Как казахстанский телеком работает в условиях повышенной нагрузки на сети

10966

Из-за пандемии COVID-19 звучавшие на протяжении последних лет прогнозы о скором переводе учебного процесса и некоторых профессий в онлайн стали реальностью раньше, чем планировалось

ФОТО: © Depositphotos.com/beachboyx10

Карантин оказался серьезным испытанием на прочность для операторов и телекоммуникационной инфраструктуры. С одной стороны, говорится в отчете исследовательской компании Gartner, в 2020 объем закупок IT-товаров и услуг снизится примерно на 8%, хотя еще в январе аналитики прогнозировали рост на уровне 3,4%. Негативное влияние на рынок может оказать отмена крупных мероприятий, упущенные возможности для сотрудничества между участниками рынка, сокращение выпуска новых продуктов и решений. С другой стороны, по прогнозам экспертов, карантин будет иметь и положительный эффект. Массовый переход на удаленную работу стимулирует рост объема закупа публичных облачных сервисов, облачной телефонии, обмена сообщениями, систем видео-конференц-связи.

В режиме сверхнагрузки

Пример Китая, ставшего первой страной в мире, применившей режим самоизоляции, показал, что даже после выхода из него нагрузка на сети связи осталась выше, чем до пандемии. Это означает, что работа, учеба, шопинг и развлечения онлайн вошли в привычку. Вместе с тем никто не может сказать наверняка, как долго сохранится угроза заражения, а это значит, что даже после снятия жесткого карантина большинство людей будет жить с оглядкой на новые риски и по возможности избегать ненужных контактов.

Жизнь онлайн и интернет-услуги помимо обеспечения безопасности имеют еще ряд выгод, которые казахстанцы уже оценили за время карантина. «Люди убедились, что электронное решение привычных задач более оперативно и удобно, соответственно, компаниям телекоммуникационного сектора следует ожидать, что нынешние сверхнагрузки на сеть, с нарастанием в разных странах на 20–30%, снизятся, но не вернутся к докарантинным временам», – считают в АО «Казахтелеком». Кроме того, карантинные меры в обозримом будущем могут быть лишь ослаблены, а это означает, что повышенные нагрузки станут для отрасли рабочей повседневностью.

Во время действия режима ЧП трафик в сети группы «Казахтелекома», например, вырос более чем на 20%. Увеличился на 15% трафик на кэширующих серверах. Казахстанцы активно смотрели видеоконтент, это большие объемы данных, которые находятся за пределами страны. «С началом карантина были на 25% расширены внешние интернет-каналы «Казахтелекома», снижен битрейт видеоконтента от ведущих контент-провайдеров – с HD до SD. Кроме того, мы на 30% расширили кэш-серверы Google, Facebook, Netflix, Vkontakte, Cloudflare, Akamai. Все эти меры позволили сохранить скорость и качество интернета на должном уровне, несмотря на возросшую нагрузку на сети. Мы увеличили объем внешних интернет-каналов по группе компаний «Казахтелеком» на 30% (на 360 Гбит) и планируем дальнейшее увеличение», – сообщили Forbes Kazakhstan в АО «Казахтелеком».

Сейчас объем локальных кэширующих серверов группы «Казахтелекома» составляет 92% к объему трафика внешних интернет-каналов. То есть половина трафика, который мог бы загружать внешние каналы связи, локализована в Казахстане, что значительно улучшает качество доступа для абонентов. Кроме того, оператор договорился с ведущими контент-провайдерами о расширении локальных кэширующих серверов «Казахтелекома» для топ-контента на 52% до конца текущего года, что повысит для абонентов качество доступа в интернет.

В Tele2/Altel отмечают, что в период ЧП нагрузка на сеть увеличилась на 48% по сравнению с периодом до карантина, это превысило схожие показатели во Франции (на 38,4%) и Испании (на 39%). Сеть оператора выдержала пик нагрузки подключений к Zoom 1 апреля, когда этот показатель единовременно вырос на 1760%. Сети сотовой связи в течение всего периода ЧП работали с высокой нагрузкой: если до карантина пиковый период наблюдался с 18 до 23 часов, то во время карантина аналогичная нагрузка наблюдалась на протяжении всего времени с 07.00 до 01.00.

Как отмечает директор департамента по стратегическому развитию «Кселл» Айбек Нуркадыр, в период ЧП изменился профиль трафика. Из-за того что многие пользователи работали и обучались на дому, резко вырос объем данных, передаваемых от абонента базовой станции, отмечался рост продолжительности голосовых вызовов, вырос трафик сервисов для проведения видеоконференций.

Привычки нового времени

Карантин и вынужденная самоизоляция изменили пользовательские привычки, отмечают игроки телеком-индустрии, и в ответ на это практически все операторы предложили сервисы, учитывающие реалии нового времени. В частности, мобильные операторы предоставляли бесплатную связь медицинским работникам и нетарифицируемый доступ к образовательным ресурсам и ресурсам Казнета, запускали или расширяли бесплатные пакеты мобильного ТВ.

«Закрытие кинотеатров в разы увеличило потребление медиаконтента в интернете, отмена чемпионатов сместила зрительский интерес в сторону киберспорта, некоторые впервые пробовали заказать онлайн продукты или доставку еды, увеличились требования к качеству оказания электронных государственных услуг, дистанционному образованию. Многие казахстанцы до пандемии если и получали ЭЦП, то пользовались ею от случая к случаю или не использовали вовсе, сейчас она проходит те же стадии распространения, что в свое время банковские карты. Сегодня даже представители консервативного старшего поколения осваивают электронные возможности своих банковских карт. Для компаний, занятых в телеком-индустрии, такой расклад означает, что в будущем они получат большой объем работы и большую нагрузку, которую следует четко распланировать», – отмечают в «Казахтелекоме».

Пожалуй, первым опытом многократного роста нагрузки стал запуск дистанционного обучения, и, как показали первые же дни, сеть не выдержала одномоментного подключения вузов и школ. Едва ли стоило ожидать, что достаточно резкий и для учеников, и для педагогов переход в интернет из сферы, традиционно почти полностью сосредоточенной в офлайне, пройдет безболезненно. К тому же, объясняют участники рынка, качество онлайн-обучения зависит не только от характеристик сети, но и от многих других факторов – метода организации, типа выбранной платформы, загрузки международных каналов связи. Ресурсы, рекомендованные преподавателями для организации видеоконференций, располагаются за пределами РК, и тот же «Казахтелеком» не может отвечать за недоступность этих ресурсов и качество информационного обмена. Участники рынка считают, что необходимо разработать решение по размещению системы онлайн-обучения внутри республиканской сети по всем регионам, учитывая, что новый учебный год школьникам и студентам вузов с большой долей вероятности придется начинать онлайн.

Для жителей сельской местности и частного сектора городов трудности с доступом в интернет не были редкостью и до карантина, а массовый переход на «удаленку» и дистанционное обучение обострили проблему. Как известно, «Казахтелеком» реализует на условиях государственно-частного партнерства проект по строительству ВОЛС в сельских населенных пунктах. На сегодняшний день завершено строительство 8,5 тыс. км волоконно-оптических линий, подключено 519 сел, а до конца нынешнего года оператор подведет линии к 828 селам. Планируется перевод сельских абонентов на мобильные сети 3G/4G. Сейчас доступ к ним имеют 18 млн человек, до конца года число сел, охваченных мобильным широкополосным доступом, должно составить 5163, а доля населения, имеющего доступ к данной технологии, – достичь 99,3%.

Корпоративный подход

Массовый переход к работе на «удаленке» изменил запросы в сегменте корпоративных пользователей. По словам Нуркадыра, выросли продажи 4G-роутеров и услуг виртуальной АТС, поступали заявки на организацию удаленного рабочего места: ноутбук, интернет и телефония, онлайн-конференции в одном пакете. Для обеспечения сотрудников компаний мобильным интернетом «Кселл» предоставил по 5 Гб дополнительного трафика абонентам тарифных линеек «Карт-бланш+» и «Бизнес-класс». Beeline в период карантина предоставил корпоративным клиентам услуги виртуального офиса, возможность организовать кол-центр на аутсорсе, а частные образовательные учреждения, помимо бесплатной услуги Office 365, получили современные облачные решения для дистанционного образования. В Tele2/Altel также отмечают рост спроса на роутеры и корпоративные безлимитные тарифы 4G. Компания дала корпоративным клиентам возможность приобрести оборудование в рассрочку. «Казахтелеком» собрал на платформе для бизнеса ismet.kz сервисы, необходимые для работы вне офиса, – облачный бухучет, кассы с автоматической передачей данных, электронный документооборот, электронные платежи в бюджет. В апреле на портале зарегистрировалось 2500 юридических лиц, всего зарегистрировано более 15 тыс. пользователей. «Во время карантина мы опробовали услугу FMC-телефонии (Fixed Mobile Convergence), объединяющую фиксированный и мобильный вид связи в единую корпоративную сеть. К ней уже подключились более 600 сотрудников ЦОНов. Возрос спрос на услуги облачной видеоконференции, которая удобна тем, что не требует установки и использования специального ПО», – сообщают в пресс-службе «Казахтелекома».

Нацоператор апробировал платформенное решение видеоаналитики с возможностью распознавания ношения маски и соблюдения дистанции, протестировал тепловизионные камеры с ИИ, позволяющие измерять температуру у группы людей и выявлять тех, у кого она повышена. Система позволит предпринимателям контролировать соблюдение требований акиматов в период карантина без затрат на дополнительное оборудование, так как она интегрируется с существующими системами видеонаблюдения.

Необходимость решать проблемы, которые возникли в связи с карантином, не стала поводом отказываться от реализации проектов, потребность в которых, как может показаться на первый взгляд, не столь очевидна. В частности, разрабатывается концепция внедрения 5G, предусматривающая технические, регуляторные, финансово-экономические и санитарно-эпидемиологические аспекты внедрения. Особый упор делается на определение бизнес-моделей и развитие экосистемы 5G. Как утверждает глава представительства компании iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко, не совсем правильно говорить о том, что развитие 5G преждевременно, пока до конца не использованы ресурсы 4G, поскольку сети пятого поколения могут развиваться фрагментарно и устанавливаться там, где это необходимо. «5G имеет отношение к промышленному интернету вещей, а именно это направление наиболее перспективно для операторов, это огромный пласт новых абонентов, которые появятся после того, как абоненты в виде живых людей закончатся. Подключенные вещи окружают нас уже сейчас, вопрос в их удобном совмещении и управлении процессами. Интернет вещей состоялся, и с этого пути операторы уже не свернут», – уверена эксперт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить