Авиатакси уже не за горами?

6769

Компания Joby Aviation, окутавшая свою деятельность тайной, собирается запустить авиатакси к 2023 году. Инвестируют в проект серьезные люди: от концерна Toyota до Лорен Пауэлл Джобс

ФОТО: Trevor Jolin

Идея создания воздушного судна, которое могло бы взлетать и приземляться подобно вертолету, впервые пришла в голову Джобена Бевирта, когда он учился во втором классе. Мальчику каждый день приходилось преодолевать подъем длиною 7 км, чтобы добраться из школы домой. Жил он в поселении хиппи посреди секвойного леса, где не было даже электричества. «Это был о-очень долгий подъем, – вспоминает Бевирт с улыбкой. – Со временем он так мне надоел, что я стал мечтать о лучшем способе его преодолеть».

С тех пор прошло четыре десятилетия, и Бевирт близок к осуществлению мечты. В местах своего детства, на ранчо неподалеку от городка Санта-Круз, Бевирт тайно разработал электросамолет, приводимый в действие шестью винтами с изменяемым углом наклона. Грузоподъемность летательного аппарата – четыре пассажира плюс пилот. Дальность полета – 240 км, а максимальная скорость – 320 км/ч. При этом Бевирт утверждает, что аппарат работает настолько тихо, что среди городского шума его просто не слышно. Бизнесмен надеется, что его аппарат, производство которого, по оценкам экспертов, обойдется в сумму от $400 тыс. до $1,5 млн, послужит основой для создания обширной сети авиатакси.

Летать конвертопланы Бевирта, у которых пока нет торгового названия, будут с крыши на крышу. Созданием сети Бевирт планирует заниматься самостоятельно: он хочет принести уставшим от пробок горожанам избавление от мучений на дорогах. Изобретение поможет миллиардам людей экономить драгоценное время по цене, сопоставимой со стоимостью поездки на UberX: $2,5 за милю (1,6 км).

В это трудно поверить, но у 47-летнего Бевирта есть поклонники, причем довольно могущественные. В январе 2020-го Joby Aviation получила инвестиции от Toyota в размере $400 млн. В списках инвесторов также значатся вдова Стива Джобса Лорен Пауэлл Джобс и Capricorn Investment Group, глава которой Джефф Сколл был ранним проповедником Tesla.

В общей сложности Бевирту удалось привлечь $745 млн инвестиций. Благодаря им Joby Aviation сегодня оценивается в $2,6 млрд. Глава Toyota Акио Тойода как-то сказал Бевирту, что силами Joby Aviation он надеется реализовать мечту своего деда Киитиро, основателя Toyota Motors, который до начала Второй мировой войны разрабатывал летательные аппараты.

Joby Aviation выделяется среди подобных себе стартапов как объемами финансирования, так и капитализацией. Много кто занимается созданием новых типов воздушных судов, в том числе автономных, чтобы помочь авиации перейти от использования ископаемого топлива к аккумуляторным батареям и электродвигателям. Пока никто не знает потенциальных масштабов новой индустрии. Неизвестно, есть ли у нее вообще какие-то перспективы. Однако на Уолл-стрит уже звучат серьезные цифры. В одном из отчетов Morgan Stanley сказано, что к 2040 году новые летательные аппараты могут приносить экономике порядка $674 млрд.

У летательного аппарата Джоби шесть винтов, которые позволяют оставаться в воздухе даже в случае отказа основного двигателя. Лопасти сделаны так, чтобы снизить уровень производимого шума. При взлете и посадке конвертоплан гораздо тише вертолета. В полете по прямой он и вовсе бесшумен

«Если мы будем перемещаться по воздуху, то наши улицы превратятся в парки, а города станут гораздо приятнее для жизни», – говорит Бевирт.

В последние 100 лет создание летающей машины занимало воображение многих мечтателей. К сожалению, попытки изобретателей не увенчались успехом. По мнению скептиков, и у нынешних экспериментаторов, включая Joby Aviation, мало шансов на успех. До появления нужных технологий в авиации еще лет 10, а то и больше: мощнейшие на сегодняшний день батареи вмещают в 14 раз меньше полезной энергии, чем авиационное топливо. Вертикальный взлет требует такой сильной тяги, что, пока батареи не станут еще мощнее, авиатакси просто-напросто нерентабельны: слишком мала дальность полета и грузоподъемность. Кроме того, потребуется куча времени и сил, чтобы убедить государство в безопасности эксплуатации подобных аппаратов.

Бевирт утверждает, что ему под силу выпустить окупаемый, безопасный летательный аппарат, работающий на первоклассных литий-ионных аккумуляторах, которые ставят на электрокары. Joby Aviation – единственный стартап, поддержавший Uber в намерении запустить городское авиатакси к 2023 году. По словам Бевирта, все идет к тому, что в 2023-м его летательный аппарат пройдет сертификацию безопасности полетов Федерального управления гражданской авиации США. Если это так, то Joby Aviation станет первым производителем электрических авиатакси, достигшим этой вехи.

Бевирт вырос в общине, проповедовавшей жизнь на земле и отказ от излишеств города. Это не помешало ему научиться работе с техникой: будучи ребенком, он помогал отцу чинить сельскохозяйственное оборудование и даже строил вместе с ним дома. Отец Джобена, Рон Бевирт, в 1960-х был членом коммуны хиппи «Веселые проказники», оказавшей существенное влияние на так называемую психоделическую революцию. Имя Джобен, которым Рон Бевирт нарек своего сына, – знак поклонения писателю Кену Кизи, лидеру «Веселых проказников», наиболее известное произведение которого – «Пролетая над гнездом кукушки». Джобеном звали одного из героев романа Кизи «Порою блажь великая».

Повзрослев, Бевирт воссоздал коммуну своего детства, придав ей явный капиталистический окрас. Для этого ему понадобились 180 гектаров лесных угодий на побережье Тихого океана. Землю эту Бевирт приобрел на деньги, вырученные с продажи своих предыдущих бизнесов: фирмы Velocity11, строившей роботов, помогавших обращаться с жидкими субстанциями при проведении клинических испытаний лекарственных препаратов, и компании GorillaPod, производившей гибкие штативы для видеокамер. На территории «коммуны» Бевирта – заброшенный карьер, в котором проводятся испытательные полеты. Неподалеку в небольших коттеджах живут сотрудники Joby Aviation. Некоторые из них строят собственные дома сразу за пределами владений Бевирта. До того как всерьез заняться своим летательным аппаратом, Бевирт разрабатывал другие стартапы. Инкубатором в «коммуне» служит огромный сарай. Питаются сотрудники продуктами с построенной Бевиртом экологически чистой фермы. Под чутким надзором Бевирта куры несут яйца, пчелы делают мед, шеф-повар готовит, а команда пашет.

Джобен Бевирт
ФОТО: Ethan Pines для Forbes
Джобен Бевирт

«У них принято «давать пять», обниматься – все это влияние Джобена, – говорит управляющий директор Toyota AI Ventures Джим Адлер, в 2017-м убедивший коллег вложиться в Joby Aviations. – Сам Джобен – сгусток энергии, и это заразительно».

Joby Aviation сотрудничает с Uber в организации системы совместных полетов. Это не мешает Джобену Бевирту работать над собственной бизнес-моделью авиаперевозок. «Если бы речь шла только о транспортном средстве, инвесторы вроде меня не стали бы вкладываться. Все дело в полноценном сервисе, привязанном к изобретению», – говорит Джим Адлер.

Как бы то ни было, инвесторам придется запастить терпением: впереди строительство взлетно-посадочных площадок, разработка ПО и прочих инфраструктурных компонентов. Это потребует огромных средств. В Joby Aviation пока не планируют продавать аппараты сторонним организациям, а это значит, что инвесторы не скоро окупят свои миллиарды.

Пятиместный конвертоплан Бевирта привлекательнее с точки зрения доходности по сравнению с более компактными и простыми летательными аппаратами, которые производит немецкая Volocopter или китайская EHang. Минус компоновки, созданной Бевиртом, – большой вес, существенная часть которого приходится на батареи. Если верить моделированию, которое по просьбе Forbes провел Венкат Висванатхан, эксперт по аккумуляторам из Университета Карнеги – Меллона, еще не ясно, хватит ли у этих батарей мощности для выполнения поставленной задачи.

По расчетам исследовательской группы, для покрытия 240 км – заявленной дальности полета аппарата Бевирта – и резервной дальности, предусмотренной американским законодательством, двухтонному детищу Joby Aviation нужен аккумуляторный блок массой около тонны. Если прибавить к этой тонне еще 450 кг (минимальный вес людей на борту), остается порядка 700 кг на каркас, сиденья и оборудование, что составляет треть от общего веса аппарата. Это на 35% меньше, чем в любом другом сертифицированном серийном летательном аппарате. Вывод: либо команда Бевирта создала уникальную по своим характеристикам машину, либо заявленных 240 км аппарат не пролетит. Еще одна потенциальная загвоздка заключается в том, что Федеральное управление гражданской авиации США может потребовать конструктивных изменений в целях безопасности, которые ухудшат существующие характеристики конвертоплана.

«Мы занимаемся невероятно сложным делом, – говорит Бевирт. – Перед нами стоит не только трудновыполнимая техническая задача, но и более глобальная цель – изменить ежедневные привычки людей на всем земном шаре». 

Автор: Джереми Богайски

Перевод: Арслан Аканов

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить