Тимур Худайбердиев: Будущее за мобильными экосистемами

Сегодня создание суперприложений стало трендом номер один для крупных корпораций по всему миру

Все чаще мы закрываем ежедневные потребности и дела с помощью смартфонов. О том, зачем мобильные операторы встают на тропу IT-компаний, что ждет казахстанский рынок мобильных приложений и заменят ли суперприложения самостоятельные сервисы, рассказал член совета директоров АО «Кселл» Тимур Худайбердиев.

Наверное, первый и основной вопрос, почему все крупные компании начали создавать суперприложения и зачем это телеком-отрасли?

- Сегодня телеком, и в особенности мобильные операторы, уже давно перестали быть просто компаниями, которые предоставляют своим абонентам возможность звонить друг другу по телефону или писать текстовые сообщения. Современные телеком-операторы по продуктовой структуре больше сравнимы с IT-корпорациями. Они объединяют в рамках одной компании мобильные и интернет сервисы, финтех, e-commerce и ряд других, каждый из которых обычно имеет и свой сайт, и приложение для смартфона. А в современном мире чрезмерных потоков информации, usability и повышение комфортности пользовательского опыта встали во главу угла.

Супераппы, объединяющие все сервисы оператора, – это уже не погоня за трендами, а банальная оптимизация. К примеру, в Kcell до прошлого года существовало 7 отдельных, не интегрированных между собой приложений и сайтов, а это нагружало абонентов сложной структурой, да и компания несла огромные расходы на содержание и маркетинг.

Кроме того, при нынешних темпах жизни современные абоненты телеком-операторов хотят иметь возможность решить все свои потребности в одном приложении, не выходя из своего дома или офиса и в несколько кликов. Это новые реалии, которые диктует время.

Именно поэтому год назад было принято решение объединить все сервисы мобильного оператора в одном суперприложении Kcell.

На самом деле суперприложение – это больше модное слово, суть которого непонятна широким аудиториям. Поможем нашим читателям разобраться?

- Конечно. По сути, каждое суперприложение – это экосистема, объединяющая все собственные и сторонние сервисы компании в одном месте.

Впервые этот термин мы услышали еще в 2010 году от Марка Лазаридиса, основателя BlackBerry. Он использовал это слово для экосистемы, объединяющей множество различных приложений. Но настоящую популярность термин «суперприложение» получил благодаря китайскому WeChat, который с каждым годом разрастается во все большую «вселенную» сервисов, доступных в одном приложении. В WeChat вы можете и общаться, и заказать еду, вызвать такси, купить билеты в кино, оплатить коммунальные услуги и сделать еще много других повседневных дел. Большинство деловых встреч в Китае начинается не с обмена визитками, а с обмена QR-кодами в WeChat и создания групп для рабочей переписки. 

Кроме того, в суперприложении есть функция создания мини-приложений, что сделало площадку инкубатором для небольших стартапов. К примеру, в 2017 году небольшой маркетплейс PinDuoDuo запустил мини-приложение в WeChat, благодаря которому смог привлечь 483,2 млн пользователей и отделиться от экосистемы в самостоятельное приложение. В 2019 году PinDuoDuo занял второе место по скачиваниям в Китае, уступив лишь популярной социальной сети TikTok.

Опыт WeChat заинтересовал компании и инвесторов по всему миру, поэтому сейчас почти в каждой крупной стране мира предпринимаются многочисленные попытки повторить успех китайцев.

Из успешных кейсов по странам СНГ можно привести российский ЯндексGo и ВКонтакте, ну и, разумеется, наш отечественный Kaspi.

Клиенты приходят за одним сервисом, но видят дополнительные и начинают ими пользоваться. При правильно отстроенном UX/UI, это позволяет компании намного быстрее и эффективнее тестировать новые продукты и сервисы, появляется больше возможности для аналитики данных, а значит, глубокого понимания своих целевых аудиторий и персонализации предлагаемых услуг.

Заменят ли суперприложения обычные приложения в будущем? И будут ли шансы у маленьких стартапов на фоне крупных компаний, которые имеют ресурсы создавать суперприложения?

- Сейчас мы видим такую тенденцию по всему миру, что крупные корпорации покупают небольшие, но интересные стартапы и внедряют их функционал в свои суперприложения. Кроме того, в случае с открытыми суперприложениями, а это те, что впускают в свою экосистему партнеров, а не только собственные сервисы, небольшие компании получают площадку для продвижения и роста за более скромные деньги, чем они тратили бы на собственные разработки. Поэтому развитие и распространение суперприложений – это скорее не гибель маленьких стартапов, а форвард их развития. Развитие рынка дает толчок к появлению новых предложений и разработок.

А каковы перспективы для казахстанского рынка мобильных приложений?

- Следует отметить, что наша страна славится большим количеством талантливых разработчиков при сравнительно низкой стоимости их услуг, по сравнению с Азией или США. Кроме того, любой, а в особенности B2C-бизнес, все больше уходит от desktop-формата в сторону мобильных версий и приложений. Все большее количество казахстанцев предпочитает получать услуги и приобретать товары посредством смартфонов. Это эволюция, и она будет набирать темпы. Вспомним о том, что всего пару лет назад QR-код был для нас чем-то неведомым, а сегодня эту технологию использует каждый второй казахстанец. Пандемия коронавируса ускорила технологическую революцию, ускорила трансформацию сознания людей в сфере высоких технологий, поэтому можно с уверенностью сказать о том, что тренд на активное развитие мобильных приложений будет расти.

Однозначно, развитие IoT (интернета вещей) и распространение технологии 5G также станут толчком для дополнительного роста рынка мобильных приложений, в том числе и отечественных.

С ростом конкуренции разработчики будут делать акцент на максимальной простоте и удобстве пользовательского опыта.

Кроме высокотехнологичных причин, в том числе распространения финтех-услуг, стоит отметить также и рынок рекламы, который становится все более цифровым.

Эксперты рынка прогнозируют, что встроенная реклама будет немаловажным фактором роста мобильного рынка в ближайшие годы.

А в каком направлении будет развиваться суперприложение от Kcell? Чего ждать абонентам?

- Сейчас ведется активная работа по гиперперсонализации на основе анализа больших данных, это когда приложение само будет предлагать абонентам дополнительные сервисы, которые могли бы сделать их пользовательский опыт более полезным и полным. К примеру, вы оплатили покупку авиабилета, а приложение напомнило вам о том, что можно сразу же подключить роуминг, приобрести подписку на любимые книги на время отпуска. Собственная аналитика больших данных на основе предпочтений абонентов позволяет в нужное время предложить пользователям более выгодные условия. Например, если мы видим, что один из наших абонентов пользуется платными подписками просмотра фильмов и сериалов, суперприложение предложит лучшие условия на наши партнерские ТВ-сервисы.

Кроме того, уже со следующего года запускается единая программа лояльности, которая позволит абонентам Kcell получать бонусы со всех операций внутри приложения и тем самым экономить. Например, благодаря бонусной программе OGO оплатить тариф или даже купить новый смартфон в магазинах Kcell.

При этом большой акцент делается на этике использования данных, вся анализируемая информация обезличена и полностью отвечает мировым стандартам безопасности, то есть личные данные не видны даже нашим аналитикам, чтобы исключить человеческий фактор и какую-либо утечку.

По мере расширения количества доступных сервисов возможности персонализации становятся просто безграничными. В ближайшем будущем мы нацелены на то, чтобы наши клиенты использовали суперприложение Kcell ежедневно, потому что оно будет облегчать им ежедневную рутину.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6734 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить