Какие интернет-магазины выгодно открывать в Казахстане

15327

Учитывая активизацию игроков на рынке электронной коммерции и тенденцию его роста, открывать нишевые интернет-магазины в ближайшие два года будет привлекательно

© Depositphotos.com/Kchungtw
С 2013 года в Казахстане появилось порядка 10 нишевых интернет-магазинов и сервисов

На отечественном рынке электронной коммерции уже заняты все ключевые сферы, а в ближайшие два года будут закрыты и все привлекательные ниши, прогнозируют в Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ). Поэтому, чтобы «выстрелить», проекту необходимо иметь точное понимание потребностей рынка.

С 2013, по информации АКИБ, в Казнете было запущено порядка 8–10 нишевых интернет-магазинов и сервисов. Как считает директор ассоциации Манарбек Абенов, востребованность таковых обусловлена прежде всего широким ассортиментом определенной продукции, а рентабельность – удобной логистикой доставки и оплаты товара, представленной такими способами, как cash on delivery, запуск сети постоматов, а также велокурьерская служба.

Вместе с тем в этом виде бизнеса, как правило, отсутствует высокая конкуренция. По словам Олега Туркина, генерального менеджера группы компаний СВС, владеющей интернет-магазином по продаже шин f7.kz, плюсы такого положения не только в возможности быстрого роста, но и в создании постоянной лояльной клиентской базы.

Еще одно преимущество нишевого интернет-бизнеса кроется в его специфике, которая позволяет лучше контролировать качество предоставляемого сервиса и выстраивать отношения с каждым покупателем индивидуально.

«Это помогает более точно определить, каковы предпочтения клиента, как эффективнее улучшать сервис и насколько расширять ассортимент. Кроме того, это способствует налаживанию партнерских отношений с поставщиками и дистрибьюторами продукции, контролю за своевременной доставкой», – говорит Анвар Бакиев, сооснователь интернет-магазина по продаже линз Lensmark.

Нишевой бизнес может быть привлекательным благодаря его быстрой рентабельности. В среднем она составляет шесть-девять месяцев. Но этот показатель разнится для каждой компании, поскольку во многом зависит от спроса на продукцию и амбициозности владельцев. К примеру, Lensmark понадобилось около двух с половиной лет, для того чтобы стать прибыльным. По словам Бакиева, в первые два года основной целью было создание лояльной клиентской базы (на сегодняшний день – 22 тыс. активных клиентов), для того чтобы в дальнейшем предлагать новые товары и услуги.

При этом в начале развития бизнеса его маржинальность была 60%, а на сегодняшний день не превышает 30% при среднем чеке в 8 тыс. тенге. Обуславливается это тем, что каждый интернет-магазин хочет предложить линзы по самой низкой цене, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Подобная «борьба за клиента» провоцирует демпинговые войны и играет на руку недобросовестным интернет-магазинам, завозящим продукт «всерую». Как считает Анвар, для того чтобы конкурировать с офлайновыми оптиками и другими онлайн-магазинами, необходимо предлагать качественный продукт за меньшие деньги, а также постоянно расширять ассортимент и быть внимательным ко всем жалобам и предложениям клиентов. Немаловажным является и комфортность самого процесса покупки, наличие всевозможных способов оплаты.

Главным недостатком нишевого интернет-бизнеса опрошенные Forbes Kazakhstan игроки называют ограниченный рост.

«К примеру, если весь рынок контактных линз в Казахстане составляет $10 млн, то заработать больше этого показателя невозможно», – поясняет Бакиев.

А ограниченность роста становится основным барьером в привлечении финансирования. Для инвесторов намного привлекательнее вкладывать деньги в большие интернет-проекты и магазины, которые в перспективе пяти лет смогут вырасти в масштабах и генерировать большую прибыль.

Кроме того, возникают сложности с продвижением продукции и поиском целевой аудитории. Найти клиента для нишевого интернет-магазина в разы сложнее, чем для универсального. К примеру, в Казахстане на онлайн-продажу таких товаров, как контактные линзы, шины и другие, приходится не более 5%. Соответственно, маркетинг должен быть более сфокусированным на определенную аудиторию. При этом если стоимость привлечения одного клиента для крупных интернет-магазинов составляет в среднем около 350 тенге, то для нишевых – 700–1000 тенге.

Несмотря на недостатки, развивать предпринимательство в Сети остается привлекательным, учитывая активизацию игроков на рынке и тенденцию его роста. Предположительно, к 2015 объем электронной коммерции в Казахстане составит $3,6 млрд (5,1% от всего казахстанского рынка товаров и услуг, оцениваемого в $90 млрд), а его постоянными покупателями станут 5,2 млн казахстанцев.

В этом случае главное – правильно оценить ситуацию на рынке, найдя те ниши, где реально будет спрос на продукцию, и создать работающую бизнес-модель. В последнем поможет рациональное управление финансовым учетом и стратегическое планирование. Пока же многие молодые бизнесмены сталкиваются с проблемой грамотного бюджетирования, анализа рынка, сводя финансовую часть проекта к банальной схеме расходов компании и ее оборота в будущем и совершенно забывая о важности правильного распределения средств сейчас.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить