Смазывая колеса интернет-экономики
Цифровые технологии продолжают стимулировать вялую мировую экономику. Устранение факторов, мешающих успешному взаимодействию людей и бизнеса в сети, могло бы увеличить скорость развития интернета и его позитивное экономическое влияние
Технологическая революция и появление интернета кардинально изменили структуру глобальной торговли менее чем за два десятилетия. И сегодня сеть играет все более важную роль: к 2016 году, по прогнозам экспертов, интернет-экономика будет оцениваться в
$4,2 млрд в странах G20. Рост онлайн-сегмента в развивающихся странах составляет 15–25% ежегодно. Как потребители, так и компании довольно быстро осознали, что интернет имеет огромный потенциал в плане улучшения качества услуг и роста благосостояния. Одним из главных преимуществ ведения бизнеса в режиме онлайн стало отсутствие жестких ограничений или запретов. У вас появилась возможность, обладая базовыми техническими знаниями, с легкостью торговать продукцией, идеями и информацией со всем остальным миром. Никаких налогов, тарифов и прочих рамок – минимальные инвестиции выводили бизнес на глобальный уровень. Благодаря этому был создан абсолютно новый мир таких гигантов, как Amazon или eBay, а экономическое взаимодействие стало гораздо более разнообразным и масштабным.
Однако «взросление» цифровой экономики неизбежно привело к появлению ограничений, замедливших дальнейший рост. Они связаны с отсутствием и дороговизной IT-инфраструктуры, устаревшими законами, недостаточной грамотностью бизнеса и покупателей. Кроме того, некоторые правительства вводят запреты на определенные виды деятельности и контента в интернете.
Да, интернет прочно вошел в нашу жизнь. Но нужно ли усиливать контроль над электронной инфраструктурой, коммерцией, общением? Споров по этому поводу в последнее время все больше.
Глобальный взгляд
Консалтинговая The Boston Consulting Group (BCG) недавно опубликовала исследование, посвященное факторам, ограничивающим участие бизнеса и потребителей в интернет-экономике. Индекс электронных ограничений BCG (The BCG e-Friction Index) состоит из 55 индикаторов, высвечивающих барьеры для использования интернета. Они были разбиты на следующие категории: инфраструктурные ограничения (например, отсутствие доступа к сети); отраслевые и индивидуальные проблемы (из-за которых компании и потребители не могут участвовать в интернет-транзакциях); информационные препятствия (не позволяющие получить доступ к онлайн-контенту). На основе этих показателей BCG составила глобальный рейтинг, где 65 стран распределились по количеству барьеров для электронной деятельности. Идеального, нулевого, показателя, означающего отсутствие ограничений, не достиг никто – на 1-м месте с отметкой 14 расположилась Швеция. На последнем (82-м) – Нигерия.
Разрыв между странами в разных концах рейтинга значителен. Государства, входящие в верхние 25%, имеют развитую инфраструктуру, активный бизнес и законодательную поддержку правительства, что и позволило им построить сильные интернет-экономики. Яркий пример тому – Скандинавские страны. Высокие показатели Швейцарии, Сингапура и Голландии отражают их давнюю вовлеченность в глобальную торговлю. На другом конце рейтинга – развивающиеся страны, в числе проблем которых отсутствие доступа населения к интернету, низкая скорость передачи данных, недостаток необходимых ресурсов и покупательной способности.
Экономические последствия электронных ограничений
Проанализировав данные исследования, эксперты BCG пришли к выводу, что электронные ограничения снижают экономическую активность интернет-пользователей. В структуре ВВП стран – лидеров рейтинга доля интернет-экономики в среднем в 2 раза больше, чем в государствах в конце списка. Учитывая бурный рост онлайн-сегмента, отстающие страны лишаются важного источника экономического развития и создания рабочих мест.
Интернет-экономика такой страны, как Великобритания, может послужить примером для развивающихся стран. Активность британцев в сети настолько высока, что многие ретейлеры предпочитают работать исключительно онлайн, закрывая точки продаж. Китай, несмотря на довольно низкую позицию в рейтинге BCG, также ускоренно развивает рынок онлайн-коммерции. Помочь в этом призвана стратегия продвижения интернет-доступа, принятая правительством, и, разумеется, огромный размер внутреннего рынка.
Проведенные в последние годы исследования демонстрируют, что малый и средний бизнес однозначно выигрывает от использования интернета: сеть предоставляет больший выбор поставщиков, позволяет расширить географию продаж и интегрироваться в глобальную экономику. По данным BCG, активные онлайн-представители МСБ увеличивают продажи за границу на 50%.
Несмотря на это, маленькие компании сталкиваются с рядом проблем в интернете. Основная из них – защита персональных данных покупателей. Часто возникают затруднения с системами онлайн-платежей и законодательными ограничениями торговли, а также в некоторых странах с качеством и скоростью соединения.
Важность инвестиций
Положение дел в интернет-экономике отдельно взятой страны во многом зависит от политики правительства и соответствующих законов. Самым важным пунктом повсеместно остается предоставление дешевого и быстрого интернет-доступа. В связи с этим необходимо привлекать инвестиции в развитие инфраструктуры, как это делали, например, Дания, Южная Корея и Швеция. Некоторые страны идут еще дальше: Эстония недавно признала доступ в интернет одним из основополагающих прав человека. Следует тем не менее отметить, что не все безоблачно в Европе. Много проблем имеется в сфере мобильных коммуникаций, где объем инвестиций с 2004 года снизился на 67%, а доля сетей LTE на сегодня составляет менее 1% рынка.
Структурные изменения и инвестиции между тем порой демонстрируют поразительные результаты. В Кении благодаря внедрению оптоволоконных сетей число интернет-пользователей утроилось по сравнению с 2009 годом.
Однозначно можно сказать одно: потребители пока что опережают бизнес и государственные органы в использовании новых технологий, ставших частью ежедневной жизни. Люди хотят более безопасных, быстрых и простых онлайн-операций. В этой ситуации правительствам необходимо совершенствовать инфраструктуру, законодательство и технологии безопасности в сети. Что касается бизнеса, то нужно делать свой выбор. Либо запастись мужеством и встретиться лицом к лицу с новыми реалиями онлайн-рынка, либо отказаться, оказавшись в позиции догоняющего. Ведь это то, что случилось с музыкальной индустрией и издательским делом: они слишком долго цеплялись за архаичные бизнес-модели, а сейчас с трудом выживают в новой действительности.