Почему сотовые операторы не будут предоставлять голосовую связь

11218

Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал один из самых авторитетных глобальных экспертов мобильного рынка Кристофер Шлаффер

Кристофер Шлаффер
Кристофер Шлаффер

В конце 2017 в Алматы приехал Кристофер Шлаффер - главный директор по цифровым технологиям VEON – крупнейшего международного холдинга, который объединяет сотовых операторов по всему миру. Г-н Шлаффер отвечает в компании за развитие новых digital-услуг и предложений в области телекоммуникаций, а также за работу коммерческой функции группы на международном уровне. Он рассказал Forbes.kz о том, что ждет мобильную связь в будущем.

В поисках точки 5G

F: Г-н Шлаффер, сегодня в мире работают более 500 мобильных сетей последнего, четвертого поколения - LTE. На их развертывание компании тратили миллиарды долларов. Скажите, хоть какая-нибудь из этих компаний уже окупила свои траты и получает прибыль от 4G?

- Обычно мы говорим о прибыльности не отдельной технологии в сети, а всей компании. Компании стремятся к тому, чтобы каждая сеть, в которую инвестировали, окупилась. Как правило, технологический цикл работы сети каждого поколения длится около 7-8 лет. Сейчас в мире правит LTE, но уже на ряде рынков запускают более продвинутый формат LTE Advanced, который можно назвать ступенью по переходу к следующему поколению - 5G. До его запуска в мире осталось уже не так долго, это произойдет в ближайшие годы.

F: В целом, можно ли сказать, что инвестиции в 4G окупаются и что запуск 5G не загонит сотовых операторов в ещё большую долговую кабалу?

- Абсолютно. Компании инвестируют в 4G, в будущем будут обязательно инвестировать в 5G. Компании не могут не обновлять сети. Сегодняшние фото- и видеовозможности смартфонов, использование различных приложений и аппаратных функций нуждаются в большой пропускной способности сети. И операторы должны справляться со всем этим. Инвестировать в сети необходимо.

F: Каждый новый стандарт мобильной связи в плане инвестиций является более дорогим, чем предыдущий. Не хотят ли операторы замедлить процесс запуска 5G (говорят, он будет запущен уже в 2020 году), чтобы побольше заработать на 4G?

- Нет, как я уже отметил, отрасли нужно двигаться дальше. Утверждать, что с приходом нового стандарта расходы операторов растут, не совсем верно. Напротив, новые технологические стандарты зачастую снижают удельные затраты оператора. Каждое новое поколение связи – это снижение трат на каждый предоставляемый абоненту мегабайт интернета.

Умному дому, умному городу и умному миру нужен очень быстрый, доступный и качественный интернет. И через несколько лет он будет еще быстрее.

Мобильный интернет в каждом утюге

F: Г-н Шлаффер, голосовая связь уже не приносит много прибыли операторам. А некогда очень прибыльные сервисы, такие как SMS и MMS, вообще умирают…

- Мы находимся на таком этапе развития, когда происходит изменение бизнес-модели. Голосовая телефония уже не приносит столько прибыли, как 5-7 лет назад. Скажу больше: мы ожидаем, что этот тип связи вовсе исчезнет через несколько лет - его просто заменит голосовое общение через интернет.

Население мира потребляет огромное количество интернет-трафика, и он как минимум удваивается каждый год. Изменилось и отношение к качеству трафика. Кроме того, абоненты отказываются от большого количества приложений на своем мобильном устройстве - все хотят иметь многофункциональную, но единую платформу, когда с нажатием на одну иконку ты получаешь максимум интересного и полезного. И интернет становится контекстным, когда запросы через поисковики формируют потребительское поведение.

Таким образом, все становится завязанным на потребителе и на его потребностях. Я люблю рассуждать на эту тему, ведь это — будущее человечества, и в некотором роде уже настоящее. Мы уже живём в новом мире «Интернета вещей»: предметы обмениваются данными и выстраивают алгоритмы своей работы. Уже в самом ближайшем будущем то, что сегодня считается прорывным, до неузнаваемости изменит производство, промышленность, финансовый сектор, страховые услуги и прочее. С мобильной сетью будет связан каждый отдельный продукт.

И еще одно, но не менее важное: всё сегодня подстроится под новую реальность – от правительства до сферы здравоохранения. В системе происходит технологическая революция, и это внушает мне оптимистичные мысли о том, что нашу индустрию ждёт светлое будущее. Ведь потребность в мобильных сетях сохранится и наверняка даже возрастет.

F: Чем отличаются абоненты сотовых операторов на развитых и развивающихся рынках, например в Италии и Пакистане?

- Это очень интересный вопрос. Конечно, в деталях регионы отличаются. Например, западные рынки больше не характеризуются взрывным ростом, они очень зрелые. А в развивающихся странах проникновение интернета намного ниже, и там еще сильны позиции голосовой связи.

Но в целом модель пользования услуг одинакова по всему миру: повсеместно в тройке лидеров-приложений - Facebook, WhatsApp и Youtube, хоть в Исламабаде, хоть в Риме. То есть интернет действительно стал глобальным явлением, объединяющим людей по всему миру.

Сотовая связь как платформа

F: Будут ли операторы фокусироваться на ранее несвойственных для них функциях - финансовых услугах, мультимедийных сервисах и т.д.?

- Скорее, они будут развиваться в горизонтальном направлении, создавая платформы, но не будут вертикально интегрироваться во все сферы электронной торговли, финансовых услуг, страхования и т.д. Мы считаем, что наша задача, как сотовых операторов, – создать условия, базу для других компаний, чтобы они предоставляли свои услуги с нашей помощью.

F: В разных странах развитие сотовых операторов будет отличаться?

- Я думаю, интернет всех объединит. Смотрите, более 2 млрд пользователей используют операционную систему Android. То есть она универсальна и работоспособна. И нет разницы, живете ли вы в Танзании или в США - вы всё равно пользуетесь приложениями, написанными для Android. Та же аналогия - с мобильными операторами. Горизонтальная платформа должна быть унифицированным инструментом для всех, мы хотим быть частью мировой экосистемы.

F: А что особенного вы бы выделили в мобильной связи в Казахстане?

- Мы внимательно следим за опытом Казахстана. Тем более, что ваша страна - довольно специфичный рынок для сотового бизнеса: здесь гигантская территория и малая плотность населения. Для того чтобы покрыть страну качественной связью, требуется гораздо больше усилий и инвестиций чем, к примеру, в Бангладеш.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить