Как растят новое поколение казахстанских программистов

12019

Программирование – мировой тренд, на который нельзя закрывать глаза

IT-школа Love to code
Фото: Дина Мукашева
IT-школа Love to code

Уже сейчас в 16 странах Европы программирование является базовым предметом в школах, а в 10 из них преподается на уровне начальной школы. По данным школы программирования Love to code, к 2017 нехватка специалистов в IT-сфере в Казахстане составит 17%. Вместе с тем навыки программирования, знание основ кодинга важны не только в области IT, но и в таких сферах, как биоинженерия, медицина, финансовое дело, дизайн, маркетинг, космические технологии. А потому IT-школы становятся бесценным источником знаний.

Школа Love to code была основана в 2014. За год рядовая организация, предлагающая дополнительные курсы подросткам, смогла реализовывать проект национального масштаба – акцию «час кода», ставшую самым большим образовательным мероприятием в IT-сфере в стране, которую поддержали Минобразования и Министерство по инвестициям и развитию РК. В течение одной недели во всех казахстанских школах прошел практический урок программирования, в котором приняли участие 75 тыс. школьников.

У истоков создания школы стояли четыре человека: Елдос и Акерке Балгабековы, Алена Ткаченко, Дина Мукашева. В свое время молодые профессионалы обучались в Великобритании и Канаде по IT-специальностям, а после работали в международных компаниях.

«Мы пришли к идее обучения детей программированию по двум причинам. Во-первых, именно программирование – ключевой навык XXI века. Уметь программировать сейчас – это как уметь писать в XIX веке. Во-вторых, чтобы эффективно развивать экономику Казахстана, мы должны быть инновационны и технологичны, а программирование – универсальный способ создать высокую добавленную стоимость внутри страны», – говорит Балгабеков.

Сегодня в Казахстане функционируют две школы в Алматы и одна в Актау, обучение прошли порядка 250 учеников. Курс длится восемь месяцев, стоит в среднем 29 тыс. тенге и рассчитан на детей 9–12 лет (считается, что это самый хороший возраст для постижения основ программирования). Занятия проходят раз в неделю и длятся два академических часа. Здесь нет оценок в классическом понимании, чтобы не создавать у школьников ложную мотивацию.

«Не стоит полагать, что дети все время сидят за компьютерами. Во время уроков уделяется внимание командной работе, презентациям, пошаговой разработке проекта, тестам и решению задач, – поясняет Ткаченко. – Один из этапов нашего курса – создание совместного проекта родителями и ребенком».

По словам Балгабекова, детей обу­чают программированию на примере создания собственных игр, что служит инструментом привлечения их внимания, и мультфильмов. Основная задача – научить детей критическому мышлению и логике, которые очень важны для дальнейшего программирования на «взрослых» языках. «На наших занятиях дети как создают игры с нуля, так и доделывают незавершенные. Им нужно оценить задачу, поставить цель, определить, какими ресурсами они обладают, и упорядочить свои действия для ее достижения. Уже через пару месяцев занятий, решая задачи, наши ученики сразу могут увидеть картину целиком и проговорить алгоритм решения, что помогает им и по другим предметам, в частности по математике. На протяжении курса мы постепенно усложняем игры и, соответственно, алгоритмы», – рассказывает Балгабеков о тонкостях образовательного процесса.

Детей обучают на языке программирования Scratch, который был разработан в MIT (Бостон, США). Он используется во всех развитых странах в общеобразовательных классах начальной школы. Главная его особенность – использование в скрипте визуальных блоков, что ставит его простоту на уровень с блоками «Лего» – все просто и интуитивно понятно. У школы есть множество партнеров (Code.org, CINI, Codabra, UKCAS и др.), что позволяет быстро и эффективно перенимать зарубежный опыт.

Задача казахстанской школы программирования – к 2020 донести основы этой дисциплины до миллиона казахстанских школьников. Причем уроков информатики в рамках школьной программы для этого недостаточно, поскольку современные дети знают базовые пакеты Microsoft уже к первому классу.

«Анализировать информацию, знать основы безопасности в Сети, создавать свои программы, мыслить логично, последовательно, разрабатывать алгоритм действий – вот что должен знать и уметь современный школьник, – рассказывает Ткаченко. – Зная программирование, ребенок может выразить себя и быть не потребителем контента, а его создателем».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить