Как укрупняется и готовится к техреволюции телеком-рынок Казахстана

11449

Почта, телефон, телеграф, банк, игровая консоль, офис, врач, институт и многое другое – все это нынешний смартфон, который есть у каждого из нас

Фото: © Depositphotos.com/art9858

Сегодня смартфон стал точкой доступа глобального общества к человеку и наоборот. Телекоммуникационная индустрия пытается справиться с задачами, которые возникают каждый день, – мир меняется буквально на глазах, новые решения находятся в синтезе, казалось бы, несовместимых ранее отраслей. Интернет, социальные сети, облачные технологии, центры обработки данных, финансы, интернет вещей и другое – это то, что ежедневно переплетается, рождая очередной новый сервис, а иногда и новый сегмент рынка. Основой всего является связь – голос и данные, которые становятся чище, быстрее, дешевле.

Отрасль связи в Казахстане остается одним из важнейших секторов экономики. По данным Комитета статистики, всего операторы заработали в 2015 более 700 млрд тенге, 27% из которых пришлось на услуги доступа в интернет.

- Услуги доступа в интернет являются одним из главных драйверов отрасли. С 2013 по 2015 доля доходов от их предоставления выросла в структуре отрасли с 21 до 27%. Доля доходов от мобильных голосовых услуг, напротив, снизилась с 46% в 2013 до 37% в 2015, – рассказывает руководитель исследовательско-аналитической группы J'son and Partners Consulting Кирилл Локтев.  Несмотря на положительную динамику отрасли в целом и сегмента услуг доступа в интернет в частности, наблюдается сокращение темпов роста, которое обуславливается влиянием как внутренних факторов, так и макроэкономических. С учетом изменений в мировой экономике рост ВВП Казахстана тоже показал замедление. Оно коснулось всех отраслей. В свою очередь, снижение темпов роста реальных доходов населения отразилось на потреблении услуг связи. По данным Комитета статистики, доля расходов домохозяйств на услуги связи в 2015 снизилась на 21%.

Рынок в движении

На рынке M&A (слияний и поглощений) в телекоммуникационной отрасли Казахстана среди наиболее значимых сделок за последнее время выделяется покупка бизнесменом Динмухаметом Идрисовым (№11 рейтинга богатейших бизнесменов) 100%-ной доли в уставном капитале ТОО «Алма-ТВ».

- Сделка завершилась в мае 2014. ТОО «Алма-ТВ» на сегодняшний день является одним из крупнейших операторов Казахстана, – отмечает консультант J'son and Partners Consulting Роман Носов.

По его мнению, другой значимой сделкой на рынке стало слияние АО «Алтел» (АО «Казахтелеком) и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Tele2) в марте 2016. Как объявлялось ранее, Tele2 и «Казахтелеком» будут владеть соответственно 51 и 49% голосующих акций и 49 и 51% обыкновенных акций в совместном предприятии. Tele2 сохранит контроль над управлением СП. В рамках сделки Tele2 выкупит 49%-ную долю акций Asianet в ТОО «Мобайл Телеком Сервис» за $15 млн и эквивалентную 18% экономического интереса в совместном предприятии. Таким образом, полностью разбавленный интерес Tele2 составит 31%.

- Согласно стратегическим планам, объединенный оператор будет использовать преимущества двух компаний по эффективному ведению бизнеса, построению современных технологических сетей и обеспечит развертывание мультитехнологической сети 4G/3G/2G на территории республики в более короткие сроки, тем самым обеспечив доступность услуг мобильной связи и интернета конечным потребителям. СП на данный момент занимает около 23% рынка и имеет более 6 млн абонентов, – говорит Носов.

Среди ожидаемых сделок выделяется анонсированное Telia Sonera намерение продать все активы в Евразийском регионе, в том числе долю в операторе сотовой связи Kcell. Согласно данным последнего, Telia Sonera планирует сосредоточиться на развитии бизнеса в Швеции и Европе из-за прогнозируемого ухудшения макроэкономической обстановки и усиления ценовой конкуренции в евразийском направлении. Это направление Telia Sonera сегодня включает в себя телекоммуникационные компании в Непале, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Молдове и Таджикистане. Компания уже заявила, что процесс будет проходить поэтапно, от рынка к рынку, до полного выхода из региона.

Рост наполовину

Активность операторов на рынке M&A в Казахстане понятна – темпы роста объемов телекоммуникационных услуг впечатляют, в том числе e-commerce, где крутятся десятки миллиардов тенге. Отечественный рынок электронной коммерции находится в стадии активного развития и, по оценкам экспертов, в 2016 вырастет на 40-50%. Доля e-commerce в структуре розничной торговли страны пока лишь превышает 1%, поэтому существуют большие перспективы для дальнейшего подъема. В среднем крупный казахстанский интернет-магазин реализует товаров на сумму более 10 млрд тенге в год.

- Но за стремительным переходом бизнеса в онлайн неизбежно следует и рост конкуренции среди ретейлеров. Поэтому, чтобы использовать богатые возможности онлайн-продаж, компании должны уметь решать проблемы, отпугивающие покупателей, которые рассчитывают на высокий уровень обслуживания в интернете, – отмечает глава представительства Riverbed Technology в России и СНГ Александр Стулов.

По его словам, администраторы интернет-магазинов имеют дело со сложной и нестандартной средой. Клиенты заходят в онлайн с разнообразных устройств и через различные веб-браузеры, приложения операционных систем. В Казахстане заметно выросло количество «мобильных покупателей», которые для выбора товаров и совершения покупок используют смартфоны и планшеты. Ввиду этого интернет-продавцам необходимо поддерживать несколько видов платформ, платежных систем и других компонентов, а серверы, как следствие, должны выдерживать нагрузку и обеспечивать высокую скорость подключения, иначе у пользователей могут возникнуть трудности при совершении онлайн-покупок. При этом сайты и вовсе рискуют не справиться и перестать работать. Все сбои следует предотвращать очень быстро, до того как клиенты потеряют терпение и в отчаянии перейдут к конкурентам.

- Онлайн-продавец ежедневно должен отслеживать, из каких мест и с каких устройств пользователи подключаются к его магазину, сколько времени у них занимает совершение покупки, стараясь улучшить производительность сайта и обеспечить необходимую скорость, простоту и удобство использования. Этого можно добиться с помощью внедрения комплексного мониторинга производительности ИТ-среды, – считает Стулов.

Банки также пытаются угнаться за клиентом, внедряя у себя финансовые технологии, делая ставку на комиссионные доходы. Быстрота, удобство, безопасность – сегодня решающие факторы при выборе, например, платежных систем. К слову, казахстанский ДБ Альфа-Банк запустил услугу мобильного check-out. Она позволяет проводить оплату товаров и услуг через мобильное приложение без ввода данных платежной карты. Для этого при первой оплате достаточно один раз привязать карту к приложению, и впоследствии расчет будет проводиться по факту оказания услуг.

- Рынок мобильной коммерции растет, и очень важно применять безопасную мобильную платежную платформу для привлечения новых клиентов и сохранения конкурентоспособности. Эта услуга достаточно новая для Казахстана и дает уникальную возможность для развития бизнеса. Теперь появился способ проводить безопасные и удобные онлайн-платежи через мобильное приложение, который в связи с популяризацией смартфонов и ускоряющимся ритмом жизни будет пользоваться большим спросом, – заявляет руководитель блока розничного бизнеса АО ДБ «Альфа-Банк» Константин Киселев.

Плати и смотри

Хорошие темпы развития, наряду с финтехом, показывает сегмент платного телевидения телекоммуникационного рынка Казахстана. По оценкам J'son and Partners Consulting, на конец 2015 его услугами пользовалось 1,63 млн абонентов. Увеличение по отношению к 2014  составило 7%.

Самый быстрый рост абонентской базы показал сегмент спутникового ТВ (+19%). Понимая его перспективы, на этот рынок вышел новый игрок – Caspio HD, который позиционирует себя как спутниковый оператор премиального спортивного и развлекательного контента в формате HD.

Количество подписчиков IP TV увеличилось на 13%. В этом сегменте, как и прежде, основной игрок – «Казахтелеком». Компания в ближайшее время планирует развивать ОТТ-направление в рамках продукта iD TV Online, запустить приложение на Smart TV – телевизорах, а также функцию Multiscreen (просмотр контента на любом устройстве).

Общее количество подписчиков кабельного ТВ почти не выросло, что объясняется высоким уровнем текущего проникновения действующих операторов и наличием естественных границ роста – эта технология развита прежде всего в городах.

Продолжился процесс укрупнения игроков. В октябре 2015 крупнейший кабельный оператор страны «Алма-ТВ» подписал соглашение с независимым провайдером ICON. В рамках этого партнерства «Алма-ТВ» получает возможность предоставлять абонентам ICON свои услуги платного ТВ и интернет.

- Наибольшие темпы роста покажет абонентская база платного спутникового ТВ, доля которой увеличится в 1,7 раза в период 2015–2020. Доля кабельного ТВ к 2020 снизится до 56%, а доля IP TV в ближайшие четыре года будет стабильной, – делает прогноз директор департамента ТВ и контента J'son and Partners Consulting Дмитрий Колесов.  В 2015 крупнейшие операторы платного телевидения повысили тарифы на 20–40%. Причиной стала девальвация национальной валюты и, как следствие, подорожание контента иностранных телеканалов. Повышение цен было плавным, маскировалось перепакетированием и введением новых услуг. Но в итоге привело к росту выручки до 29,6 млрд тенге (на 43% по отношению к 2014).

Новая экономика хранения данных

Постоянный рост трафика в сетях и возрастающая потребность в вычислительных мощностях меняют рынок. В ближайшие пять лет объем мирового IP-трафика почти утроится, при этом темпы его прироста составят 22%. Такие данные приводятся в отчете Cisco «Наглядный индекс развития сетевых технологий: полный прогноз на период 2015–2020 гг.».

К мировому интернет-сообществу присоединится более 1 млрд новых пользователей, их число за рассматриваемый период вырастет с 3 млрд до 4,1 млрд. Еще большее влияние на рост трафика окажут глобальные преобразования, связанные с цифровизацией, в основе которых лежит распространение персональных устройств и развитие межмашинных (machine-to-machine, M2M) коммуникаций. В ближайшие пять лет в мировых IP-сетях появится 10 млрд новых устройств и соединений, их число к 2020 вырастет с 16,3 млрд (2015) до 26,3 млрд. К тому времени на каждого жителя Земли будет приходиться 3,4 устройства и соединения (в 2015 этот показатель составил 2,2).

В настоящий момент телеком проходит через серьезный кризис роста, который заставляет пересмотреть подходы к построению практически всех слоев современного центра обработки данных (ЦОД). Новые революционные технологии кардинальным образом меняют наши представления о сетях, хранилищах и вообще архитектуре ЦОД. Еще два года назад было сложно представить, что твердотельная память будет дешевле обычных дисков и существенно плотнее их. Сейчас это реальность. Мало кто мог подумать, что web-scale-технологии, на которых основаны дата-центры Google, Amazon, Facebook, будут доступны рядовому заказчику в виде серийного устройства. Но и это уже стало реальностью.

- Отрасль хранения данных меняется очень быстрыми темпами. Например, еще в прошлом году технология многоярусного хранения была в числе главных обязательных требований к новому дисковому массиву. Но с выходом новой 3D NAND-памяти, которая произвела революцию в хранении данных и в наших представлениях о стоимости быстрой твердотельной памяти, ключевым стратегическим критерием выбора массива является именно поддержка такой памяти и наличие технологий по работе с ней. Плотность и стоимость 3D NAND-памяти ставит под вопрос необходимость большинства передовых технологий хранения, таких как кэширование и многоярусное хранение с использованием обычных механических дисков, – рассказывает менеджер по маркетингу корпоративных решений Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Павел Борох.

С помощью новых носителей габариты систем хранения сокращаются в 3–4 раза, и этот показатель вырастет до 8–10 раз в ближайшие два года, а их производительность возрастает на порядок, и все это без увеличения стоимости хранения.

Данные под колпаком

Там, где присутствуют большие объемы данных и новые решения, всегда возникают уязвимости, которыми пользуются злоумышленники. Каждая третья компания в Казахстане теряет важные данные из-за кибератак, и каждый корпоративный компьютер подвергается в среднем 13 атакам вредоносного программного обеспечения (ПО) за полгода. Такие данные «Лаборатория Касперского» получила на основе внутренней статистики об угрозах для бизнес-пользователей за первые шесть месяцев 2016. При этом в аналогичном периоде годом ранее этот показатель был почти в 3 раза меньше.

Рост количества киберугроз не проходит бесследно для бизнеса. Как показало исследование, проведенное «Лабораторией Касперского», 39% казахстанских компаний потеряли в результате киберинцидентов доступ к критически важной для бизнеса информации.

Однако наибольшую угрозу представляют целевые атаки, которые могут выполняться злоумышленниками даже без использования вредоносного ПО. Их основное отличие от классических кибератак заключается в том, что они тщательно прорабатываются для каждой конкретной компании и проходят максимально незаметно для традиционных защитных средств. При этом целью атакующих, как правило, являются самые ценные и конфиденциальные данные предприятия. По итогам того же опроса, 11% казахстанских компаний полагают, что на их IT-инфраструктуру была совершена целевая атака.

- Любой киберинцидент влечет за собой негативные последствия для бизнеса. Это и урон репутации, и потеря важных данных, и сбои бизнес-процессов, и простой производства. В случае же целевых атак компании могут стать жертвами промышленного кибершпионажа и таким образом потерять свои самые ценные активы – интеллектуальную собственность, новейшие разработки, информацию о контрактах. Кроме того, нам известны случаи, когда таргетированные атаки на индустриальные объекты приводили к физическому повреждению оборудования или нарушали нормальную жизнедеятельность региона, например, вызывали сбои в энергоснабжении города, – рассказывает главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев. 

Cегодня предприятиям необходимо отдельное решение, позволяющее своевременно распознавать сложные целевые атаки, утверждает Гостев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить