Токаеву рассказали, как «Казахтелеком» развивает Big Data в Казахстане

9067

Президент страны принял участие в форуме фонда «Самрук-Казына», который прошел в Нур-Султане 11 февраля

ФОТО: Архив пресс-службы

Компания «Казахтелеком», входящая в состав фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», стала одним из главных участников прошедшего форума. Она показала свои новые разработки и высокотехнологичные инструменты, которые внедряются в ответ на вызовы времени. В частности, президенту Касым-Жомарту Токаеву показали, как на основе Big-Data-аналитики в Алматы во время карантина 2020 года отслеживалось перемещение людей по городу в режиме реального времени. Далее эти данные в автоматическом режиме сопоставлялись со статистикой заболеваемости COVID-19 в разных районах Алматы. Все это помогло вычислять зоны с потенциальными вспышками заболевания, и городские власти могли оперативно принять меры.

После успешного опыта эти инструменты интегрировали в систему видеонаблюдения в местах массового скопления граждан и на транспорте. А это уже помогло охватить масочным режимом большую долю населения. Например, благодаря этим разработкам на самых популярных и загруженных автобусных маршрутах количество пассажиров в масках выросло с 45 до 65%. Также на основе этих данных автопарки смогли оперативно принимать решения о том, на каких маршрутах надо запустить больше автобусов, чтобы во время пиковой нагрузки пассажиры соблюдали социальную дистанцию.

ФОТО: Kazpravda.kz

- Такие решения для обеспечения безопасности жителей города система позволяет принимать и в других местах массового посещения, например в супермаркетах и больницах, - рассказал председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев. – Система неплохо зарекомендовала себя в прошлом году в Алматы, и теперь ее масштабируют в других регионах. Например, сейчас платформу используют в 39 клиниках Карагандинской области и в пассажирских автобусах в Кокшетау. Этот проект стал частью той работы, которую наша компания на протяжении нескольких лет проводит в рамках дальновидной политики нашего основного акционера – фонда «Самрук-Казына» по насыщению рынка страны эффективными отечественными технологиями.

Другой пример, где используется Big Data и сопутствующая аналитика — это фискальные платежи. И тут Казахтелеком, как оператор фискальных данных, может агрегировать информацию обо всех легальных покупках в стране. Что дает такая информация? Например, позволяет выявить резкие ценовые скачки на продукты или лекарства, да и вообще фиксировать в автоматическом режиме все негативные явления на рынке. Далее уже идет работа госорганов по сглаживанию негатива от этих явлений. С точки зрения госуправления, планирования бюджета и сдерживания инфляции в нынешний непростой период для экономики всё это - это крайне важная информация. По словам главы Казахтелекома, компания продолжает активно развивать эту аналитическую платформу. И скоро она будет прогнозировать различные сценарии развития экономической ситуации как в стране в целом, так и в каждом отдельно взятом регионе.

А еще система может довольно точно составить картину покупательской активности по времени (часы, день недели, месяц) и по спросу на конкретную продукцию. А такая аналитика становится интересной уже и для бизнеса, который, имея на руках такие данные, сможет оптимизировать штат и эффективней наладить поставки товаров.

- Фискальные данные в отличие от статистики уплаченных налогов позволяют лучше и детальнее анализировать экономическое поведение бизнеса в городе, - заверил Куанышбек Есекеев. - Например, с их помощью можно оценивать, насколько жители отдельных районов обеспечены услугами или товарами, анализировать наиболее пострадавшие сегменты бизнеса и планировать меры восстановления или развития городской экономики. Сегодня проект функционирует на всей территории Казахстана. И без преувеличения мы можем утверждать, что анализируем каждый фискальный чек налогоплательщиков. Это полномасштабное использование Big Data на национальном уровне.

Также главе государства показали, как работает система маркировки и прослеживания табачной продукции. Напомним, обязательное кодирование сигарет введено в Казахстане с 1 октября 2020. И теперь система может отследить весь цикл движения товаров, от производителя до конечного потребителя с помощью кода Data Matrix. Он хорошо защищен от подделки и содержит информацию о производителе каждой партии сигарет, их оптовых и розничных продавцах и считывается с помощью специальных сканеров, фиксируя каждую последующую наценку на товар. Такая система нужна, чтобы очистить казахстанский рынок от контрафакта и контрабанды. А каждый покупатель сможет самостоятельно проверить происхождение продукции с помощью бесплатного мобильного приложения, разработанного Казахтелекомом. Сегодня в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано уже 17 тыс. предприятий торговли.

После табака маркировку внедрят и для других товаров, где доля теневого оборота критична как для государства, так и для добросовестных производителей. В частности, уже занялись рынком обуви, где в 2019 году объем теневого рынка был сравним с легальным: 34 млн нелегальных пар против 36,5 млн официальных. Тут обязательную маркировку могут внедрить уже во второй половине 2021 года. Также планируется обязательная маркировка лекарств в 2022 году, тестируется кодировка молочной продукции.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить