В трехмерной реальности

7996

Каждый пользователь станет режиссером и зрителем

Фото: Дмитрий Хегай
Дмитрий Козко планирует принести технологию ТВТ-съемки в обычные дома.

В лучших традициях Пало-Альто на чердаке, над концертным залом Дзинтрас, среди опилок, коробок и серверов трудятся на своих MacBook три программиста. Их задача – получить картинку с 19 камер, расставленных по периметру в концертном зале, и преобразовать отснятый материал с помощью софта в трехмерную виртуальную трансляцию (ТВТ). Далее эту информацию можно передавать на компьютеры, планшеты, смартфоны и телевизоры конечному пользователю.

Разработкой технологии ТВТ уже более пяти лет занимается компания Net Element International (NASDAQ: NETE). Разработка ТВТ продолжается в казахстанской «дочке» Net Element, зарегистрированной в ПИТ «Алатау», председателем совета директоров и одним из крупных акционеров которой (27%) является казахстанский предприниматель Кенес Ракишев.

В настоящее время технология находится в стадии тестирования, но в отличие от Хьюлетта и Паккарда, которые разрабатывали прибор для тестирования звуковой аппаратуры «в никуда», намерение использовать ТВТ уже высказали несколько медиа­холдингов, в том числе российский Первый канал. Также, по словам специалистов Net Element, ведутся переговоры с производителями Smart TV. Так что в скором времени можно ожидать появления телевизоров, поддерживающих трансляцию ТВТ. По словам Дмитрия Козко, президента Net Element, при оптимистичном сценарии технология поступит в широкое пользование через год-два. Пока что разработчики тестируют ее в разных погодных условиях, на различных мероприятиях, пробуют разные площадки. 

После тестирования на конкурсе «Новая волна» с учетом полученных данных технология дорабатывается в отечественном ПИТ «Алатау» и в открытой недавно R&D (research and development) лаборатории в российском «Сколково». Ожидается, что следующим milestone в совершенствовании ТВТ станут зимние Олимпийские игры в Сочи, которые покажут возможности технологии при использовании на спортивных мероприятиях.

Суть технологии заключается в том, чтобы преобразовать видео с множества камер, расставленных на различных позициях, в трехмерную модель. Далее программное обеспечение производит сжатие информации и передает ее на различные устройства, где, в свою очередь, приложение позволяет управлять камерой наблюдения в режиме реального времени. Теоретически ТВТ предлагает зрителям стать режиссером собственной трансляции. Установив приложение (софт) на устройство, зритель сможет выбрать точку наблюдения, масштаб или объект. По сути, ТВТ отправит привычный нам монтаж в забытье. Конечный пользователь будет получать трехмерную картинку и монтировать ее по своему выбору. В пример президент Net Element приводит футбольный матч: «С помощью ТВТ зрители смогут на своих смартфонах, планшетах, телевизорах, компьютерах следить за своим любимым футбольным игроком и даже видеть все, что игрок видит своими глазами, или посмотреть, что делает голкипер в перерывах между голами. Если пойти дальше, то с помощью технологии можно узнать скорость мяча, расстояние от мяча до определенного футболиста и еще множество мелких деталей, которые мы упускаем сейчас».

По сути, развитие ТВТ может привести к появлению новых бенчмарков в спорте, не считая влияния, которое окажет технология на такие области, как производство электроники, телевидение, информационные технологии и интернет, кино, индустрия развлечений. 

Поскольку технология новая для потребительского рынка, то можно только приблизительно оценить ее влияние в денежном эквиваленте. Концерты, спортивные события в формате ТВТ могут стать популярным развлечением. Производство и продажа контента могут принести сотни миллионов долларов заинтересованным сторонам. Доход от продажи контента может быть сравним с прибылями от 3D-каналов.

При простом расчете очевидно, что появятся телевизоры, в которых будет встроен ТВТ-плеер, и с возможностью управления трехмерной сценой либо с помощью некоторого аналога дистанционного управления, либо устройства по типу Kinect. Производители телевизоров могут заработать десятки миллиардов долларов. Лицензоры технологии получат лишь небольшой процент, который, по оценкам Дмитрия Козко, будет равняться сотням миллионов долларов. 

Самостоятельной индустрией может стать и производство комплексов для снятия видео в режиме ТВТ. Стоимость камеры, которую использует Net Element, составляет около $3000, при этом по качеству съемки она не уступает профессиональным камерам, которые используют операторы. «С развитием технологии можно будет принести технологию ТВТ-съемки в обычные дома, и люди будут пользоваться комплексами ТВТ с такой же популярностью, как пользуются сегодня видеокамерами. Кому бы не хотелось записать видео своих детей или семейных событий в формате виртуальной реальности, чтобы лет через 10 сесть перед экраном телевизора и почувствовать, что сидишь опять за столом на семейном торжестве», – мечтательно рассуждает Дмитрий Козко. 

Понятно, что для передачи контента в формате ТВТ требуются большие хранилища данных, а также широкие каналы связи. По словам разработчиков, если технология обретет необходимую популярность, то будет потребность и в соответствующей инфраструктуре. Уже стала реальностью скорость интернета 100 Мб/c, и не за горами 1 ГБ/c. «От такой потребности выиграют производители сетевого оборудования, создатели обычных и облачных хранилищ данных. Все это способно привнести в индустрию десятки и сотни миллиардов долларов в мировом масштабе», – говорят в Net Element.  

Особенно технология может повлиять на индустрию кино и произвести переворот, подобный тому, какой произвело появление цветного телевидения. Президент Net Element указывает на то, что у режиссеров появится новая размерность, которую они могут использовать для того, чтобы сделать кино интереснее. Тот же самый фильм может быть воспринят совсем по-другому при просмотре с другой позиции. Поэтому может быть такой же успех, как у «Аватара» (Дж. Кэмерон), и несколько десятков таких фильмов способны принести миллиарды долларов прибыли и привести к образованию новой школы в кино.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить