Стартап в социальной сфере: перспективы и ценность для общества

17862

Каждая корпорация когда-то была стартапом. Но сегодня скорость появления новых компаний в мире достигла небывалого уровня: новый стартап появляется каждые три секунды

Иллюстрация: younginnovator.eu

Развитые страны уже соревнуются в глобальных рейтингах не только по классическим экономическим показателям, но и по тому, насколько благоприятна их среда для создания и роста новых бизнесов. В рейтинге 2015 Startup Ecosystem Ranking лидерами стали крупные города США, а также Берлин, Сингапур, Тель-Авив, Лондон и Париж. Но значит ли это, что местом рождения новой компании, которая изменит мир, не может стать университетский кампус или бизнес-среда в одной из динамично растущих стран Азии? Именно сюда в последние годы смещается эпицентр «большого взрыва» стартапов.

SAP, глобальная корпорация, тоже начиналась как стартап: 5 сотрудников IBM решили изменить привычные способы обработки бизнес-данных. Со временем SAP и его партнеры стали передавать свой опыт, искать и поддерживать инновационные бизнес-идеи. Более 130 стартапов уже получили инвестиции от входящего в структуру SAP венчурного фонда Sapphire Ventures, а через бизнес-акселератор SAP Startup Focus прошло 3 200 проектов из самых разных индустрий: аэрокосмической, FMCG, здравоохранения, промышленности, госсектора и многих других. Но в последние годы мы обращаем все больше внимания на социальное предпринимательство, и вот почему: здесь формируются лидеры нового типа.  Они хотят решать общечеловеческие проблемы качества жизни, доступности образования, сохранения национальных промыслов и ремесел – и начинают эту работу с улучшения ситуации вокруг себя: в своем городе или регионе, для группы людей, чьи проблемы им знакомы и близки.

Поэтому опыт социального предпринимательства может быть очень интересен малому бизнесу, ведь и у него такие же цели: создавать продукты и услуги для людей, живущих рядом, привлекать к сотрудничеству такие же компании в своем регионе и постепенно расти, объединяясь в бизнес-сети. В развитых странах, по статистике, средний и малый бизнес составляет 60-70% экономики. Если вспомнить, что в государственной стратегической программе «Казахстан - 2050» поставлена цель достичь такого же уровня развития МСБ-сегмента, очевидно, что настала пора находить, поощрять и адаптировать для бизнеса лучшие практики социального предпринимательства в стране.

В 2015 мы впервые провели SAP UP в России и были поражены тем интересом, который конкурс вызвал не только среди социальных предпринимателей, но и у крупного бизнеса, и ряда госведомств. 7 направлений SAP UP – экология, развитие территорий, культура, защита прав людей, образование, спорт, медицина – привлекли внимание более 200 социально ориентированных проектов, а изначально запланированное число победителей пришлось увеличить в два раза. Объем информации, которую предстояло обработать жюри – а в него вошли представители крупнейших компаний, госструктур и благотворительных фондов страны – оказался столь масштабным, что пришлось применить технологическое ноу-хау. Изначально это решение создано для оценки инновационных предложений сотрудников, помогая компаниям найти внутренние резервы для улучшений и, возможно, для открытия собственных стартапов. Все проекты-номинанты SAP UP были очень интересными, и для объективного определения самых лучших требовалось оперативно проанализировать широкий спектр критериев – как раз для таких задач технологии больших данных подходят лучше всего.

Конкурс SAP UP – логичное продолжение программ поддержки социального предпринимательства, которые SAP уже ведет в различных регионах мира. В рамках программы Startery, организованной совместно с Social Impact, социальные предприниматели Центральной и Восточной Европы проходят обучение и получают финансовую поддержку – объем выданных грантов уже превысил 5 млн евро. Но помощь – не только в деньгах: 200 сотрудников и топ-менеджеров SAP инвестировали около 8 640 часов своего времени в передачу глобальных успешных практик ведения бизнеса участникам программы. В Индии и Восточной Африке успешно действует инициатива SAP и AcumenSAP Social Entrepreneur Fellowship, в рамках которой руководители социальных стартапов проходят трехмесячное обучение в США. Теперь в сферу поддержки социальных инициатив SAP войдет и Казахстан: социальные предприниматели, участвующие в SAP UP, смогут получить доступ не только к глобальному опыту (победители будут стажироваться в Innovation Lab в Берлине), но и в бизнес-сообщество: конкурс поддерживают крупные компании и госструктуры страны, в том числе – фонд «Самрук-Казына».

Почему это важно? Я вижу, сколько внимания Казахстан последовательно уделяет повышению благосостояния общества. И одним из важнейших слагаемых для этого является экосистема для развития предпринимательства. Сегодня в Казахстане выделяется большое количество государственных грантов на развитие бизнеса, преимущественно в ИТ-сфере, также правительство прилагает усилия для того, чтобы страна была привлекательной для всех видов предпринимательства – принимаются новые законы, делаются важные шаги по созданию инфраструктуры поддержки стартапов, в том числе - социальных. Государство осознает экономические и социальные выгоды, которые может принести поддержка социального предпринимательства.

Безусловно, для успеха стартапа важно, решает ли он действительно значимую проблему и правильные ли технологии для этого выбраны. Но ключевое значение имеет то, в какой среде будут развиваться эти бизнес-проекты, найдут ли они поддержку – финансовую, методологическую, да и просто человеческую.

Из опыта сотрудничества SAP с крупнейшими компаниями страны мы видим, что бизнес-сообщество Казахстана готово поддерживать проекты, позволяющие решать конкретные социальные проблемы: повышение качества жизни, открытие высокотехнологичных производств, создание новых рабочих мест, рост вовлеченности населения в бизнес, образование, реализацию собственных проектов. Это инициативы, которые будут иметь гораздо больший эффект, чем может показаться на первый взгляд: уже сейчас, по данным fDi Markets, Казахстан лидирует по притоку прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран мира ($208 млрд с 2005). Поддержка социальных стартапов – отличная возможность усилить интерес к Казахстану со стороны мирового сообщества, так как это помогает развивать новые бизнес-идеи и использовать на общее благо опыт каждой компании, от стартапа до корпорации. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить