Отчего в Казахстане не наступает эра цифрового банкинга

10910

Некоторые народы Меланезии исповедуют странный карго-культ (то есть, поклоняются грузу, если перевести с английского): они считают, что товары развитых цивилизаций созданы духами и нечестно контролируются Западом. Меланезийцы создают из пальм, веток и листьев различные западные товары и строения, надеясь привлечь самолеты с грузом, которые якобы посылаются им богами

Фото: © Depositphotos.com/SURZet

Нечто подобное происходит сегодня в банковской системе Казахстана: «инновации», «финтех», «стартап» и другие «прогрессивные» слова вставляются в лозунги банков по делу и без, формируя некий финансовый «карго-культ». Мобильный банкинг, cashback, терминалы по приему наличных, переводы между картами – все это отгремело на международных финансовых рынках десятки лет назад, но только добирается до нас.

В то же время возьмем, к примеру, мобильный банкинг, который на Западе давно не инновация, а само собой разумеющаяся услуга любого более-менее приличного банка. В Казахстане же, по данным Deloitte в Каспийском регионе, только у 15 банков из 35 на 1 июля 2016 имелись свои мобильные приложения.

По информации самих банкиров, только около 10% всех клиентов пользуются мобильными приложениями. А примерное число клиентов всех банков страны – около 30 млн человек (у большинства казахстанцев по несколько карточек). Эти показатели демонстрируют, что у БВУ есть огромное пространство для маневра и введения реальных инноваций.

Об этом говорят и IT-специалисты, отмечая, что цифровизация банков, продуктов и каналов их доставки – это не мода на год-два, а «новая нормальность», как минимум на ближайшее десятилетие.

- Банкирам для начала нужно определиться со своими IT-стратегиями, – замечает управляющий директор ТОО «CardPro» Андрей Пушмин. Сегодня они строятся неправильно: есть финтех-проект, оперативно принимается решение о том, чтобы «прикрутить» его к банку, и тут же банкиры ожидают получить от этой связки прибыль.

В приватных беседах некоторые банкиры признают: то, что мы имеем в своих смартфонах от местных БВУ - это лишь небольшой кусочек мобильности, а остальная часть появится с приходом настоящих цифровых банков. Таких, например, как «Тинькофф Кредитные Системы» в России, Португальский почтовый банк, безофисный банк Ferratum и другие.

- На самом деле в нынешних казахстанских мобильных банках отсутствуют модули управления личными финансами, инвестирования, геймификации и пр. То есть отсутствуют важные каналы связи между клиентом и банком. К созданию же настоящих цифровых продуктов вообще никто не приступал, – ставит неутешительный диагноз Пушмин. – Эта задача более долгосрочная, системная, затрагивающая всю инфраструктуру, в том числе бизнес-процессы, которые происходят в банке.

По мнению IT-эксперта, банкиры не спешат переходить на формат цифрового банкинга в силу двух причин. Во-первых, чтобы перейти на полностью цифровой банкинг, необходимо разработать стратегию цифрового развития на три-пять лет. Сейчас банки решают задачи, исходя из текущей ситуации, не заглядывая в завтрашний день. Во-вторых, цифровые решения более затратны как с точки зрения денег, так и с точки зрения ресурсов. Решение этих вопросов напрямую зависит от акционеров, а не менеджмента.

Подробнее об этом читайте в ноябрьском номере журнала Forbes Kazakhstan.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить