Ссудный день

7265

Как банкам сохранить свой бизнес в предстоящей борьбе с высоко­технологичными компаниями

Фото: Роман Дементьев
Марк Смит говорит, что сегодня использование новых подходов в банковском деле востребовано как никогда.

Розничный сегмент банковского бизнеса давно демонстрирует впечатляющую способность к выживанию в кризисных ситуациях. С каждым новым витком технического развития эксперты предрекают его гибель, но даже такие технологии, как телефонное банковское обслуживание и интернет, не произвели коренных перемен в облике розничного кредитования. В большинстве случаев игроки смогли выжить за счет постепенного внесения корректив в свои бизнес-модели. Однако на сей раз, вероятно, все будет иначе. Так считает управляющий партнер Deloitte в Каспийском регионе Марк Смит.

– У банков появились конкуренты в лице высокотехнологичных компаний типа Apple с платежной системой Apple Pay. Если в работе с корпоративными клиентами они пока чувствуют себя уверенно, то в рознице уже ощущается напряжение. Рано или поздно эти веяния дойдут и до Казахстана, так к чему стоит готовиться банкирам?

– Думаю, розничный сегмент может претерпеть радикальные изменения. Перед руководителями банков, которые еще не успели оправиться от борьбы с последствиями финансового кризиса, стоят задачи огромной важности. У самих же БВУ появляются возможности переориентировать процессы для вхождения в новый век цифровых технологий. Исторически существовало два ключевых фактора, которые до последнего времени обеспечивали преимущества банков. Первое – это низкая стоимость финансовых средств, второе – наличие клиентской базы.

Преимущество в плане дешевых денег основано на том, что банки способны создавать более рентабельную выручку, чем фонды или другие организации, при меньшей стоимости за счет уникального доступа к недорогому заемному капиталу. Депозиты, например, являются одной из наиболее дешевых форм заемных финансовых ресурсов, так как в обмен на гарантии надежности вкладчики согласны на более низкие процентные ставки. Помимо депозитного финансирования банки также имеют преимущество, связанное со стоимостью денежных средств на оптовых денежных рынках. До наступления финансового кризиса они, в отличие от других финансовых институтов, благодаря долгой истории своего существования и наличию косвенных государственных гарантий обладали доступом к более дешевым источникам финансирования. При этом БВУ осуществляли свою деятельность за счет высокого уровня заемного капитала.

Однако неудачи, недавно постигшие как крупные, так и небольшие банки во всем мире, показали, что кредитые учреждения не защищены от риска неплатежеспособности и подвержены системному риску. Правительства многих стран отреагировали на это разработкой понятных схем гарантирования депозитов, которые активно продвигаются на рынке. В Казахстане объем гарантированной суммы возврата составляет 10 млн тенге для депозитов в тенге и 5 млн для депозитов в иностранной валюте. Если раньше новые участники банковского рынка сетовали, что у них отсутствует необходимая репутация или бренд с историей, то теперь перед ними открываются очевидные возможности для маневра.

– Каким образом передовые технологии помогают новым игрокам на рынке платежей сделать свои услуги более удобными?

– Электронные платежи начинают играть ключевую роль в обеспечении удобства для клиентов по мере того, как использование наличных денежных средств сокращается и вместе с тем уменьшается необходимость физического присутствия в месте перечисления. Источником инноваций в первую очередь являются небанковские компании, такие как PayPal. Кроме того, ведущие участники интернет-рынка вроде Google и Apple, которые имеют в своем распоряжении много наличности, также проявляют интерес к рынку. Его привлекательность заключается в том, что эти услуги позволяют получить контроль за процессом совершения покупок, а также доступ к большому объему транз­акционных данных. Новые игроки уже продемонстрировали свое умение использовать технологии и аналитику.

– Каким образом цифровое банковское обслуживание приводит к радикальному изменению традиционной модели, основанной на использовании расчетных счетов?

– Раньше операционные расходы филиальной сети перераспределялись между широким набором продуктов, в основном продаваемых в филиалах. Сейчас все больше дополнительных банковских продуктов продаются через интернет или посредников. Только во Франции уже четыре банка используют цифровые инструменты. Так, программа SOON, реализуемая AXA Banque, – одна из первых, которая специально разработана для смартфонов. Цель ее в том, чтобы сделать банковские услуги простыми и удобными в использовании. Выбрав для себя две области – дизайн и повышение удовлетворенности клиентов, AXA поступил по примеру Apple и, опираясь на принцип косвенного стимулирования (Nudge theory), взятый из поведенческой экономики.

В банковской сфере уже началась подготовка к цифровому будущему: только в 2012 году число физических филиалов в ЕС сократилось на 5,5 тыс. Однако более дешевые мобильные транзакции не заменяют, а скорее дополняют другие услуги. Во-первых, интернет-банкинг расширил объем взаимодействия между банком и клиентами. Это означает, что снижение числа транзакций, осуществляемых через филиалы, будет не таким резким, как это может показаться при взгляде на рост числа каналов альтернативного взаимодействия. Во-вторых, закрытие филиалов влияет на операционные показатели. Вкупе с сокращением штата это позволяет увеличить прибыльность – но при условии, что уменьшение расходов превышает возникающее размывание выручки.

– Каким образом развитие технологий усиливает риск, исходящий от рынков капитала?

– Если банки утратят свою почти безраздельную монополию на доступ к дешевым деньгам, то их конкурентное преимущество по отношению к рынкам капитала может очень серьезно пострадать. 50 лет назад фондирование кредитов за счет вкладов было распространено повсеместно, но развитие технологий и внедрение финансовых инноваций способствовали быстрому развитию рынка ценных бумаг за счет сокращения депозитного фондирования, в особенности в США. В 1990 году около 19% всех активов населения США хранилось в форме банковских депозитов. Сейчас этот показатель снизился до 14%. В континентальной Европе и Японии банковские депозиты составляют большую долю финансовых активов населения. 

– У банков, как вы заметили, есть еще одно преимущество – это клиентская база…

– Действительно, вторым ключевым преимуществом банков по сравнению с другими институтами является наличие клиентской базы и возможность прямых кросс-продаж. Удобство предоставляемых услуг и отсутствие у банковских клиентов искушенности в финансовых вопросах в прошлом позволяло БВУ получать прибыль за счет продажи смежных продуктов. До наступления эры интернета потребителям приходилось тратить немало времени на поиск эксперта, с которым можно обсудить свое финансовое положение, а в случае небольших районов это, по-видимому, было еще и не очень удобно. Новым игрокам, которые приходят на рынок, приходится иметь дело с финансово подкованными клиентами. По мере роста риск-аппетитов новых игроков рынка наиболее стандартные финансовые услуги станут объектом борьбы. Прибыль, которую компании получат в фазе восстановления экономики, необходимо будет реинвестировать для создания более устойчивого бизнеса. Банкам следует выбирать такие категории активов и такие сегменты (например, кредитование малого и среднего бизнеса), которые менее подвержены риску отказа от использования посредников.

Традиционное банковское обслуживание также находится под серьезной угрозой радикальных перемен в связи с уходом клиентов в Сеть. Главная задача состоит в том, чтобы переработать свои ИТ-системы, чтобы чтобы в нужный момент для предоставления услуг использовались данные о потребителях. Банки должны использовать аналитику по своим данным о клиентах, чтобы улучшить экономику приобретения через прямые каналы. Многие из стратегий сегментации, используемые ими сегодня, сосредоточены на затратах на обслуживание или общих потребностях. Аналитика может использоваться более эффективно в качестве низкозатратного средства для реализации стратегии по увеличению прибыльности.

Банки должны улучшить цифровые перекрестные продажи. В агрегированном цифровом мире победителем, скорее всего, будет поставщик, который может извлечь максимальную выгоду от наименьшей стоимости базового продукта. В прошлом банки хорошо с этим справлялись. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить