Программный приговор

7275

Сегодня любая компания – это софтверное производство

PHOTOGRAPHED BY TIMOTHY ARCHIBALD FOR FORBES

Ford продает «компьютеры на колесах». McKinsey предлагает программные консалтинговые пакеты с фиксированной ценой, предназначенные для решения определенной проблемы. FedEx расхваливает своих программистов, которые разрабатывают альтернативные подходы к решению задач. Эпоха разделения на традиционные и технологические отрасли закончилась. Те, кто не смогут вовремя адаптироваться, очень скоро окажутся в категории «динозавров».

Будущее крупной промышленной отрасли можно увидеть на примере небольшой технологической компании из Силиконовой долины. Компания Picarro находится в Саннивейле. В ней трудятся 90 человек. Она разработала высокоточный портативный газоанализатор и программное обеспечение, которое позволяет визуализировать данные анализа в понятной и доступной для пользователя форме. Любая организация или человек смогут использовать газоанализатор Picarro стоимостью $70 тыс. для создания невероятно детализированных карт, на которых будет демонстрироваться, например, поточечная утечка метана из трубопровода или на нефтеперерабатывающем заводе.

Прасад пересматривает концепцию будущего Ford, в котором компания станет изготовителем высокотехнологичных «компьютеров на колесах»

Значение и последствия этого изобретения огромны. Вместо того чтобы работать в блаженном неведении, промышленные и энергетические гиганты теперь будут точно знать, какие именно (если есть) токсические вещества они выбрасывают в атмосферу. Но самое главное – если они не хотят собирать эти данные, любой человек, имеющий автомобиль и приборы Picarro, может это сделать вместо них. Причем подобный анализ уже привел к конкретным результатам: человек, непосредственно знакомый с этим делом, рассказал мне, что один авторитетный топ-менеджер недавно вышел из состава совета директоров гиганта по добыче природного газа именно потому, что компания, по его мнению, не реагировала с достаточной оперативностью на информацию, получаемую благодаря приборам типа газоанализаторов Picarro, об утечках метана. Этот пример является отражением реалий нашего времени: независимо от отрасли ваша компания так или иначе связана с программным обеспечением (ПО), и делать вид, что это не так, чревато серьезной опасностью для ее будущего. Учитывая стремительно растущие возможности аппаратного и программного обеспечения, получаемые данные все чаще оказываются в руках обычных людей – конкурентов, сотрудников и, что особенно важно, клиентов.

Высокотехнологичные инструменты для проведения измерений, анализа и передачи данных позволяют этим технически вооруженным массам не только оценивать, обрабатывать и распространять данные, но и высказывать свое мнение. У простых людей появляется все больше инструментов, которые или находятся на уровне, или в отдельных случаях превосходят по своим характеристикам сложность инструментов, используемых компаниями, которые их обслуживают. «Когда я выпускаю новый продукт или начинаю новую рекламную кампанию, я сразу же получаю отзывы относительно того, что люди думают и как они реагируют на них, – говорит Джек Дорси, сооснователь Twitter и Square (новой и очень успешной платежной системы). – Я могу использовать эти отзывы, чтобы изменить и усовершенствовать свои методы работы, продукцию или саму компанию, причем все это в режиме реального времени».

В результате необходимо действовать в соответствии с принципом, который становится все более актуальным и превалирующим: посредством программного обеспечения и технологий ваша компания должна реагировать так же стремительно и отличаться такой же гибкостью, как это присуще клиентам. И при этом оставаться неизменно настойчивой в своих действиях, проводя измерения, мониторинг, оценку и отвечая на информацию, касающуюся собственной продукции и услуг и того воздействия, которое компания оказывает на общество в целом.

Эти моменты стали основной темой конференции Techonomy-2011, которая прошла в конце прошлого года. Forbes выступил в качестве медиаспонсора этого мероприятия. Презентация Майкла Воэлка, генерального директора Picarro, во время конференции в Тусоне, штат Аризона, произвела настоящий фурор, и при этом десятки аналогичных презентаций были посвящены именно центральной роли технологий в изменении современного бизнеса и общества. Меня же во время конференции и в течение месяцев подготовки к ней поразила степень акселерации, с которой мы действуем сегодня. Эра, когда традиционные виды отраслей могли относиться к технологиям как к чему-то весьма далекому, официально закончилась.

«Все, над чем мы работали на протяжении последних 30–40 лет своей жизни, сегодня начинает оказывать влияние на весь мир и способствовать осуществлению тех перемен, о которых мы мечтали начиная с эпохи 1960-х, – говорит Марк Бен, генеральный директор Salesforce.com. – Сначала мы услышали их в музыке, а сейчас мы видим их в технологиях».

Чтобы увидеть, насколько актуальны и близки эти перемены и как умные бизнес-лидеры идут впереди этих перемен, полезно начать с компании, которая изобрела индустриальную модель ХХ века, то есть с Ford Motor Co.

«Недавно Билл Форд сказал, что, когда он рос, его волновала только одна мысль: как можно производить еще больше машин? – говорит Венкатеш Прасад, старший технический руководитель компании Ford. – А сейчас его волнует другое: что будет, если производить только больше автомобилей? Производство исключительно большего числа автомобилей – это не наше будущее».   Любой человек, который недавно делал тест-драйв на автомобиле марки Ford, прочувствовал эти тенденции на себе: ресиверы Wi-Fi превращают ваш автомобиль в мобильную точку беспроводного доступа в Интернет; встроенное программное обеспечение помогает максимально эффективно осуществлять расход топлива; ультразвуковые сенсоры делают возможным автоматическую параллельную парковку. По мнению Прасада, основная задача, которую нужно решать сегодня, это создание сети, соединяющей все транспортные средства. «Мы стремительно приближаемся к общему показателю в 2 млрд машин, грузовиков и автобусов на нашей планете, – говорит он. – Есть все основания создать общую сеть, к которой они все будут подключены».

В этих целях Ford планирует в начале следующего года разослать владельцам транспортных средств USB-устройства общей стоимостью $250 тыс., с новым интерфейсом, что, по сути, аналогично представлению компанией Apple обновленной версии ПО для iPad. Когда все машины будут подключены к общей сети, процесс станет еще проще. Делая это, Ford стремится, как и Facebook или Twitter, к тому, чтобы интегрировать свою продукцию в жизнь своих клиентов. «Это дает возможность, – отмечает Прасад, – смотреть на ПО как на инструмент, играющий роль в формировании знаний, впечатлений и ощущений будущего».

И тут появился спасатель в виде зеленого гиганта Шрэка, созданного посредством компьютерной графики и анимации

Переход к новому миру с новым уровнем гибкости и реагирования на изменения будет достаточно болезненным и потребует нового менталитета. «Мы сможем создавать организации, которые будут более адаптируемыми, более привлекательными как места работы, более инновационными, чем те, которые мы с вами видели до сих пор, – рассказывает Гэри Хэмел, автор и ученый в области менеджмента. – Но эта работа подразумевает решение огромной идеологической проблемы, поскольку внутри большинства крупных организаций действует бюрократический костяк, который считает, что именно ему отводится главная роль в принятии решений». Скотт Кук, основатель и председатель Intuit, занимающейся финансовыми услугами и программным обеспечением, соглашается с этим мнением: «Тот вид руководства, с которым мой отец познакомился во время Второй мировой войны, когда именно руководитель принимает все решения и говорит, кому и что нужно делать, является сегодня серьезным изъяном, присущим организациям».

Однако Citigroup демонстрирует своей работой, что даже крупнейшие и состоявшиеся организации могут стать более открытыми, гибкими и оперативными. Один из болезненных уроков финансового кризиса, кажется, там усвоили особенно хорошо: необходимость быть кроткими и смиренными. Деборе Хопкинс, директору по инновациям Citi, поручено бороться с организационной инерцией и косностью. «У кого-нибудь появляется классная идея, а кто-то другой говорит ему: “Юристы не позволят нам это сделать” или “Мы не сможем это сделать из-за требований по обеспечению соответствия”, – говорит Хопкинс. – Мы пытаемся сказать следующее: “Предлагайте инновационные идеи, а мы позаботимся об их реализации”».

SAM VARNHAGEN / FORD MOTOR CO

Сотрудники подразделения Citi, которое также курирует инициативы в области венчурного капитала, только в этом году встретились с представителями более 500 стартапов, стремясь к реализации перспективных идей сторонних компаний, включая недавние инвестиции в Silvertail, которая производит передовое антитрастовое ПО, и компанию InvestLabs (стартап из Гонконга), которая оказывает услуги онлайн-хранения данных для брокерских контор, занимающихся розничной торговлей.

Хопкинс также пытается помочь банковскому гиганту собрать идеи внутри собственного коллектива посредством краудсорсинга и конкурса инноваций. Недавно ее подразделение модернизировало систему банковского обслуживания физических лиц в Японии, ликвидировав оформление транзакций на бумаге и оптимизировав работу 156 филиалов, сократив их до 12. К концу года в 121 филиале банка в Азиатском регионе данная практика будет полностью внедрена, и в конечном итоге она будет использоваться в качестве модели в глобальном масштабе. «Раньше вы воспринимали банк как определенное место, нечто физическое, с огромным сейфом в стене, – объясняет она. – Сегодня банк стал виртуальной реальностью. Его цель в том, чтобы дать вам возможность жить и помочь вам решить большие проблемы».

Осенью прошлого года я посетил студии DreamWorks Animation в Глендейле, Калифорния, чтобы своими глазами увидеть более радикальные изменения.

Генеральный директор Джеффри Катценберг, который накопил огромный опыт, наблюдая за аниматорами в Диснее, 17 лет назад создал такой кампус, который обычно нравится творческим личностям: приятные для глаза здания с огромными окнами, через которые льется солнечный свет.

Однако, когда я шел по коридорам DreamWorks, практически на всех окнах (а их там тысячи) жалюзи были закрыты. Аниматорам больше не нужен солнечный свет – DreamWorks перешел от создаваемых вручную мульт­фильмов к цифровым технологиям. Не являясь больше исключительно традиционной компанией, которая использует технологии, DreamWorks стала технологической компанией, которая работает в традиционной отрасли. Катценберг оказался в сложной ситуации в 2003 году, когда дорогостоящий рисованный мультипликационный фильм «Синдбад» провалился в прокате, поставив компанию в весьма непростое экономическое положение. «Мы были катастрофически близки к исчезновению», – говорит Катценберг.

И тут появился спасатель в виде зеленого гиганта Шрэка, созданного посредством компьютерной графики и анимации. Катценберг ускоренными темпами провел переориентацию DreamWorks для работы исключительно с цифровыми технологиями. Но осуществленный переход может послужить весьма ценным предостережением для компаний из других отраслей в плане трудностей, с которыми они могут столкнуться. Руководству DreamWorks пришлось уволить одну треть своих сотрудников (тогда их было 1200 человек) и переобучить вторую треть. «Это было настолько разрушительно с точки зрения корпоративной культуры, насколько это можно себе представить, – делится Катценберг. – Но то, что не убивает нас, делает нас сильнее».

Сегодня DreamWorks старается опираться на философию компаний из Силиконовой долины, причем 600 из 2200 сотрудников работают недалеко от Сан-Франциско. «Мы тратим много времени на поиск талантливых детей в самых отдаленных местах и закоулках, которые могут помочь нам определить, в каком направлении будут происходить последующие трансформации», – говорит Катценберг. Одним из самых последних проектов компании является разработка нового ПО вместе с Intel и HP, которое позволит аниматорам при помощи 12-процессных чипов видеть результаты своей работы в режиме реального времени. Благодаря этому анимационная «производственная линия» будет оптимизирована с 12 отдельных этапов до шести, что даст больше свободы в плане креатива и при этом позволит сократить затраты.

Несмотря на дороговизну, инициатива, реализуемая при помощи Intel/HP, возможно, скоро позволит DreamWorks продавать ПО другим отраслям, где требуется производить многочисленные вычисления, например в области разведки нефти, рентгенографии или дизайна автомобилей и самолетов. Другими словами, она превратится в софтверную компанию, которая иногда занимается производством мультипликационных фильмов.

Эта эволюция выходит далеко за пределы креативных отраслей. Консалтинговая фирма McKinsey отошла от простого консультирования клиентов. По словам ее директора Хуго Саррацина, сегодня она предлагает 21 продукт в рамках своих софтверных услуг. Прибыль фирмы от программных продуктов (исчисляемая в миллионах долларов), добавляет он, сопоставима с показателями довольно крупной софтверной компании по меркам Силиконовой долины.

Архив Forbes

Сейчас в компании FedEx, которая в начале своей деятельности опиралась на принцип, согласно которому «информация о посылке так же важна, как и содержание самой посылки», работают сотни разработчиков ПО, которые вводят в действие продукты для 350 тыс. сайтов клиентов. «Я действительно управляю софтверной компанией внутри FedEx», – говорит Дэвид Занка, старший вице-президент по информационным технологиям, который (как и руководство DreamWorks) долго размышлял над тем, следует ли FedEx отойти от доставки посылок и начать продавать свое программное обеспечение другим компаниям. Технологии сегодня настолько важны, что в рамках совета директоров FedEx действует полноценный подкомитет по информационным технологиям – наряду с привычными подкомитетами по компенсациям, аудиту и выдвижением на должности, а также управлению.

Основным аргументом перепрофилирования любой компании в софтверную является всевозрастающая доступность данных как внутри самого предприятия, так и за его пределами. Если говорить конкретно, то это последствия наличия «больших данных» – укрупнения и анализа больших массивов данных, особенно мобильных, которые позволяют получить новые сведения о предпочтениях потребителей и стратегиях компании. «У всех есть мобильные устройства, с помощью которых можно сделать фотографию или звукозапись, определить местонахождение или скорость передвижения, – говорит Марисса Мейер, вице-президент по потребительским товарам Google. – Бизнес-модели могут становиться более персонифицированными».

На заводах Ford на каждом автомобиле устанавливается система мониторинга давления в шинах, которая позволяет получить битовый поток данных для мониторинга и улучшения качества шин, автомобиля и, соответственно, впечатлений и ощущений водителя. В компании FedEx следующим этапом работы по сбору и реагированию на полученные данные станет использование чипа на каждой посылке, который помимо предоставления информации в режиме реального времени о местонахождении, температурном режиме и о том, вскрывалась посылка или нет, будет настраиваться под индивидуального клиента.

Цифры, меняющие компании

Ford

 $250 тыс. в USB-устройства
для автомобилей, которые будут разосланы автовладельцам

City

рассмотрело 500 высокотехнологичных
стартапов
в 2011 году

FedEx

вводит в действие
высокотехнологичные продукты
для 350 тыс. сайтов
своих клиентов

В сфере коммунальных услуг также начинают использовать так называемые «умные» электросети, связанные с приборами и устройствами, потребляющими электроэнергию, которые позволяют получать данные в режиме реального времени, чтобы балансировать подачу и потребление электроэнергии.

«При прекращении подачи энергии “умная” электросеть может передать команду электромобилю, стоящему в вашем гараже, прекратить зарядку, – рассказывает Фред Крупп из Environmental Defense Fund. – Новое поколение холодильников также будут подключены к этим системам, и от них будут поступать команды осуществлять ежедневный цикл размораживания вечером, а не в течение дня. Это более продвинутые и экологически чистые электросети завтрашнего дня, которые станут доступны благодаря новым данным». Крупп также в восторге от проекта по индивидуальному тегированию рыб после вылавливания, что даст возможность потребителям быть уверенными, что к ним попадает самая свежая рыба, а менеджерам – что запасы рыбы не истощились. Но, несмотря на все это, отдельные отрасли оказывают сопротивление неизбежному натиску цифровых технологий.

Самое упорное сопротивление наблюдается со стороны системы здравоохранения. «Мы должны взять все данные, имеющиеся в стране во всех учреждениях системы здравоохранения, и сделать их интерактивными и поддающимися поиску, – настаивает Крейг Мунди, руководитель отдела Microsoft по исследованиям и стратегиям, который входит в состав членов президентского совета консультантов по вопросам науки и технологий. – Все знают, что нужно перейти к системе, которая позволит вам платить в зависимости от полученных результатов. Вам нужен общий обзор данных для сравнения цен и контроля качества. Но именно это и не хочет делать данная отрасль». В конечном итоге все закончится тем, что появятся технологические стартапы, не являющиеся частью медицинской системы, которые займутся решением проблемы, связанной с затратами и высокой стоимостью услуг. Дэвид Джоунс из Chrysalis Ventures, например, вложил инвестиции в компании, занимающиеся диагностикой и инструктированием, которые используют мобильные системы обратной связи, помогающие людям меньше есть или бросить курить.

Инерция сектора здравоохранения служит наглядным напоминанием нам всем, что все преграды проистекают из внутренней бизнес-культуры, и они будут препятствовать обеспечению оперативности данных и программного обеспечения до тех пор, пока компании не изменят свои организацию, управление и руководство.

«“Большие данные” позволят нам переходить к делу со скоростью мысли, – верит Францис де Соуза, президент группы по услугам и продуктам для предприятий в Symantec. – Но реальность такова, что большинство компаний ведут бизнес на уровне и скорости еженедельных совещаний». Кендал Коллинс, старший вице-президент Salesforce.com, который управляет Chatter, представляющим собой внутрифирменный диалоговый продукт, добавляет: «Если вы являетесь топ-менеджером и при этом не посещаете Glassdoor.com, чтобы посмотреть, что люди говорят о вашей компании, то вы практически пропали».

«Мы естественным образом противимся переменам, – рассуждает Дорси, сооснователь Twitter и создатель Square. – Перемены пугают нас, и мы не всегда можем их контролировать. Сегодня спрашивают, Twitter важен или Facebook важен, или HTML5 важен, а с чего нужно начинать? Легкого пути нет. Во многих случаях это прос­то означает, что нужно больше работать. Следовательно, мы должны больше работать». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить