Как казахстанские айтишники пришли в стоматологию и что из этого вышло

16723

IT-сервис, созданный уроженкой Усть-Каменогорска, помогает оптимизировать работу стоматологических клиник

ФОТО: © Меруерт Бижанова

Облачный сервис для автоматизации работы стоматологических клиник MacDent появился немногим больше трех лет назад, но за время существования к нему подключились уже 167 учреждений в 12 городах Казахстана, а также в России и Кыргызстане. На сегодня аудитория достаточно нишевого продукта насчитывает примерно 1700–1900 активных пользователей – директоров и администраторов клиник, врачей-стоматологов и медсестер. «За время работы над проектом я много консультировалась со специалистами, научилась разбираться в этом направлении медицинского бизнеса, так что иногда думаю, не открыть ли самой стоматологию», – улыбается основательница сервиса 30-летняя Макпал Ораккызы.

Перспективный сегмент

В родном Усть-Каменогорске в 2014 году Макпал окончила бакалавриат Восточно-Казахстанского технического университета по специальности «информационные системы», а в 2016-м – магистратуру по направлению «вычислительная техника и программное обеспечение». Еще во время учебы способную третьекурсницу приметили в местном «Казцинке», и к моменту получения диплома она уже работала в отделе службы информационных технологий – сначала на должности разработчика занималась программированием на языке C Sharp, а затем более углубленно осваивала аналитику и трансформацию бизнес-процессов, работая в отделе по внедрению ERP-системы SAP. Три года работы в крупнейшей горно-металлургической компании стали хорошей школой для молодого разработчика.

Впервые с внедрением IT-решений в медицинском бизнесе Макпал довелось столкнуться уже в столице, куда она переехала после замужества. На протяжении года работала в проектной группе одной из консалтинговых компаний над внедрением медицинской информационной системы для онкологического центра. «Во время декретного отпуска я много размышляла о том, чем хотела бы заниматься, когда ребенок подрастет. Примерно в это время состоялось техническое открытие Astana Hub. Система только зарождалась, но я решила рискнуть и подала заявку на участие в первом потоке акселерационной программы с проектом медицинской информационной системы – аналогом продукта, внедрением которого сама занималась до того, как уйти в декрет. Однако попытка оказалась не­удачной: идея была сырая, не было MVP. Спустя время я поняла, что на тот момент в принципе не могла своими силами поднять столь серьезный и обширный по функционалу проект, требующий серьезных финансовых вложений и поддержки опытной команды. Следовало более тщательно проработать идею и проанализировать рынок», – говорит собеседница.

Не желая тем не менее отказываться от идеи внедрения IT-сервисов в медицину, Макпал решила сузить сферу применения будущего продукта, ориентировав его на стоматологический бизнес как потенциально более прибыльный. Вторая попытка оказаться в числе участников акселерационной программы оказалась более удачной. Первую версию продукта Макпал написала самостоятельно. Обучение в Astana Hub и занятия с российскими трекерами, в доковидные времена проходившие в режиме офлайн, помогли набраться опыта и улучшить качество продукта. Продажи не заставили себя ждать, и основательница проекта занялась развитием команды.

«Я очень благодарна столичным клиникам, которые не побоялись сотрудничать с никому не известным стартапом, поделились информацией о своих проблемах, дали возможность опробовать MacDent, позволили изучить бизнес-процессы, посмотреть, как происходит обмен информацией между администратором, врачом и пациентом. Поначалу наши прогнозы относительно того, что ждут от нашего сервиса клиенты и за что они готовы платить, зачастую не совпадали с реальностью. Получив отклики, мы поняли, какой функционал нужен профессионалам. С помощью первых 50–60 клиентов мы создали по-настоящему полноценный продукт для стоматологических клиник», – рассказывает Макпал.

Технологии для каждого

Основная функция сервиса заключается в автоматизации и контроле всего процесса работы стоматологической клиники. В традиционной системе данные фиксировались на бумажных носителях или в таблице Excel, что создавало неудобства для персонала и увеличивало риск ошибок, накладок и вмешательства пресловутого человеческого фактора, когда администратор, например, забывает предупредить пациента о переносе визита на другое время. Еще один важный плюс заключается в существенной, примерно на 80%, экономии времени. «Если в клинику обращается новый пациент, администратор в один клик создает новую карту и заносит все данные в электронном формате, а не вручную. При последующих звонках и визитах система автоматически выводит карту на монитор по номеру телефона, нет необходимости переспрашивать фамилию, тратить время на поиски и изучение документов. Администратор сразу видит, какое лечение и у какого врача получал пациент, и примерно предполагает, какие жалобы могут возникнуть», – объясняет автор проекта.

С помощью MacDent руководители получают возможность точно узнать, какой доход приносит стоматология, оценить движение средств по кассе, способы оплаты, будь то наличный, безналичный расчет или рассрочка. Если клиент получает лечение по страховке, указываются страховая компания и сумма, на которую предоставлено лечение. Администратор может вести запись пациентов, своевременно отправлять напоминания на WhatsApp, планировать график работы каждого врача таким образом, чтобы избежать дублирования приемов и в то же время чтобы кресло не простаивало впустую, а также вести точный учет дорогостоящих материалов, применяемых в стоматологии, и при необходимости своевременно заказывать нужное количество. MacDent также поможет бухгалтеру рассчитать заработную плату сотрудников, а маркетологу подскажет, каким образом клиенты получают информацию о клинике, и таким образом позволит скорректировать стратегию продвижения. «В системе есть функция таргетированной SMS-рассылки с учетом анализа заболевания. Например, если пациенту недавно удалили зуб, нет смысла предлагать ему чистку, а вот реклама по установке коронки может оказаться очень кстати», – объясняет Макпал.

ФОТО: © Меруерт Бижанова

Врач может всего за пару минут заполнить запись о приеме и сформировать план процедур, отметить, какое лечение получил пациент, какая анестезия применялась (этот момент особенно важен при лечении зубов у детей). Сервис также содержит встроенные справочники, шаблоны, протоколы Минздрава, амбулаторные карты с зубными формулами для взрослых и детей. Наконец, пациентам система удобна тем, что администратор всегда может записать на прием к «своему» врачу, а благодаря интеграции с сервисом 2ГИС можно оставить заявку и загодя записаться онлайн, если, например, острая зубная боль дала о себе знать в конце дня, когда клиники закрыты.

Поскольку данные хранятся в облаке, пользователи могут войти в систему с любого устройства в любой точке мира. Если сервисом пользуется сеть, в которую входят несколько клиник, MacDent поможет собрать данные по всей сети и в любой момент получить информацию в режиме реального времени. На сегодняшний день 60% пользователей MacDent составляют средние по величине клиники, в которых работают от трех до семи врачей, 30% – сети, состоящие из нескольких клиник, около 10% приходится на долю небольших стоматологических кабинетов, арендуемых специалистами-одиночками. Необходимость в управлении финансовой и операционной деятельностью возникает по мере того, как бизнес начинает расширяться, поэтому основной целевой аудиторией проекта являются средние и крупные клиники.

Нюансы имеют значение

По словам основательницы, наличие бэкграунда в виде IT-образования, опыта работы в крупной компании, понимания, как должна работать система, сыграло большую роль в том, что в достаточно короткий срок ей удалось создать конкурентоспособный продукт, который, что немаловажно, отвечает специфике отечественного стоматологического бизнеса. На мировом рынке, рассказывает Макпал, аналогичные решения тоже существуют, и во время прохождения акселерационной программы она анализировала продукты конкурентов, но не брала их за образец. «IT-сервисы, разработанные зарубежными компаниями, не учитывают специфику, с которой приходится иметь дело казахстанским стоматологам. Это касается как профессиональных нюансов, в частности требований Минздрава по сдаче отчетности, наличия перечня документов, необходимых для лечения за счет средств из ЕНПФ, так и местных реалий. Например, у зарубежных аналогов есть только два варианта оплаты – наличным и безналичным расчетом, у нас же популярны и рассрочка, и переводы, и это приходилось учитывать. Наши клиенты ценят, что MacDent в полной мере отвечает их требованиям, разработан с учетом их откликов и при этом обходится дешевле зарубежных продуктов», – объясняет собеседница.

В зависимости от тарифного плана и срока стоимость подписки составляет от 13 500 до 35 000 тенге в месяц. Базовый тарифный план включает «умное» расписание, базы пациентов и врачей, составление плана лечения, формирование наряда, счета-квитанции, основные отчеты и ряд других базовых функций. По наблюдениям Макпал, большинство новых пользователей чаще всего приобретают подписку на годовой стандартный тариф, включающий функционал не только для административных работников, но и для медиков, а по истечении первого года переходят на максимальный пакет с маркетинговыми инструментами. В стоимость подписки входят настройка сервиса, подключение пользователей, перенос данных пациентов, онлайн-обучение сотрудников, техническая поддержка и обновление. Благодаря наличию демоверсии потенциальные клиенты могут оценить функциональность сервиса, понять, стоит ли оформлять подписку, а сам процесс внедрения занимает не более двух-трех дней.

За время существования проекта команда MacDent выросла до почти десятка штатных сотрудников, в разработку системы инвестировано около 30–40 млн тенге. Именно разработка, отмечает Макпал, оказалась самой затратной статьей расходов, особенно с учетом того, что на первых порах ее приходилось отдавать на аутсорс. Серьезных затрат требуют и зарплатный фонд, дорогостоящая аренда серверов для резервного копирования, расходы на маркетинг и рекламу. «На казахстанском рынке мы используем различные инструменты – контекстную и таргетированную рекламу, холодные звонки, принимаем участие в специализированных стоматологических выставках. Что касается зарубежных рынков, то мы пока не разрабатывали стратегию выхода в другие страны и не запускали где-либо рекламную кампанию. Пользователи из России и Кыргыз­стана узнавали о MacDent через поисковые системы и сами выходили на нас», – говорит основательница.

На сегодняшний день наряду с версией для ПК и мобильных устройств действует приложение для Android, выполняющее главным образом функцию подхвата звонка. В этом году команда начнет работу над приложением для iOS. По словам Макпал, функционал MacDent постоянно развивается, появляются новые «фишки». Отчасти к этому подталкивает сама жизнь. Например, в связи с нововведениями по возможности изъятия пенсионных денег на лечение у стоматолога был доработан общий рекомендационный план, который предоставляется для банка, открыта возможность частичного списания полученных денег при каждом приеме. Сегодня команда занимается разработкой нового модуля «Финансы в стоматологии».

Медицина активно осваивает IT, и основательница стартапа не отказывается от мысли расширить аудиторию потенциальных пользователей – немногим более полугода назад совместно с двумя медицинскими учреждениями столицы началось тестирование версии для клиник общего профиля. «Мы отрабатываем отличительные моменты, и, если расчет оправдает себя – а основания надеяться на это есть, – наша команда готова создать дополнительный продукт», – делится планами Макпал.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить