Технологии против наличных. Каждый пятый казахстанец готов отказаться от бумажных денег

9016

Токенизация, биометрия и цифровые переводы – в Mastercard рассказали о платежных инновациях

ФОТО: © Depositphotos.com/jovannig

Использование платежных карт в Казахстане становится повсеместным, показывает статистика Национального банка. За 10 месяцев 2019 объем транзакций с использованием банковских карт вырос на 52%, до 24,1 трлн тенге, а количество транзакций фактически удвоилось в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, составив 1,2 млрд. Безналичные платежи также бьют рекорды: их объем и количество увеличились в 2,2 раза, достигнув 10,6 трлн тенге и 912 млн транзакций соответственно.

То, что казахстанцы быстро «впитывают» новые технологи, подтверждает и исследование MasterIndex, которое платежная система Mastercard провела в Казахстане. Оно изучает динамику и тенденции распространения безналичных способов оплаты и выявляет покупательские предпочтения и особенности использования банковских карт.

Опрос, проведенный весной 2019 среди держателей карт – жителей городов, показал, что более 20% респондентов готовы полностью избавиться от наличных. До 40% опрошенных поддерживают введение платежей с помощью умных устройств и гаджетов. Среди пользователей карточек 74% убеждены, что в ближайшее время безналичные расчеты будут преобладать над наличными, а 40% согласны с тем, что карта – удобный способ хранения и накопления средств. Среди пользователей бесконтактных карт 40% поддерживают введение платежей с помощью умных гаджетов, а 23% полностью доверяют таким устройствам. Использование биометрических данных для подтверждения платежей ожидается с позитивом 30% участников исследования.

На встрече с журналистами глава Mastercard в Казахстане, Беларуси и Армении Нина Виллемс говорила о том, что, продвигая платежные инновации в разных странах, очень важно понимать ментальность людей, станут ли для них привычными новые технологии, как изменится их отношение к безналичной оплате с появлением тех или иных новшеств. В рамках глобальной стратегии компании, которая работает над приближением мира без наличных, всегда есть возможность усилить то или иное направление, которое созвучно потребностям граждан конкретной страны. И можно предложить продукт, который нужен уже сейчас или вскоре окажется востребован.

По словам экспертов, на сегодняшний день есть три ключевых тренда, которые уже определяют лицо платежных рынков и сохранят влияние в ближайшие годы. Первые два глобальны и связаны с мировыми разработками в области 5G и искусственного интеллекта (ИИ). Логика заключается в том, что новый стандарт 5G коренным образом поменяет ландшафт нашей жизни. Пятое поколение мобильной связи ускорит общение между устройствами в сотни раз и позволит девайсам «разговаривать» между собой без участия человека.

На безналичные платежи 5G пока имеет меньше влияния, но зато сильно изменит расклад сил и количество игроков на рынке коммуникаций. Искусственный интеллект применительно к платежным системам будет касаться работы с big-data-аналитикой и антифродом. Разработки в рамках ИИ будут охватывать и область обеспечения безопасности платежей. Например, машина сама будет выискивать и анализировать риски, а после предупреждать банки и их клиентов о потенциальной опасности.

Третий важный тренд связан с европейским банковским регулированием и развивающимся открытым банкингом. Платежная директива PSD2 описывает регулирование платежей в Европе и с сентября 2019 стала обязательной для всех банков этой части света. Европейская банковская система осваивает открытый банкинг, идея которого – открыть классические банки для новых финтех-игро­ков. Это сильно меняет рынок, потому что финтехи развиваются очень быстро. По сравнению с банками с трехсотлетней историей у молодых игроков совершенно иные подходы и возможности для работы с клиентами.

Свою стратегию в Казахстане Mastercard обозначает как продуктовую. Первое и наиболее масштабное направление – токенизация, оно находится в тренде мировой платежной индустрии. С применением платформы токенизации все шире распространяется возможность проводить оплату с помощью разных умных устройств – телефонов, часов, колец, брелоков и т. д. Номер карты при этом не участвует в операциях и заменяется на токен, который привязан к устройству. Токенизация становится ведущим стандартом для цифровых и бесконтактных платежей в физической среде.

Вице-президент по развитию бизнеса и цифровых платежей Mastercard в регионе быстрорастущих европейских рынков Михаил Федосеев отмечает, что токенизация даст возможность выпускать платежные карты в носителях, которые подходят различным стилям жизни.

- Это могут быть часы, брелок, ювелирное кольцо – то есть любые личные предметы становятся инструментами для проведения безналичной оплаты. Кроме того, на их базе можно делать комбинированные карточные продукты с нефинансовыми сервисами, работающими на платежных технологиях Mastercard. Например, в форм-фактор можно записать скипасс для Шымбулака, что очень удобно, когда вы стоите в экипировке у подъемника, – говорит Федосеев.

Другие примеры применения токенизации для нефинансовых сервисов – карты болельщика, кампусные карты и карты лояльности. Например, карта болельщика дает возможность купить билет онлайн и привязать его к цифровой карте, которая находится в мобильном устройстве. Чтобы зайти на стадион, нужно лишь коснуться смартфоном считывателя на турникетах.

В некоторых странах, где идентификация личности болельщика является обязательным требованием, такая карта позволяет в электронном формате провести этот процесс. Дополнительная опция для карт болельщика – клубные программы лояльности. Спортивный клуб или команда могут предложить специальные скидки, программы впечатлений для своих болельщиков, возможность копить баллы и обменивать их на уникальные спортивные сувениры, экскурсии на тренировки любимой команды и т. д.

Следующее масштабное направление работы Mastercard – цифровые переводы. Сервис безналичных денежных переводов Mastercard MoneySend позволяет реализовать различные варианты переводов: по номеру карты, через социальные сети, по номеру телефона.

- Здесь для нас важно обеспечить такую востребованную возможность, как трансграничные переводы, – поясняет Федосеев. – Но, кроме того, наш сервис может быть полезен для других ситуаций: выплата предпринимателем кешбэка, оплата таксистам и т. д., и во многих странах уже есть примеры такого использования.

Третье направление стратегии затрагивает быстрорастущий е-commerсе и связан с продуктом Мasterpass – простым, удобным и безопасным решением для оформления и оплаты покупок в интернете. При его использовании покупателю не приходится каждый раз вводить 16 цифр карты, адрес доставки и свою контактную информацию – во всех магазинах, подключенных к Masterpass, можно делать покупки буквально в один клик. Если магазин подключен к системе, она сразу показывает карту покупателя. Это серьезно повышает уровень одобрения покупки, отмечают в Mastercard. Например, в Европе в среднем 14% покупок в интернете прекращаются на уровне ввода данных карты, и это огромный объем потерянного трафика.

Четвертое направление связано с общественным транспортом и приемом карт в метро, автобусах, троллейбусах и т. д.

- На транспорте мы развиваем бесконтактные платежи и видим их большой рост, в том числе в алматинском метро. (Алматы в числе первых в мире внедрил в своем метрополитене бесконтактную технологию, это случилось четыре года назад, проект был реализован в партнерстве с Mastercard.) Транспорт все еще является той областью, где доминирует кэш, даже в странах с хорошей историей безналичных платежей. При этом для нас переход к безналичным платежам означает не только то, что мы открываем еще один сегмент, где можно платить картой. Мы видим, что прием карт на транспорте напрямую влияет на развитие безналичных платежей в городе. Как только открывается прием оплаты картой в метрополитене, наблюдается существенный рост всех платежных транзакций. Пользуясь картой на транспорте, человек продолжает оплачивать таким образом покупки и в других местах. Его окружает безналичная среда, и в его голове перестает работать некий выбор – где платить картой, а где нет. Он просто пользуется тем, что удобнее, – объясняет Федосеев.

Биометрические решения, позволяющие идентифицировать личность держателя карты, – еще одно стратегическое направление. Современному человеку приходится запоминать до 20 различных паролей, неудивительно, что мы их просто забываем, и процесс оплаты становится слишком длинным и сложным. Поэтому в компании считают, что на смену паролям придут более удобные решения, такие как биометрическая идентификация, которая определяет пользователей по таким уникальным индивидуальным характеристикам, как отпечаток пальца или черты лица. Исследования и пилотные проекты в разных странах демонстрируют потенциал биометрии как будущего платежей.

Согласно недавнему исследованию, проведенному компанией в сотрудничестве с Оксфордским университетом, очень многие люди – 93% участников опроса – для подтверждения оплаты предпочитают использовать свои биометрические данные, а не вводить пароли. Кроме того, 92% специалистов банковской отрасли хотят внедрять биометрические решения. Представители банков заявляют, что клиенты охотнее совершают покупки, если сервис предоставляет им возможность использовать биометрическое подтверждение. Число отказов от покупок снижается на 70% по сравнению с другими методами аутентификации, например одноразовым паролем по SMS, что положительно влияет на опыт пользователей.

- Существуют различные виды биометрии. Применяются отпечаток пальца, рисунок сетчатки, сердечный ритм. Мы создали технологию, которая позволяет запоминать не конкретное лицо, а расположение определенных точек на нем, которое не меняется и позволяет точно идентифицировать человека. Наше решение может использоваться любым банком и любым телефоном для верификации платежных систем, – рассказывает Дмитрий Тартышев, вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в России.

Шестое направление работы – продукты для предпринимателей, в частности технология, которая позволяет из телефона сделать POS-терминал. Все чаще в современном мире такие терминалы уже не воспринимаются как отдельные устройства, их функционал переходит к телефону.

В компании уверены, что формирование цифровой экономики невозможно без развития финансовых технологий и безналичных платежей  и делают все возможное, чтобы электронный оборот быстрее вытеснил наличные и чтобы финансовые услуги были максимально доступны. Для этого внедряются самые передовые инновации и технологии, которые еще больше стимулируют развитие безналичной экономики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить