Трое с ларцами

10187

Почему игроки считают, что объем платежей через терминалы в Казахстане будет расти

Фото: Андрей Лунин

Большая часть рынка платежных терминалов самообслуживания (self-service terminal – SST) в Казахстане поделена между тремя основными игроками: Qiwi Kazakhstan, Kassa24 и «КиберПлат».

У Qiwi Kazakhstan, по словам ее главы Владимира Кима, около 35 тыс. пунктов приема платежей. Спектр услуг компании, листингованной на NASDAQ, можно разделить на три группы: POS-терминалы, Qiwi-кошелек (виртуальный счет, которым можно управлять через мобильный телефон) и Qiwi-терминалы (15 тыс. по всей республике).

«КиберПлат» также обладает обширной сетью пунктов приема платежей – более 30 тыс. Как поясняет главный исполнительный директор «КиберПлат» Владимир Кузнецов, внести платеж можно тремя способами: через банкоматы (где компанией устанавливается специальная программа), POS-терминалы у ретейлеров и собственно через SST (сеть состоит из 10 тыс. аппаратов).

Kassa24 (ТОО «Астана-Плат») также предлагает потребителям довольно широкий спектр услуг, из которых можно выделить e-ticketing. Это возможность купить электронный билет на самолет (18 авиакомпаний) или поезд (КТЖ и РЖД). По оценке генерального директора PayBox.kz Алексея Назарова, третьему игроку принадлежит около 9 тыс. аппаратов.

Таким образом, совокупно сеть SST в Казахстане насчитывает около 34 тыс. терминалов. Интересно, что, согласно статистике Нацбанка, на июль 2015 года количество аппаратов составило всего
13,3 тыс. штук.

По словам Назарова, на данный момент каналы оплаты услуг либо покупок в интернете делятся на две основные группы. Первая – это платежи посредством банковских карт (безналичный расчет, интернет-банкинг, мобильный банкинг); на эту группу приходится порядка 35–40% операций. Вторая – использование SST, чья доля составляет 25–30%.

Будет ли меняться это соотношение? Если посмотреть на Россию, то там популярность платежных терминалов самообслуживания снижается: им на смену приходят мобильный и интернет-банкинг.

Назаров, однако, предполагает, что в Казахстане будет наблюдаться другая тенденция – количество SST возрастет. «Есть достаточно много регионов, где интернет не развит и люди пользуются им не так активно, как в больших городах, тем более не проводят онлайн-платежи. Для них психологически проще доверить деньги какому-либо объекту, – объясняет собеседник. – На рост будет влиять и то, что появляются новые сервисы, к примеру Kassa24 запускает переводы с карты на карту через платежный терминал. Таким образом, они вступают в синергию с другими платежными сервисами, что усиливает их позиции. Появление новых услуг позволит если не показывать интенсивный рост, то конкурировать с интернетом».

Ким согласен с такой точкой зрения, заявляя, что Qiwi намерен и дальше увеличивать количество терминалов в Казахстане.

В связи с ростом числа терминалов можно ожидать и увеличения оборотов на этом рынке. Сейчас у игроков этот показатель серьезно разнится: месячный оборот «КиберПлат» составляет, по данным компании, 100 тыс. тенге, Qiwi Kazakhstan – 800–900 тыс. тенге. Согласно приблизительным оценкам Forbes Kazakhstan, общий годовой оборот терминальной сети превышает $700–800 млн.

К слову, в России, по подсчетам J’son and Partners Consulting, оборот платежных терминалов по итогам 2014 года поднялся на 5%, достигнув 1,15 трлн рублей ($30,2 млрд по среднегодовому курсу за год). Средний платеж тоже увеличился, притом что количество транзакций снизилось.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить