Toyota: Перезарядка

6326

Как японский автоконцерн отвоевывает позиции с помощью водородного автомобиля Mirai

«Зеленый» король раз и навсегда: Джим Лентц, генеральный директор Toyota North America
Фото: Ethan Pines для Forbes
«Зеленый» король раз и навсегда: Джим Лентц, генеральный директор Toyota North America

В 1997 году в фешенебельном токийском отеле на фоне огромных дисплеев с видеокадрами летающих птиц Toyota Motor представила миру Prius. Выглядел он не особо привлекательно: смешной компактный седан с крохотными колесами и срезанной передней частью. Но внутри скрывалось нечто новое: 1,5-литровый четырехцилиндровый двигатель, соединенный с электрическим мотором, питаемый 274-вольтовой батареей, расположенной под задними сиденьями.

Из всех презентаций новых машин эта была самой масштабной, ведь японский автопроизводитель видел в Prius возможность представить себя в новом свете. В знаменитой своими качеством, доступностью и надежностью (стоимость бренда – около $42 млрд) Toyota надеялись, что выход гибридного (бензин + электричество) автомобиля, сокращающего количество вредных выбросов в атмосферу и демонстрирующего невероятный расход топлива (45 миль/галлон в трассовом режиме), окрасит образ компании в экологичные зеленые цвета.

В Америке никому до этого не было дела. Галлон бензина стоил доллар, и людей больше заботил вопрос поиска парковочного места для своих массивных внедорожников, нежели экономия пары пенни на заправке. СМИ отреагировали жестко. «Все называли этот автомобиль научным экспериментом и задавались вопросом, зачем устанавливать в машину два силовых блока», – вспоминает Боб Картер, старший вице-президент Toyota Motor Sales U.S.A.

Но Toyota смеялась последней. Компания продала 8,5 млн гибридных автомобилей, включая 5,4 млн Prius, что значительно больше результатов любого другого автопроизводителя. Казалось бы, все извлекли полезный урок: не делайте ставок на проигрыш Toyota.

Однако сейчас происходит то же самое: потребители и СМИ массово переходят на сторону электромобилей Tesla – Model S и новейшей Model 3, упуская потенциально более революционную новинку от Toyota с водородным топливным элементом – Mirai.

Как и автомобили от Tesla, Mirai питает электричество, но вместо того, чтобы хранить энергию в батарее, машина генерирует электричество по мере необходимости. Кислород из воздуха и водород, хранящийся под высоким давлением в резервуарах под сиденьями, подаются в блок топливных элементов, где происходит химическая реакция, создающая электричество, которое и питает двигатель. Достоинства Mirai многочисленны: единственный выброс – вода; ее можно заправить за пять минут (в отличие от традиционного электричества); после полной заправки она может проехать 312 миль, что вполне сравнимо с машиной на бензиновом двигателе.

«Хотя я и думаю, что потребителям нравится идея высокотехнологичной машины, которая еще и экологически безвредна, они в то же время хотят автомобиль, который ведет себя привычным им образом», – отмечает Джим Лентц, генеральный директор Toyota North America. Иметь возможность заехать на заправочную станцию и получить полный бак за пять минут – это огромный плюс автомобилей на водородном топливе, уверен он. Даже ускоренная подзарядка электромобилей сегодня занимает 30 минут.

И все равно Mirai, продажи которого стартовали прошлым летом, пока не получает серьезной поддержки на рынке. Нехватка станций заправки водородом – огромная проблема, которая усугубляется техническими и регуляторными вопросами, в том числе вопросом транспортировки чрезвычайно взрывоопасного и менее стабильного, чем бензин, водорода. В США существует только 16 станций для одиночных машин, хотя эта цифра должна превысить 30 к концу года.

При этом перед Toyota стоит еще более фундаментальная проблема – проблема бренда. Даже принимая во внимание ее лидерство в разработке более безвредных по отношению к окружающей среде автомобилей, компания больше не стоит во главе «зеленого» автомобилестроения. Сегодня тон задает Tesla Motors Илона Маска.

«Когда речь заходит об электромобилях, большинство людей вспоминает Tesla. Когда – о беспилотном управлении, то все говорят о Google, – констатирует Джез Фрэмптон, глава Interbrand, нью-йоркского консалтингового агентства. – У автомобильной индустрии есть все ресурсы, чтобы обойти этих выскочек. И все же внезапно появившимся звездам удалось захватить воображение людей. Это серьезный вызов для Toyota».
«20 лет назад быть маркой, которая никогда не подводит, что-то значило, – замечает Карл Брауэр, старший аналитик Kelley Blue Book. – Но то, что привело их на этот уровень – качество и защита окружающей среды, больше не может рассматриваться как отличительный фактор».
При своей цене $57,5 тыс. Mirai вполовину дешевле, чем элитная Model S, а государственные и федеральные льготы снижают ее цену еще на $13 тыс. Лизинг обойдется в $500 в месяц. Toyota даже будет покупать вам топливо в течение трех лет, что составит еще $15 тыс. экономии.

К концу 2017-го компания надеется продать 3 тыс. седанов Mirai, а к 2020-му – 30 тыс. Даже если продажи будут соответствовать самым оптимистичным прогнозам, Mirai не внесет ощутимого вклада в $248-миллиардные годовые продажи Toyota. Но, учитывая, что эта модель разрабатывалась на протяжении многих лет в тандеме с Prius, с которой у нее много схожих технологий, компания и не потратит много на запуск. Чтобы подстегнуть индустрию в направлении автомобилей на водородном топливе, Toyota сделала исключительный шаг – предложила 5680 своих патентов на топливные элементы конкурентам до 2020 года бесплатно.

Однако при отсутствии инфраструктуры для заправки нужным топливом такие автомобили – путь в никуда. Калифорния пообещала выступить поручителем на $200 млн при строительстве водородных заправочных станций в течение следующих нескольких лет. Чтобы запустить процесс, Toyota выдала заем в размере $7,3 млн на строительство 19 заправочных станций в штате компании First Element Fuels и сотрудничает с Air Liquide по 12 станциям на северо-востоке. (Honda, запускающая в этом году работающий на топливных элементах седан Clarity, выдала First Element дополнительные $14 млн.)

«Надеемся, что и дальше продолжим в том же духе, – говорит Лентц, который в данный момент пытается сдержать спрос, пока инфраструктура не будет готова. – Мы просим покупателей отложить доставку, если заправочная станция в их районе еще не открылась. Я не хочу, чтобы у людей остался негативный опыт».
Говорят, что Маск назвал автомобили на водородном топливе «дурацкими».

Но существует и другой сценарий: может оказаться так, что Toyota – настоящий подрывник всей индустрии. С финансовыми резервами в размере $23 млрд и бюджетом на исследования и разработки примерно в $10 млрд Toyota способна заглядывать далеко в будущее (намного дальше, чем испытывающая нужду в деньгах Tesla) и видеть, что у водорода, получаемого из возобновляемых источников, есть долгосрочное преимущество над электричеством. (Интересный факт. Ни одна из технологий не является на 100 % экологически безвредной. Большая часть электрической энергии, используемой для Tesla, получается путем сжигания ископаемых видов топлива. Для извлечения водорода из природного газа требуется большое количество энергии, а для отделения его от воды – много электричества.)

В Toyota не видят смысла в развитии автомобилей, способных преодолевать большие расстояния на электрических батареях, считая, что они непрактичны и нерентабельны, принимая во внимания ограниченные возможности батарей в обозримом будущем. Вместо этого компания добавляет в линейку больше гибридных и подключаемых гибридных автомобилей и создает задел для того, что, в ее представлении, станет неизбежным – автомобилей на водородном топливе. Официально установленная цель Toyota – к 2050 году сократить выбросы своих машин на 90 %.

Если для того, чтобы водород вошел в моду, нужно 15 или 20 лет, пусть будет так. Исходя из своего опыта с Prius, Toyota знает: тише едешь – дальше будешь. «В конце концов, – считает Фрэмптон, – победителями станут те, кто понимает клиентов лучше и, что важнее, способен видеть чуть дальше собственного носа».
Toyota доказала, что удовлетворяет обоим условиям.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить