Цифровизация промышленности: новые возможности для «старого» бизнеса

8502

Цифровую трансформацию какого-либо предприятия принято рассматривать с двух сторон. Как правило, это цифровизация бизнес-модели и операционная цифровизация

Ануар Акишев
Фото: архив DAR
Ануар Акишев

В первом случае у компании происходит трансформация модели взаимодействия с клиентом, во втором – внедрение цифровых инструментов для увеличения эффективности целого предприятия. Сложность в том, что на пути оцифровки такие компании часто сталкиваются с трудностями в виде перехода от традиционных способов работы ведения учёта на бумаге к «цифре» или поиску подходящих специалистов. Мы поговорили с Ануаром Акишевым, руководителем направления BI и Data Science компании DAR о том, какие преимущества получит бизнес от использования современных индустриальных технологий и как выявить барьеры, которые возникают у предприятий на пути к цифровизации.

С какой проблемой чаще всего сталкиваются компании на пути к «оцифровке» своего производства?

- Как и во всех проектах, связанных с цифровизацией, базисной проблемой является приведение в цифровой формат необходимого объёма данных. Большая часть информации на предприятиях хранится на бумаге, в разрозненных базах и файлах или даже ведётся в устной форме. В итоге получается, что на производстве процессы работы с данными зависят от человеческого фактора, а значит, не исключены ошибки, задержки в получении инфрормации и другие негавтивные факторы. Соответственно, при таких условиях очень велика вероятность получить искажённую картину по различным производственным процессам. Также возникают сложности в сборе данных, просчёте различных KPI и прочих показателей. С таким подходом, конечно, тяжело проводить какую-то аналитику, тем более что информация, скорее всего, будет неточной и неполной.

А сколько времени занимает весь процесс? Кажется, на сбор данных уходит очень много времени…

– Весь процесс верхнеуровнево можно традиционно поделить на несколько этапов. Прежде всего, это анализ проблемы, затем идёт решение, а завершающим этапом становится оценка того, насколько эффективно и верно проблема была решена. Если смотреть на реальные примеры, то речь идёт о пяти-семи годах. Как вы верно отметили, много времени уходит на сбор данных, потому что с этого и начинается реальная цифровизация. Это очень продолжительный и трудоёмкий процесс, на который в среднем я бы выделил не менее года. В этот этап входит также большая работа по аудиту всех процессов, процедур и инструкций, на базе которых в принципе любое производство и существует. Всё это даёт полное понимание того, какие существуют данные, как они коррелируют между собой, какая часть информации оцифрована, а какая нет.

На что обратить внимание компании в первую очередь: на подготовку кадров либо на технологические инновации, которые необходимо внедрить на производстве?

- Однозначно нужно начать с подготовки кадров со всеми процедурными и дисциплинарными вопросами. Бывают случаи, когда на производстве по разным причинам реальные действия расходятся с рапортами, которые построены на действующих инструкциях. В таких случаях применение любых технологий может превратиться в monkey job. Поэтому я не устаю повторять, что сначала нужно навести порядок в процессах и процедурах, а потом уже накладывать цифру и применять технологии.

Есть ли на рынке достаточное количество специалистов, которые могут поддерживать процесс цифровизации на производстве?

- Думаю, что если уходить в персоналии, то таких специалистов не так много, так как сам концепт Industry 4.0 - очень свежий тренд. Сейчас такие проекты работают больше как синергия экспертов производственной отрасли и IT-отрасли. Если говорить от лица производства, то на данном этапе развития Industry 4.0 самое главное - иметь специалистов, которые знают, как работает произоводство, какие есть проблемы и как по ним правильно сформировать задачу для коллег из IT.  Другими словами, на производстве должны быть сильные аналитики.

Насколько важно иметь свою команду in-house или же можно ограничиться аутсорсингом?

- Если говорить про аналитиков, то однозначно экспертиза должна быть in-house. В случае IT, на мой взгляд, всё зависит от долгосрочного видения развития самого производства. Для каких-то компаний формирование своего штата разработчиков становится жизненно необходимым процессом. Например, машиностроение уходит в беспилотные аппараты, так что там кругом и всюду IT. Если же говорить о добывающей отрасли, то намного проще заказать IT-решение под себя, что по сути сейчас и происходит.

Будет ли зависеть срок цифровизации от размера компании или её специфики?

– Да, скорость цифровизации будет зависеть и от объёма, и от особенностей производства и даже от отдельных структурных подразделений. Например, на заводе на каком-то конкретном участке процесс может проходить в два шага. Допустим, кран, который поднимает и опускает что-то. В соседнем цехе процесс может быть намного более запутанный, где в процессе работы учувствуют множество людей и много производственной техники. Если в первом случае задача решится за неделю, то во втором эта же неделя уйдёт только на то, чтобы отрисовать все процессы.

Компании нужно заниматься оцифровкой какого-то одного участка или сразу нужно оцифровывать весь процесс?

- Я предпочитаю «есть слона по частям». Как показывает практика, планомерная и взвешенная масштабируемость каких-то новых решений и технологий намного эффективней той же расфокусировки на пару с желанием решить всё и сразу.

Автоматизация бизнес-процессов имеет и обратную сторону медали — люди могут потерять рабочие места, а кому-то придётся переучиваться. Что вы об этом думаете?

– Если говорить именно об автоматизации бизнес-процессов, то, на мой взгляд, эти фобии сильно преувеличены. Во-первых, новые технологии помогают людям делать свою работу лучше и эффективнее. Во-вторых, никакая технология далёко не уйдёт без участия человека. Я говорю сейчас даже не о разработчиках, а именно о профильных экспертах из той области, куда внедряется цифровизация. Мне кажется, именно синергия технологий и экспертов доменных областей даст прогресс и развитие какой-то конкретной области. Возьмём, к примеру, медицину или астрономию. Последние прорывы в этих областях были сделаны не «компьютером» или «человеком», а умным «человеком», работающим на высокотехнологичном «компьютере». Вопрос в том, насколько конкретный человек готов развиваться и брать на воружение новые технологии.

Адина Байкинова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить