосовых услуг в сторону поставщика мобильного интернета, обеспечивающего нужды как отдельных пользователей, так и целых индустрий. Это требует определенных усилий, в частности пересмотра подходов к работе, чтобы тот ресурс, которым обладают компании, то есть их сети, приносил им стабильный доход в условиях стремительно меняющегося рынка.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить