Как казахстанские компании ищут себя в новом цифровом мире

10739

Они создают бизнес на стыке финансов, сервиса, маркетплейса и больших данных

Фото: © Depositphotos.com/stokkete

За последнее десятилетие в результате борьбы банков во всем мире с последствиями финансового кризиса в отрасли произошло множество изменений. Много средств и времени потрачено на реструктуризацию и трансформацию бизнеса: осуществлялся выход с непрофильных рынков, происходил отказ от неприбыльных направлений деятельности, реализовывались проблемные кредиты и выполнялись новые регуляторные требования. Однако трудности, с которыми предстоит столкнуться банкам в ближайшем будущем, с большой долей вероятности коснутся уже непосредственно их бизнес-моделей. Об этом, в частности, говорится в исследовании «Жизнь после реструктуризации: новые задачи банковской системы. Европейская банковская система в 2017 году» консалтинговой компании Oliver Wyman.

«Многие европейские банки всё ещё находятся в процессе реструктуризации, хотя им уже пора переключить свое внимание на оптимизацию бизнес-модели, – отмечают авторы. – Новые задачи – реагирование на изменения в покупательском поведении, замена устаревшей инфраструктуры, учёт собственной социальной ответственности – требуют от банков формирования новых возможностей, подходов и ресурсов, а также установления партнёрских отношений с другими организациями».

Партнёрские отношения банков со сторонними бизнесами в основном касаются финтехкомпаний, ведь финтех спасает банки от регуляторных ограничений и неэффективности. Классические кредитные учреждения отчаянно нуждаются в разработках финтеха – это удаленная идентификация, открытые API, распределённые реестры, большие данные, искусственный интеллект, токенизация, интернет вещей и облачные технологии. Если раньше финтех воспринимался банками как детская шалость, а затем – как конкурент, сегодня повестка изменилась: финтех заставил банки рассматривать его в качестве полноправного партнёра, превратившись из «гаражной инициативы» в глобальную мультимиллиардную отрасль.

«По данным CB Insights, за 2011–2016 в финтех было инвестировано не менее $60 млрд,  указывает EY. – При этом наибольшая инвестиционная активность была характерна для развитых финтеххабов США, Великобритании и Китая. По прогнозу аналитического агентства Technavio, объём инвестиций в мировой финтехрынок будет расти в среднем на 56% в год до 2020 года. Важной тенденцией в области финансирования в финтехотрасли является перенос акцента с венчурных и посевных на корпоративные инвестиции, направляемые традиционными финансовыми институтами в стартапы, технологические решения которых могут быть интегрированы в бизнес-процессы банков и страховых компаний».

Банки оказались под давлением финтехов, с одной стороны, и глобальных корпораций – с другой: Apple, Google, Facebook, Amazon активно вошли в мир финансов.

Чтобы сохранить свои бизнесы, банки вынужденно трансформируются из чисто финансовых организаций в экосистемы, где синтезируются финансы, технологии, данные, безопасность и другие направления. У таких компаний пока нет чёткого определения, но всё чаще звучит термин «финансово-сервисная компания».

Это не далёкое будущее или увлекательная футурология, а реальность, которая пришла в том числе и к нам. По мнению экспертов, Казахстан может похвастать прорывными компаниями, которые, начав свою деятельность в одном сегменте бизнеса, за несколько лет масштабировались и смогли объединить в себе и финансы, и технологии, и передовую инновационную повестку. Именно такие компании представляют интерес для банковского сообщества, ведь они позволяют выходить кредитным организациям на новые рынки на фоне ужесточения регулирования.

Трансформация в экосистему

Несколько лет назад в разговоре с одним из сотрудников Kaspi Bank довелось услышать странный тезис: «Мы не будем банком». От подробностей тогда собеседник отказался, и фраза была забыта. Сегодня тот намёк понятен – банк интегрирован в экосистему сервисов Kaspi.kz, с помощью которой казахстанцы управляют личными финансами, делают платежи и покупки. По словам председателя правления Kaspi Bank Михаила Ломтадзе, в магазине Kaspi.kz размещено около 30 тыс. товаров.

Фото: Андрей Лунин
Фото: Андрей Лунин

Экосистема Kaspi.kz представлена четырьмя направлениями бизнеса – это розничные финансовые услуги, онлайн-финансы, платежи и маркетплейс. В основе бизнеса находятся онлайн-сервисы вокруг Kaspi.kz и одноимённого приложения, в частности. В Kaspi заявляют, что в мире нет похожих компаний, которые бы создали такую полную экосистему вокруг своих клиентов и партнёров:

- Существуют успешные компании в каждом из наших основных направлений. Например, такие маркетплейсы, как Alibaba (Aliexpress), Amazon, Ebay. Платёжные сервисы вроде PayPal. В онлайн-финансах это Ant Financial.

Миссия компании звучит рефреном во всех коммуникациях с розницей – «Улучшать жизнь любимым клиентам». В рамках этой миссии Kaspi создаёт инновационные продукты и сервисы, которые экономят клиентам время и деньги.

- Мы постоянно изучаем потребности наших клиентов и разрабатываем самые инновационные сервисы, улучшающие им жизнь, – говорят там.

Укрощение Big Data

Крупнейшим центром экспертизы по большим данным в Казахстане является Первое кредитное бюро (ПКБ), которое тесным образом интегрировано в банковскую деятельность.

Фото: Андрей Лунин
Фото: Андрей Лунин

- Ещё пять лет назад – в 2013 – когда работа бюро была стабилизирована новым менеджментом, встал вопрос репозиционирования из классического кредитного бюро в партнёрскую структуру для кредитного рынка, – вспоминает CEO ПКБ Руслан Омаров. – Это было оправданно, так как кредитный рынок заметно вырос за последние годы и, соответственно, его потребности тоже. Классическое кредитное бюро в Казахстане реализовано на 5+, чему способствовали передовые ИТ-решения. Именно поэтому бюро, по сути, стало ИТ-компанией в чистом виде. К слову, у нас лишь один офис для персонала и разработки (R&D). Весь бизнес осуществляется удалённо, в режиме 24/7. Автоматизация процессов позволяет нам в небольшом составе внедрять технологии и работать с 350 участниками кредитного рынка. Внутри у нас автоматизировано все, вплоть до заказа канцелярских товаров. Не все банки это осознали, но те, кто понимает, используют ресурсы и возможности бюро довольно эффективно. Мы уже давно предоставляем не просто кредитные отчёты, а аналитические сервисы.

Омаров рассказывает, что в рамках стратегии агрессивного роста ПКБ нужны были уже зарекомендовавшие себя практики, успешно используемые на других рынках продукты.

- Мы изучили бизнес-модели более 40 кредитных бюро и провайдеров информации и построили нашу бизнес-модель, исходя из самого лучшего от мировых лидеров в области предиктивной аналитики, – отмечает собеседник. – Именно поэтому наша продуктовая линейка не всегда принимается рынком сразу. Требуется два-три года, чтобы рынок «дозрел». Всё равно мы инвестируем в сервисы «на вырост», зачастую сами сопровождая банковские процессы для их внедрения. Сейчас сделали ставку на развитие рынка бизнес-информации – мы уже предложили рынку первый бизнес-портал TheStrongest.kz, системы финансового анализа МСБ, готовим рейтинговые модели для ИП и МСБ и т.д. Это то, что будет активно развиваться в ближайшие три года. Проактивный подход позволил нам нарастить goodwill ПКБ до 12 млрд тенге (отношение рыночной капитализации и балансовой стоимости компании, фактически стоимость бренда. – F).

Квинтэссенция сервиса

Ещё один казахстанский е-коммерс-холдинг находится в поиске банка-партнёра для интеграции в свою экосистему.

- Среднесрочно у Choco-пользователя появится вариант совершения покупок в рассрочку и в кредит. Ряд казахстанских банков проявляют интерес к такой интеграции, и в ближайшей перспективе мы определимся с партнёром, возможно, их будет несколько, – рассказывает CEO Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов.

Фото: Андрей Лунин
Фото: Андрей Лунин

- Полтора года назад мы приняли решение выйти из товарных направлений, сосредоточившись на сфере услуг – сервисных моделях, – продолжает он. – В частности, в конце прошлого года мы завершили сделку по продаже интернет-магазина Chocomart.kz.

Консолидировать все сервисы и пользователей решено было на базе мобильной программы лояльности «Рахмет», которую запустили в апреле 2018. Это самый потенциально массовый сервис Chocofamily с высокой частотой покупки.

В онлайн-продаже авиа- и железнодорожных билетов холдинг занимает 70% рынка, с учётом объединения Aviata и Chocotravel. Chocofamily принадлежит 98% рынка онлайн-скидок и купонов. В онлайн-заказах еды из ресторанов – более 80% рынка агрегаторов с 1,2 тыс. заказов в день.

На сегодня Chocofamily обладает базой в 600 тыс. активных пользователей, которые совершают около 4 млн покупок в год. Ожидаемый консолидированный оборот группы в 2018 – 55 млрд тенге. За последний год Chocofamily Holding вырос в 3 раза по обороту, а за последние семь лет – в 367 раз.

- В ближайший год мы планируем сделать первый шаг за пределы Казахстана и в дальнейшем видим себя международной компанией, – говорит Мухоряпов. – Мы пересмотрим портфель – в холдинге останутся только масштабируемые глобально модели.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить