Трансформация бизнеса

21827

Глобальная расстановка сил в бизнесе меняется. Что нужно делать, чтобы остаться на плаву

Фото: BLOOMBERG

Во всем мире компаниям приходится сталкиваться со стремительно меняющейся конъюнктурой рынка. Сложная геополитическая обстановка, развитие компьютерных технологий, экономический рост в развивающихся странах – вот лишь несколько факторов, которые трансформируют бизнес-среду. В обострившейся конкурентной борьбе многие известные корпорации с многолетней историей проигрывают более молодым и гибким компаниям. Чтобы оставаться на плаву, нужно заблаговременно менять внутреннюю структуру бизнеса, советуют эксперты The Boston Consulting Group (BCG).

«Смысл любой корпоративной трансформации заключается в изменении траектории развития, – говорит Джим Хемерлинг, старший аналитик BCG. – Это включает в себя как единовременные меры для укрепления позиции компании на рынке, так и систематическую деятельность по совершенствованию человеческого капитала, организационной структуры и корпоративной культуры».

Источники финансирования

Прежде чем приступать к трансформации бизнеса, руководителям компаний необходимо решить, откуда выделить деньги на реформы. Дополнительные средства, как правило, тратить не хочется, поэтому менеджеры прибегают к перераспределению бюджета и урезают некоторые расходы. Это очевидный шаг, но зачастую далеко не самый эффективный. Вместо этого эксперты советуют попробовать увеличить прибыльность компании путем пересмотра ценовой политики. «Грамотно выстроенная ценовая политика может увеличить доходность бизнеса на 5% в течение первого года, – считает Хемерлинг. – Для начала необходимо систематизировать цены и расходы на рекламу. Разумеется, делать это надо аккуратно, основываясь на данных о продажах и предпочтениях покупателей. В большинстве компаний маркетологи совершенно бездумно тратят огромные деньги на прямую рекламу, тогда как могли бы заняться аналитической работой и принести гораздо больше пользы».

Упрощение организации

Исследования показывают, что с 1955 года сложность корпоративной структуры увеличилась в 35 раз. Именно это является одной из главных причин низкой мотивации сотрудников: людям сложно расти профессионально в многоступенчатой иерархии.

«Бюрократия пожирает как человеческие, так и финансовые ресурсы, – отмечает Хемерлинг. – Согласно последним данным, упрощение организационной структуры приносит компании от 15 до 30% экономии. Помимо этого, решения принимаются быстрее, а людям легче себя проявить».

Переосмысление бизнес-модели

Для того чтобы успешно трансформировать бизнес, руководителям необходимо ответить на главный вопрос: чем занимается компания? Он включает в себя три аспекта.
1. Какая у компании целевая
аудитория? Какой она должна быть?
2. Какие продукты и услуги предлагает компания? Какие должна предлагать?
3. На чем зарабатывают владельцы и как распределяется доход? Соответствует ли это долгосрочной стратегии развития бизнеса?
Подумав над всем этим, можно наметить план реформирования. Он может включать в себя фундаментальную смену концепции либо внедрение новых услуг и продуктов.

Пример трансформации

Успешный пример множества перерождений – финская Nokia. Сейчас принято считать, что эта компания навсегда ушла в историю, однако это не так. За свое 150-летнее существование она не раз воскресала и, похоже, сделала это в очередной раз.

В этом году, как известно, Nokia оказалась перед сложным выбором: продолжать инвестировать средства в мобильные устройства или трансформироваться во что-то иное. Телефоны финской компании неуклонно теряли популярность и требовали все больше вложений. В то же время другой сегмент бизнеса Nokia – совместное с немецкой Siemens предприятие Nokia Siemens Networks (SNS) – давал финнам надежду на дальнейшее развитие.

Для принятия решения председателю совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа потребовалось несколько месяцев. В конечном итоге финны продали бизнес по производству мобильных устройств Microsoft и выкупили 50%-ную долю Siemens в NSN, специализирующейся на производстве телекоммуникационного оборудования. После этого были разработаны детальный бизнес-план, новая корпоративная структура и подобрана команда топ-менеджеров. Целью Nokia стало лидерство на рынке телекоммуникаций и мобильной связи.

С тех пор цена на акции Nokia постепенно росла. Стоимость компании увеличилась в 12 раз по сравнению с июлем 2012 года. Акционеры вновь заработали миллионы долларов, а Nokia вернула себе титул самого дорогого финского бренда. И это – только начало.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить