Tesla встречается с Vespa

9777

Как стартап убеждает миллионы жителей мегаполисов Азии сменить загрязняющие экологию мопеды на электроскутеры, элегантно соединенные со смартфоном

Фото: Chris stowers для Forbes
Гораций Люк под защитой Smartscooter Gogoro встречается с легионом тайбэйских «скутеров-убийц» 

Гораций Люк хотел стать первым обладателем Tesla Model S в Тайване с момента выхода в свет этого шикарного седана с электрическим двигателем в 2012 году. Люк, бывший глава по инновациям HTC, помешан на красоте и функциональности вещей. К большому сожалению, его нежно любимую Tesla не продавали в Тайване (и до сих пор не продают). Он задумался о том, чтобы привезти эту машину из-за границы, однако подруга отговорила его от этой затеи. У него не было собственного гаража, поэтому автомобиль приходилось бы заряжать в офисе, что делало бы невозможным использование в выходные.

Tesla и подобные ей электромобили, может, и завоевывают аудиторию в США, где иметь собственный гараж в доме – норма, но стремительно растущие городские центры Азии представляют собой недружелюбную атмосферу для внедрения экологически чистого автотранспорта. Стоимость Tesla находится далеко за пределами того, что может себе позволить большинство тайванцев, а для только начинающего развиваться среднего класса, обитающего в тесных квартирах многоэтажных домов, крайне мало мест, где можно было бы ее подзарядить, не говоря уже о том, чтобы припарковать.

«Как создать продукт для 99% потребителей?» – задает вопрос 44-летний Люк, невысокий мужчина в очках в толстой черной оправе, с гладко выбритой головой и легкомысленным смехом, которым довольно часто пользуется.

Аппараты по замене батарей, названные Go Stations, по размеру не отличаются от обычного торгового автомата и могут быть установлены где угодно

Четыре года назад Люк и его бывший коллега по HTC Мэтт Тейлор поставили перед собой именно такую задачу. Они покинули мир корпоративного труда и запустили стартап под названием Gogoro, объединивший в себе опыт его основателей в сфере дизайна, технологий и маркетинга, доведенный до совершенства в Nike и Microsoft, чтобы дать миру электрический мопед, который они назвали Smartscooter. Дебютировавший летом этого года в Тайване мопед от Gogoro – это именно то, что вы получили бы от брака Vespa и iPhone. Обладая электрическим мотором, по мощности равным двигателю объемом 125 см3, он разгоняется до 30 миль в час за 4,2 секунды, а его максимальная скорость достигает 60 миль в час, причем воздух, проходя сквозь раму, издает футуристический рокот. Вы просто открываете багажник и заводите мотор, параллельно выбирая одну из 129 600 световых комбинаций и уникальный звук клаксона с помощью приложения на смартфоне, соединяемого со скутером посредством Bluetooth. Gogoro пока не озвучил цену, но Люк говорит, что она будет находиться в пределах $2000–3000, в этом же ценовом диапазоне находятся и повсеместно встречающиеся в Азии обычные мотобайки от Honda и Yamaha.

Скутер Gogoro стоил бы значительно больше, чем традиционный байк, учитывая все дополнительные функции и возможности, но Люк сумел сделать его доступным, использовав умный деловой трюк. Пользователи Smartscooter не будут владельцами аккумуляторов. Вместо этого они будут платить невысокую ежемесячную плату за замену съемных батарей на зарядных станциях по мере необходимости. Как известно, аккумуляторы составляют большую часть стоимости транспортного средства, работающего на электричестве. Люк планирует сделать байк еще более доступным, возможно использовав для этого экологические субсидии тайваньского правительства.

Gogoro и сам располагает довольно неплохими финансами, получив $40 млн от главы Ruentex Group Сэмюэля Иня (собственный капитал – $4,2 млрд), обладающего активами в розничной торговле, финансовой сфере и недвижимости, и еще $10 млн от сооснователя HTC Шера Ванга. Люк в настоящий момент завершает сделку по привлечению еще $100 млн, после чего оценочная стоимость компании составит более $400 млн.

Бизнес-модели, применявшие идею с заменяемыми батареями, пытались выходить на рынок и раньше, но терпели сокрушительное поражение. Better Place, израильский стартап, занимавшийся электромобилями и поддерживаемый миллиардером Иданом Офером, потерял порядка $1 млрд в попытке построить сеть громоздких роботизированных торговых автоматов, выдающих батареи, которые, как предполагалось, должны были стоить $500 тыс. каждый, однако фактически вышли в $2 млн. Better Place объявила о банкротстве в 2013-м, однако ее харизматичный основатель Шай Агасси до сих пор убежден, что шел в правильном направлении: «Концепция и технологии показали себя с очень хорошей стороны. В долгосрочной перспективе замена батарей покажет себя более дешевым вариантом, нежели строительство зарядных станций». Крупной ошибкой Better Place, помимо того что ее машины выглядели попросту уродливо, стала попытка охватить множество стран до того, как удалось надежно завоевать один рынок.

Люк пристально изучил опыт Better Place, чтобы избежать подобных ошибок. Предлагаемые им аппараты по замене батарей, названные Go Stations, по размеру не отличаются от обычного торгового автомата с закусками и сладостями и могут быть установлены где угодно, лишь бы там была электрическая розетка, а стоит такой аппарат менее $10 тыс. за штуку. Меньше чем за минуту пользователи скутеров могут остановиться, вытащить 20-фунтовую батарею из отделения под сиденьем скутера и продолжить путь. Кстати, батарея не будет работать, если ее подлинность не была подтверждена пользователю через мобильное приложение.

Люк фокусируется на представлении своего детища аудитории Тайбэя этим летом, прежде чем выходить на рынки других мегаполисов. Чтобы заставить работать свою схему совместного использования батарей, на каждой квадратной миле Gogoro планирует разместить 1,6 зарядной станции, для чего и приобретает места для Go Stations на лучших площадках совместно с тайваньским правительством, которому принадлежит около 75% заправок. Тайвань представляет собой наиболее благодатную почву, ведь в стране с 23-миллионным населением используются 15 млн скутеров, это один из самых высоких показателей в мире. В пригородах Тайбэя обычное дело увидеть, как целая семья, взгромоздившись на мопед Honda, отправляется в путь или как множество газовых баллонов привязаны на заднем сиденье Yamaha, и все это действо сопровождается выбросами удушающих газов.

«Этот продукт может иметь серьезный успех в будущем, – считает Мао Чи-куо, премьер-министр Тайваня. – Это может быть не просто решением наших внутренних транспортных проблем – я думаю, он может быть внедрен и на внешних рынках».

Рожденный в Гонконге в семье бухгалтеров, Люк переехал в Сиэтл, когда ему было 13. Там он поступил в Вашингтонский университет, где изучал промышленный дизайн, специализируясь на мебели. Люк мастерил концептуальные ювелирные украшения и продавал их коллекционерам, чтобы оплачивать свое обучение в колледже. После окончания университета работал в отделе маркетинга в Nike, но вскоре ушел в мир технологий Microsoft. Внутри корпорации он начал проект Go PC, основной целью которого было уменьшить персональный компьютер до такого размера, чтобы тот помещался в карман. Но технологии пока еще не были развиты настолько, чтобы претворить его идею в жизнь. «Я понял, что выбор правильного момента – это все, – вспоминает он. – Вы можете быть обладателем ярчайшей идеи или самым амбициозным человеком и иметь любые желаемые средства, но мир может быть просто не готов к этому». Позднее Люк присоединился к команде, которая начала работу над Xbox.

В 2006-м он вернулся в Азию, чтобы занять должность главы по инновациям в HTC, где смог продолжить работу над воплощением своей мечты – перенести интернет в карман любого человека. iPhone, представленный годом позже, изменил все, и вскоре Люк уже вплотную работал с Энди Рубином, создателем операционной системы Android, после присоединения к отделу разработок для мобильных устройств в Google.

Люк жил телефонами, пока работал в HTC. С собой он одновременно носил около шести устройств. Но к 2011 году гонка смартфонов истощила его. «Каждой индустрии в разное время нужны таланты определенного рода.

Сейчас началась стадия эволюции вместо стадии революции», – говорит он. С тех пор как Люк покинул HTC, компания испытала резкий финансовый спад, от которого восстанавливается только сейчас.

Потребность в новизне, когда беседуешь с Люком, ощущается физически. Во время обеда в пельменном ресторане в деловом центре Тайбэя он встает со своего места и направляется к окну, через которое посетители могут наблюдать, как работники скрупулезно готовят каждый пельмень, в котором должно быть ровно 18 фигурных складок. «Я бы так не смог. Слишком монотонное занятие, – смеется Люк. – Попытался бы внести что-то новое, и меня вышвырнули бы за дверь. Захотел сделать 19 складок – уволен!»

В конце 2000-х Люк и Тейлор, технический директор HTC, начали поговаривать о создании совместной компании. «Гораций говорил о его идее суперэффективных транспортных средств, – вспоминает Тейлор. – Он всегда был помешан на машинах». Куда бы в Азии они ни поехали, везде видели города, задыхающиеся в облаках выхлопных газов от скутеров. Двое основателей Gogoro узнали, что Tesla позаимствовала у Министерства энергетики США $465 млн, чтобы вывести Model S на рынок, и решили, что могут построить скутер за одну десятую часть этой суммы.

После получения $50 млн от Ванга и Иня друзья посчитали, что смогут оперативно собрать новый мопед, используя имеющиеся на рынке Тайваня обширные производственные возможности. Но Люк вскоре осознал, что лишь немногие из поставщиков смогут удовлетворить их требования к характеристикам. Крупнейший производитель электродвигателей, к примеру, был больше подстроен под изготовление моторов для стиральных машин и блендеров. Так Gogoro пришлось приступить к выпуску практически всех деталей самостоятельно. Крайне важно то, что им удалось договориться о партнерстве в части производства батарей с Panasonic, которая, между прочим, была выбрана Tesla в качестве поставщика аккумуляторов. Все разработки и прототипирование проводились в строжайшем секрете в помещении площадью 266,8 квадратных фута, в пыльном индустриальном пригороде, в 20 милях к югу от Тайбэя. Люк закрыл окна белыми листами бумаги, дабы отвадить любопытных прохожих. Внутри помещения пол, стены и потолки были очищены до цемента, и все 364 сотрудника трудились в большом открытом пространстве. По всему офису были разбросаны дорогие коллекционные игрушки Люка, изображающие Железного человека и Робокопа, стоимостью пару сотен долларов каждая. По плану в этом году к работе приступят еще 400 человек, которые разместятся в пятиэтажном здании площадью 89 000 квадратных футов на противоположной стороне улицы.

Элегантный и одновременно простой дизайн Smartscooter Gogoro с момента его презентации в начале 2015 года уже получил множество положительных сравнений с продукцией Apple. Промышленный дизайнер в Люке четко видит параллели. «Раньше электронное устройство требовало большого количества разнообразных кнопок, потому что программное обеспечение еще не находилось на соответствующем уровне развития. Сейчас проектирование опирается на программное обеспечение, – отмечает он. – Мир стал более ориентированным на программную часть, которая делает вещи проще». Экологически чистые транспортные средства тоже могут стать кнопкой запуска.

Заключительная мысль

«Подлинной сущностью транспортных средств является их ориентированность на будущее. Если мы планируем то, что мы уже имеем, мы отстали». Энтони Фокс

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить