На правах рекламы

Путь к проактивному государству

7573

Председатель правления АО «НИТ» Альнур Ермагамбетов рассказал о развитии портала eGov и перспективах казахстанского IT-рынка

Альнур Ермагамбетов.
Альнур Ермагамбетов.

АО «Национальные информационные технологии» - одна из самых динамично развивающихся IT-компаний Казахстана. Сегодня здесь работают 1,5 тыс. специалистов. Именно они занимаются сопровождением портала электронного правительства и других информационных систем. Благодаря их стараниям казахстанцы могут без особого труда получать всевозможные справки, не выходя из дома. О том, какие задачи стоят перед АО «НИТ» и какие проекты компании еще предстоит реализовать, рассказывает председатель правления Альнур Ермагамбетов.

Альнур Мэлсович, начнем, пожалуй, с самого грандиозного проекта, который реализует АО «НИТ» - с портала eGov. Сколько услуг сегодня предоставляется посредством этого ресурса и что в приоритете?

Фото: Архив пресс-службы

- Портал электронного правительства активно развивается, на сегодня мы предоставляем 237 услуг и сервисов. Если говорить про бизнес, то для предпринимателей доступны 44 онлайн-услуги в части лицензирования, развития бизнеса и всего, что необходимо для ведения операционной деятельности. Также есть возможность осуществлять онлайн-платежи. Это очень популярная услуга. С начала года было проведено транзакций на сумму более 9,2 млрд тенге.

Что касается развития и перспектив для бизнеса, то в начале 2018 года мы планируем запуск услуги, когда заявители смогут сразу выбрать и открыть счет в банке второго уровня и страховую компанию при регистрации юридического лица, что очень удобно. Также это позволит Казахстану усилить свои позиции в рамках исполнения плана по улучшению рейтингов Doing Business.

Если говорить об услугах, которые еще предстоит внедрить, на что планируется сделать упор?

- У нас есть четкий план, куда двигаться – к проактивному государству. Мы должны помнить, что работаем для граждан. Самый основной фокус – развитие и улучшение услуг, которые мы предоставляем. Мы усиленно работаем над интеграцией информационных систем наших госорганов, чтобы людям не приходилось брать справки в разных инстанциях для предъявления их в бумажном виде в других учреждениях. У нас запущены и доступны пилотные композитные услуги. Они позволяют одним кликом получить сразу несколько взаимосвязанных услуг.

Что касается услуг для бизнеса, насколько ускорились процедуры по получению лицензий?

- Все зависит от вида лицензии. Но могу сказать, что 3-5 дней – это, как правило, тот срок, в который можно получить необходимые документы. Есть, конечно, исключения, связанные с регламентированными сроками. Кроме того, надо понимать, что не все процессы автоматизированы. И хоть вы подаете документы на получение каких-то услуг в электронном виде, но обрабатываются они все равно в бумажном виде.

Однако мы постоянно работаем над усовершенствованием системы. В частности, до конца года в ЦОНах будет введена 81 автоматизированная услуга. Некоторые из них будут безальтернативными. То есть их можно будет получить только в электронном формате.

Еще один небезынтересный проект – «Открытые данные»…

- Проект «Открытые данные» - разработка, перспективы которой сложно переоценить. Все госорганы должны в постоянном онлайн-режиме выдавать свои данные для рынка. На основе этих данных маленькие компании смогут разрабатывать свои приложения, что позволит им развиваться. «Открытые данные» - очень серьезная прикладная точка, потому что позволяет оптимизировать многие вещи и тем самым улучшать жизнь наших граждан.

Как госорганы относятся к этой новой обязанности?

- Сегодня мы уже видим прогресс. Информации в базе больше в 2 раза, чем было в прошлом году. Хотя того, что есть сегодня тоже недостаточно. Поэтому мы идем к интеграции информационных систем, что также улучшит и доступ к данным.

Чтобы завершить процесс консолидации всех информационных ресурсов, мы планируем построить Центр обработки данных для госорганов. Наша основная цель – создать на его основе аналитический инструмент, который позволит в онлайн-режиме получать необходимые отчеты, данные и графики для принятия решения. Это повысит эффективность самих государственных органов, качество их взаимодействия, даст ведомствам шанс избежать больших рисков или каких-то проблем при реализации программ.

 

Какие еще проекты реализует АО «НИТ»?

- В качестве примера можно привести программу «e-Нотариат», которой пользуются все нотариусы Казахстана; успешно функционируют система «Техосмотр». Наряду с проектами, ориентированными на коммерческие организации, реализован проект Единой электронной почтовой системы государственных органов для предоставления услуги всем госслужащим республики.

Также на разработке находятся новые системы, такие, как система учета отдельных видов нефтепродуктов, система учета алкогольной продукции. Это пилотные проекты, которые запустятся в постоянную эксплуатацию в течение ближайших месяцев. Основным получателем услуги является Комитет госдоходов МФ РК, которому мы будем предоставлять информацию о реальном обороте и производстве продукции. И такие проекты будут генерироваться постоянно.

Альнур Мэлсович, как вы в целом оцениваете развитие IT-рынка в Казахстане?

- Начиная с 2010 года наблюдался бурный рост – рынок развивался серьезными темпами, привлекая различных игроков на территорию страны. Сегодня практически каждый крупный вендор, производитель так или иначе представлен в Казахстане. Есть много зарубежных игроков, работающих в Казахстане на постоянной основе. Поэтому с точки зрения развитости мы делаем большие шаги вперед.

Но за последние 2,5 года рынок достаточно сильно «просел» в связи с девальвацией, нестабильностью курса и урезания государственных программ в части IT. Это касается особенно так называемой «железячной» части бизнеса. К сожалению, она занимает основную долю оборота IT в Казахстане, что говорит в той или иной степени о зрелости рынка. На развитых IT-рынках доля hardware бизнеса не превышает 50%. Остальное это – сервис, консалтинг, программное обеспечение. В Казахстане эти направления тоже развиваются неплохо, динамично, и есть моменты, где видно отставание. Но у нас потенциал большой, и есть, куда идти дальше.

Каковы же прогнозы?

- Сейчас намечается положительная динамика роста IT-рынка, «дно» уже пройдено. После девальвации все, кто остался на рынке, так или иначе сбалансировались. Но учитывая, что игроков очень много, а размер рынка сильно сузился, конкуренция большая. Это тоже хорошо и может пойти на пользу рынку. Потому что останутся только самые лучшие, самые гибкие и самые быстрые. И быстрота на сегодня является основным фактором, наверное, для любого бизнеса. Вопрос только в том, какой это будет рост, на сколько процентов и как долго он продлится? Потому что волатильность мирового рынка достаточно высокая, а мы так или иначе зависимы от больших перемен. Но в целом прогноз положительный.

Кроме того, будет большой спрос на IT-менеджеров, которые разбираются не только в информационных технологиях, но и понимают сам бизнес в целом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить