Почему умирает бизнес сотовых операторов

31315

Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал Александр Матюшка, директор по операционной эффективности группы VimpelCom

Александр Матюшка.
Фото: Дархан Жагипаров
Александр Матюшка.

Александр Матюшка, специалист из Германии, – фигура в европейском крупном бизнесе культовая и знаковая, считается эффективным менеджером по реструктуризации. В свое время Александр стоял на передовой процесса трансформации европейских автомобильных компаний и фирмы Nokia Network. В группу VimpelCom г-н Матюшка пришел в 2015 и возглавил процесс изменения бизнес-моделей сотовых операторов холдинга, в который входят телеком-компании 20 стран, в том числе Казахстана (Beeline). В середине февраля Александр Матюшка прибыл в Астану на корпоративное мероприятие Beeline Казахстан. У Forbes.kz была возможность побеседовать с экспертом. Он рассказал, какие глобальные изменения претерпевают сотовые операторы в стремительно меняющемся мире высоких технологий.

F: Александр, вы много говорите о трансформации в телеком-отрасли. Можно ли сказать, что эта индустрия находится в кризисе?

- Индустрия телекома на протяжении многих лет только росла, и все участники рынка чувствовали себя как на одной большой бесконечной вечеринке. А потом все вдруг обнаружили, что роста бизнеса больше нет.

F: Когда это произошло?

- Примерно 3-4 года назад. До этого предоставление услуги голосовой связи было устойчивой и эффективной бизнес-моделью. Сегодня голосовая связь становится бесплатной. И прежняя бизнес-модель уже не работает. Масса мобильных приложений вроде WhatsApp предлагают «голос» бесплатно, и клиенты перестают платить за голосовые звонки оператору.

При этом появилась другая услуга, которая растет бешеными темпами - передача данных. Но знают ли сотовые операторы, как монетизировать передачу данных? Нет.

F: На рынке происходит нечто из ряда вон выходящее, или это обычный процесс совершенствования технологий?

- С одной стороны, это нормальный виток спирали развития индустрии. С другой, сам цикл экстраординарный. И процессы, происходящие сейчас, разрушительны. Вот, например, в автоиндустрии тоже все циклично – то развитие, то спад. Но автомобили, как и 100 лет назад, по-прежнему имеют четыре колеса, четыре покрышки и руль. И машина по-прежнему едет из пункта А в пункт Б. То есть, бизнес-модель здесь остается прежней. А в телеком-индустрии первоначальная бизнес-модель была - предоставлять услуги голосовой связи. Но она больше не работает, «голос» умирает.

А передачу данных мы не можем монетизировать. Расширение каналов для передачи мобильного интернет-трафика требует больших капитальных затрат (CAPEX), и они у операторов только растут. При этом тарифы на связь значительно понижаются. Как в таких условиях можно устойчиво делать бизнес? Вот почему сотовые операторы нуждаются в трансформации.

Трансформация компании – это не только сокращение расходов. Если вы только сокращаете расходы и не реинвестируете в новые потенциально доходные направления, вы просто проиграете. Вот почему трансформация похожа на букву V. Одна ее сторона – это снижение издержек, вторая – большое реинвестирование. Приведу пример. Scout 24 - самая крупная торговая площадка в Европе по купле-продаже автомобилей. Этой компанией ранее полностью владела Deutsche Telekom. Scout 24 имела $300 млн доходов и $90 млн прибыли. Один большой американский фонд частного капитала выкупил ее. И его представители позвонили мне и спросили помочь трансформировать компанию. Я удивился: вы же и так очень прибыльны. Они ответили: да, но нам нужно переориентироваться. Два года спустя компания имеет $400 млн доходов и $250 млн прибыли. С выходом на IPO ее оценили в $5,2 млрд, и сегодня это самая прибыльная торговая площадка в мире.

Почему я так много говорю о прибыли? Потому что только прибыльная компания может рискнуть реинвестировать в новые направления бизнеса. Как в VimpelCom? Мы сокращаем расходы на 40-50%. В то же самое время 75% сэкономленных средств мы реинвестируем в digital, IT и инновации. Оставшиеся 25% мы не реинвестируем, потому что нам нужно показать рост прибыльности. Я считаю, что это большое обязательство с нашей стороны - реинвестировать 75% сэкономленных средств в будущее.

Реинвестиции идут в новые направления бизнеса, такие, например, как OTT-сервисы (предоставление видеоуслуг через интернет. - F).

F: Переход в digital – это будущее телеком-компаний? Или каждый сотовый оператор будет делать попытки стать в какой-то степени мини-банком, торговой-компанией и т.д.?

- Если вы спросите десятерых руководителей, что такое digital, вы получите десять разных ответов. Да, большие консультанты очень любят говорить о digital и продавать его новомодные продукты. Но позвольте мне высказать мое видение. Нужно навести порядок в компании, прежде, чем приступить к диджитализации. Все очень просто: если вы диджитализируете навоз, вы получите digital-навоз. Но если вы сначала наведете порядок и только потом запустите процесс диджитализации, тогда вы будете эффективными, и вам будет на что опереться.

Что означает этот процесс для меня? Диджитализация внутренних процессов нужна, чтобы стать устойчивыми и эффективными. И digital помогает понять индивидуальные потребности клиента и удовлетворенность сервисом.

Да, вы правы, трансформированных операторов можно считать и торговой платформой, и IT-компанией. Мы строим платформу, в которой сторонние компании могут поместить свои сервисы к нам. Таким образом мы строим эко-систему, в которой делим прибыль с сервис-провайдерами.

F: То есть, если раньше операторы были классическими, хоть в Африке, хоть в Америке, то теперь все будут разными со своими наборами функций и услуг?

- И да, и нет. Все будет зависеть от менеджмента каждой конкретной компании. Все мы видим свет в конце тоннеля. Но для одних это - солнце, а для других – фары поезда, мчащегося по направлению к смотрящему. По сути, у сотовых операторов есть два пути. Первый – оставаться «трубой», по которой идет «голос» и интернет. В таком случае оператор останется простой инфраструктурной компанией. Второй путь – трансформация и предоставление не только и не столько услуг передачи «голоса» и данных, но и цифровых услуг. Быть чем-то средним не получится, как нельзя быть немножко беременной. Ты либо инфраструктурная, либо IT-компания. Традиционные операторы умирают. И это умирание будет ускоряться.

В марте в Барселоне пройдет очередной глобальный мобильный конгресс. Там сразу три китайских производителя презентуют смартфоны стоимостью ниже $20. Цены падают, и все больше и больше людей могут позволить себе смартфон. И это означает рост потребления передачи данных. Процесс уже не остановить. Это уже случилось. Потому либо ты трансформируешься, либо будешь постепенно умирать.

Если честно, мне этот процесс нравится. Знаете, что происходит, когда ты находишься под давлением? Либо ты разрушаешься, либо крепнешь, поднимаешься вверх с инновационными решениями. Если бы не прогресс, человечество до сих пор сидело бы в пещере в ожидании огня. Вот почему процессы в индустрии сейчас очень захватывающие. И мы хотим выжить, а не умереть.

F: Как сети нового поколения, 5G, которые хотят запустить к 2020 году, могут изменить отрасль?

- Отличный вопрос! Я считаю, что 5G - это ерунда. Ни один из поставщиков еще не имеет оборудования для 5G. Поэтому я не верю, что сети будут запущены раньше 2021-2022. Стандарты 5G до сих пор не определены. А индустрии нужно в первую очередь согласовать стандарт.

5G – это очень хорошая вещь для производителей оборудования – они же тогда смогут продавать свой товар.

F: Но, все-таки, ранний или поздний запуск 5G может изменить индустрию?

- 5G не нацелен на улучшение голосовой связи. Новый стандарт лишь даст сетям возможность более быстрой передачи данных и в большем объеме. Зачем? Например, для беспилотных автомобилей. Вот пример. Вы пользуетесь онлайн-картой. Переместитесь в пространстве меньше чем на один метр, и ваше положение на карте не изменится. Если такие карты будут применимы для беспилотного вождения, автомобиль может сойти с дороги и сбить кого-то. Сегодня онлайн-карты посылают сигнал от приложения со скоростью один-два раза в минуту. А для автономного вождения нужно, чтобы карта посылала сигнал 6 раз в секунду. Теперь представьте, какой объем данных должен передаваться по мобильным сетям, чтобы машина ехала безопасно. Технические возможности ныне действующего стандарта 4G не позволяют передавать такой гигантский объем трафика.

F: Александр, на ваш взгляд, что будет с сотовой связью в ближайшие годы, например, лет через пять?

- Все очень просто. Я счастливый отец троих детей, которым 16, 14, 12 лет. Все они используют мобильные девайсы. Но они не звонят – им проще писать текстовые сообщения. А если нужно передать длинную информацию, им лень писать, и они наговаривают голосовые сообщения.

Другой пример – Италия, где работает оператор нашего холдинга. Проникновение смартфонов в этой стране достигает 90%. При этом 12% всех смартфонов в Италии уже не используются для звонков – только для передачи данных.

Некоторые специалисты уверены: в будущем смартфоны будут на 99% использоваться для передачи данных и только на 1% для «голоса».

Вот ведь интересная штука: величайшее изобретение - мобильный телефон – изначально был создан для того, чтобы его пользователь был доступным везде и звонил, откуда угодно. А развитие телефона привело к снижению голосовых коммуникаций. Если хотите, это вызов обществу.

F: Выходит, телеком-индустрия буквально в считанные годы поменяла философию человеческих отношений?

- Вот вам пример: люди все меньше хотят напрямую соприкасаться с людьми. Клиенты больше не хотят звонить в кол-центры, им проще зайти в мобильное приложение. Три клика – и их проблема решена, и не нужно контактировать с людьми. Трагедия заключается в том, что это меняет людей, семьи, общество, культуры. Но, с другой стороны, не стоит обвинять телефон в том, что семья разрушается, если в семье были проблемы.   

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить