Смазывая колеса интернет-экономики

Цифровые технологии продолжают стимулировать вялую мировую экономику. Устранение факторов, мешающих успешному взаимодействию людей и бизнеса в сети, могло бы увеличить скорость развития интернета и его позитивное экономическое влияние

Bloomberg/Bloomberg EO/Fotobank.ru

Технологическая революция и появление интернета кардинально изменили структуру глобальной торговли менее чем за два десятилетия. И сегодня сеть играет все более важную роль: к 2016 году, по прогнозам экспертов, интернет-экономика будет оцениваться в 

$4,2 млрд в странах G20. Рост онлайн-сегмента в развивающихся странах составляет 15–25% ежегодно.  Как потребители, так и компании довольно быстро осознали, что интернет имеет огромный потенциал в плане улучшения качества услуг и роста благосостояния. Одним из главных преимуществ ведения бизнеса в режиме онлайн стало отсутствие жестких ограничений или запретов. У вас появилась возможность, обладая базовыми техническими знаниями, с легкостью торговать продукцией, идеями и информацией со всем остальным миром. Никаких налогов, тарифов и прочих рамок – минимальные инвестиции выводили бизнес на глобальный уровень. Благодаря этому был создан абсолютно новый мир таких гигантов, как Amazon или eBay, а экономическое взаимодействие стало гораздо более разнообразным и масштабным.

Однако «взросление» цифровой экономики неизбежно привело к появлению ограничений, замедливших дальнейший рост. Они связаны с отсутствием и дороговизной IT-инфраструктуры, устаревшими законами, недостаточной грамотностью бизнеса и покупателей. Кроме того, некоторые правительства вводят запреты на определенные виды деятельности и контента в интернете. 

Да, интернет прочно вошел в нашу жизнь. Но нужно ли усиливать контроль над электронной инфраструктурой, коммерцией, общением? Споров по этому поводу в последнее время все больше. 

Глобальный взгляд 

Консалтинговая The Boston Consulting Group (BCG) недавно опубликовала исследование, посвященное факторам, ограничивающим участие бизнеса и потребителей в интернет-экономике.  Индекс электронных ограничений BCG (The BCG e-Friction Index) состоит из 55 индикаторов, высвечивающих барьеры для использования интернета. Они были разбиты на следующие категории: инфраструктурные ограничения (например, отсутствие доступа к сети); отраслевые и индивидуальные проблемы (из-за которых компании и потребители не могут участвовать в интернет-транзакциях); информационные препятствия (не позволяющие получить доступ к онлайн-контенту).  На основе этих показателей BCG составила глобальный рейтинг, где 65 стран распределились по количеству барьеров для электронной деятельности. Идеального, нулевого, показателя, означающего отсутствие ограничений, не достиг никто – на 1-м месте с отметкой 14 расположилась Швеция. На последнем (82-м) – Нигерия. 

Разрыв между странами в разных концах рейтинга значителен. Государства, входящие в верхние 25%, имеют развитую инфраструктуру, активный бизнес и законодательную поддержку правительства, что и позволило им построить сильные интернет-экономики. Яркий пример тому – Скандинавские страны. Высокие показатели Швейцарии, Сингапура и Голландии отражают их давнюю вовлеченность в глобальную торговлю. На другом конце рейтинга – развивающиеся страны, в числе проблем которых отсутствие доступа населения к интернету, низкая скорость передачи данных, недостаток необходимых ресурсов и покупательной способности.

Экономические последствия электронных ограничений 

Проанализировав данные исследования, эксперты BCG пришли к выводу, что электронные ограничения снижают экономическую активность интернет-пользователей. В структуре ВВП стран – лидеров рейтинга доля интернет-экономики в среднем в 2 раза больше, чем в государствах в конце списка. Учитывая бурный рост онлайн-сегмента, отстающие страны лишаются важного источника экономического развития и создания рабочих мест.

Интернет-экономика такой страны, как Великобритания, может послужить примером для развивающихся стран. Активность британцев в сети настолько высока, что многие ретейлеры предпочитают работать исключительно онлайн, закрывая точки продаж. Китай, несмотря на довольно низкую позицию в рейтинге BCG, также ускоренно развивает рынок онлайн-коммерции. Помочь в этом призвана стратегия продвижения интернет-доступа, принятая правительством, и, разумеется, огромный размер внутреннего рынка.

Проведенные в последние годы исследования демонстрируют, что малый и средний бизнес однозначно выигрывает от использования интернета: сеть предоставляет больший выбор поставщиков, позволяет расширить географию продаж и интегрироваться в глобальную экономику. По данным BCG, активные онлайн-представители МСБ увеличивают продажи за границу на 50%.

Несмотря на это, маленькие компании сталкиваются с рядом проблем в интернете. Основная из них – защита персональных данных покупателей. Часто возникают затруднения с системами онлайн-платежей и законодательными ограничениями торговли, а также в некоторых странах с качеством и скоростью соединения.

Важность инвестиций 

Положение дел в интернет-экономике отдельно взятой страны во многом зависит от политики правительства и соответствующих законов. Самым важным пунктом повсеместно остается предоставление дешевого и быстрого интернет-доступа. В связи с этим необходимо привлекать инвестиции в развитие инфраструктуры, как это делали, например, Дания, Южная Корея и Швеция. Некоторые страны идут еще дальше: Эстония недавно признала доступ в интернет одним из основополагающих прав человека. Следует тем не менее отметить, что не все безоблачно в Европе. Много проблем имеется в сфере мобильных коммуникаций, где объем инвестиций с 2004 года снизился на 67%, а доля сетей LTE на сегодня составляет менее 1% рынка.

Структурные изменения и инвестиции между тем порой демонстрируют поразительные результаты. В Кении благодаря внедрению оптоволоконных сетей число интернет-пользователей утроилось по сравнению с 2009 годом.

Однозначно можно сказать одно: потребители пока что опережают бизнес и государственные органы в использовании новых технологий, ставших частью ежедневной жизни. Люди хотят более безопасных, быстрых и простых онлайн-операций. В этой ситуации правительствам необходимо совершенствовать инфраструктуру, законодательство и технологии безопасности в сети.  Что касается бизнеса, то нужно делать свой выбор. Либо запастись мужеством и встретиться лицом к лицу с новыми реалиями онлайн-рынка, либо отказаться, оказавшись в позиции догоняющего. Ведь это то, что случилось с музыкальной индустрией и издательским делом: они слишком долго цеплялись за архаичные бизнес-модели, а сейчас с трудом выживают в новой действительности. 

Индекс электронных ограничений BCG (от минимума к максимуму)

Швеция
Финляндия
Дания
Швейцария
Гонконг
США
Исландия
Норвегия
Нидерланды
Канада
Германия
Великобритания
Австрия
 
 
Австралия
Сингапур
Новая Зеландия
Ирландия
Франция
Эстония
Япония
Израиль
Катар
ОАЭ
Южная Корея
Словения
 
Бахрейн
Малайзия
Польша
Португалия
Румыния
Чехия
Испания
Панама
Венгрия
Италия
Болгария
Греция
Украина
 
Кувейт
Чили
Иордания
Россия
Саудовская Аравия
Турция
Казахстан
Филиппины
Таиланд
Аргентина
Южная Африка
Мексика
Бразилия
 
Китай
Марокко
Венесуэла
Колумбия
Кения
Индия
Индонезия
Перу
Вьетнам
Бангладеш
 
Египет
Пакистан
Нигерия
: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3150 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
22 июля родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить