Видный просветитель

8712

Сканирование самолета вместе с багажом и пассажирами – следующий шаг к обеспечению безопасности авиаперелетов

Фото: MBT

«Все самолеты имеют большое количество полых пространств: в фюзеляже, крыльях, отсеках двигателей, шасси и т. д. Эти технические отсеки недоступны для проверок ни таможни, ни служб безопасности. Чтобы их осмотреть, нужно получить специальное разрешение, что может занять длительное время. На практике это создает системную уязвимость, которой пользуются преступники, так как они уверены, что эти части самолета не будут досматриваться», – рассказывает Forbes Kazakhstan Мирсеа Тюдор, основатель и президент румынской MB Telecom Ltd (MBT). К примеру, в Латинской Америке использование малых воздушных судов уже давно стало одним из излюбленных методов контрабанды наркотиков.

Технология Roboscan Aeria позволяет сканировать любой борт за считаные минуты. Разработка существует уже более двух лет с момента ее презентации на международной выставке изобретений в Женеве в апреле 2013 года, где она выиграла Гран-при конкурса. Патент принадлежит MBT.

Беседа с Тюдором проходит во внутреннем дворе отеля Hermitage в Монте-Карло, где мы спрятались от палящего солнца. Бизнесмен и изобретатель прибыл на Лазурный Берег представлять Румынию в финале конкурса «Предприниматель года – 2015» (EY Entrepreneur of the Year).

С момента основания в 1994 году MBT выросла в группу из четырех компаний, которая имеет 20 патентов и обеспечивает работой 130 человек. Она предоставляет решения в области обеспечения безопасности в пограничных зонах, аэропортах и морских портах. Так, сканер для грузовиков и контейнеров, созданный MBT в 2009 году и тоже выигравший Гран-при в Женеве, установлен на восточной границе ЕС, между Румынией и Молдовой. Главное его отличие от других подобных – в возможности удаленного управления, что устраняет риск облучения радиацией. После того успеха Мирсеа пригласили на конференцию в Вашингтон, где один из высокопоставленных американских чиновников спросил, почему бы ему не создать нечто подобное для самолетов. Так родилась идея Roboscan Aeria.

Было разработано две модели сканера. Гражданская версия Roboscan Aeria придумана для обнаружения скрытых предметов, будь то оружие, взрывчатка, наркотики или деньги. Со слов Мирсеа, точность изображения после сканирования позволяет увидеть нить накаливания электрической лампы внутри самолета. Стоимость такого аппарата варьируется в пределах €3 млн в зависимости от комплектации. Военная версия предназначена для проверки работы основных систем воздушного судна и безопасности его дальнейшего полета, что актуально во время ведения боевых действий. Сканер позволяет точно определить степень полученных повреждений и сокращает время ремонта. Такой предлагается по цене около €5 млн за единицу.

Преимущества технологии заключаются в ее мобильности и автономности, так как Roboscan Aeria устанавливается на спецтранспорте, не требует дополнительных ресурсов и инфраструктуры для работы. После прибытия на место подготовка к сканированию занимает около 15–20 минут, что включает в себя развертывание стрелы с установленным рентгеновским генератором, который располагается выше борта самолета, а также размещение линии модуля обнаружения на земле и буксира с батарейным питанием на переднем шасси. В процессе сканирования генератор и модульная линия образуют треугольное рентгеновское поле, через которое буксир проводит воздушное судно со скоростью от 0,1 до 0,3 метра в секунду.

Необходимое количество модулей определяется размахом крыльев. Изначально аппарат предназначался для малых частных и средних коммерческих судов с размахом крыльев до 42 метров, однако сегодня возможно его приспособление для самолетов любых размеров, включая Airbus A380.

Техника безопасности эксплуатации предполагает отсутствие людей в радиусе 30 метров во время работы сканера. Портативное устройство защиты немедленно прекратит сканирование в случае обнаружения людей в данной области.

Одно подобное устройство установлено в аэропорту Бухареста в качестве пилотного проекта, посмотреть на его работу приезжает много делегаций из разных стран. По словам собеседника, сейчас ведутся переговоры c международными регуляторами, такими как ИКАО (Организация международной гражданской авиации при ООН), TSA (Администрация транспортной безопасности США) и ЕКАК (Европейская конференция гражданской авиации), чтобы внедрить технологию повсеместно. В случае успеха спрос на продукцию значительно вырастет в короткий промежуток времени. На сегодняшний день MBT в состоянии производить на имеющихся мощностях в Румынии до 12 сканеров в год. В то же время в Швейцарии строится завод, который сможет выпускать до 75 аппаратов в год. Однако и этого не хватит, чтобы удовлетворить потенциальный спрос, когда будут завершены переговоры. Тюдор оценивает этот рынок более чем в $2 млрд в последующие несколько лет.

«Поэтому наша стратегия для крупных рынков будет заключаться в создании совместных предприятий, трансферте технологий и организации местного производства», – делится планами Мирсеа. Он уверен, что не позднее чем через пять лет его изобретение станет обязательной частью инфраструктуры любого аэропорта в мире.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube