Почему Казахтелеком заинтересован в e-commerce

7751

Темпы роста онлайн-шопинга в Казахстане опережают аналогичный показатель обычной торговли, при этом самый значительный рост показывает розница: рядовой покупатель уходит в систему онлайн-покупок, и это полностью меняет будущее торговой отрасли. По словам главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыра Маханбетажиева, крупнейший телекоммуникационный оператор страны уже отреагировал на это новшество рынка созданием электронных торговых «площадей», которыми смогут пользоваться для реализации своей продукции и сторонние игроки

ФОТО: pixabay.com

Электронная коммерция пока не вытеснила с рынка «живую» торговлю полностью, но становится одной из самых быстрорастущих индустрий нового столетия: в мировом масштабе онлайн-шопинг уже превысил офлайн-продажи в розничных магазинах. В Казахстане это соотношение к началу года было еще не слишком критично для традиционной коммерции, хотя, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики страны, объемы розничной торговли через интернет выросли в 2019 в 4 раза по сравнению с 2015 годом, а объемы оптовой торговли - в 2 раза за этот же временной промежуток.

В итоге этот значительный скачок пока не слишком поколебал позиции традиционной коммерции: в результате этого увеличения доля объемов покупок через интернет в общей структуре розничной торговли к концу прошлого года составила 1,8%, в структуре оптовой торговли – 0,4%. Причина – достаточно «низкий старт» в абсолютных цифрах, с почти 51 млн тенге в 2015 году до 206 млн тенге в 2019 году в рознице и с 65,6 млн тенге до 108 млн тенге в оптовом секторе. Безусловно, до лидеров международного рынка электронной коммерции, США и Китая, на долю которых приходится около 40% его емкости, Казахстану еще далеко.

Однако, по мнению главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыра Маханбетажиева, по итогам этого года доля розницы, на рост которой приходятся наибольшие темпы в стране, может увеличиться в еще больших объемах. Поскольку пандемия и карантин не просто повысили интерес населения к онлайн-покупкам, а сделали их самым безопасным, а в ряде случаев – единственно возможным способом «похода» в магазин.

- Безусловно, режим чрезвычайного положения выработал у людей привычку заказывать товары в режиме онлайн, и часть покупателей с этой привычкой не расстанется и в посткарантинный период, поскольку, помимо безопасности, это дает возможность существенно экономить время на физических походах в магазины, - отмечает представитель АО «Казахтелеком». – Но актуальность электронной коммерции обуславливается не только пандемией, есть еще целый ряд факторов, которые подтолкнули бы потребителя к новой модели поведения на рынке, просто коронавирус простимулировал ускоренные темпы этого решения.

Батыр Маханбетажиев
ФОТО: Архив пресс-службы
Батыр Маханбетажиев

По словам Маханбетажиева, стремительному росту электронной коммерции в Казахстане способствует, прежде всего, высокое проникновение интернета в стране. По данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, количество пользователей глобальной сети в Казахстане сейчас составляет 84,2% от населения в 18,6 млн человек: это жители всех 118 городов и 4 тыс. 235 сельских населенных пунктов, которые имеют возможность использовать сети 3G/4G. При этом по прогнозам ведомства охват населения широкополосным доступом к сети интернет к концу 2020 года превысит показатель 99% - и это даст новую розничную «аудиторию» электронной коммерции.

Вторая причина прироста – это развитие в стране рынка безналичных онлайн-платежей, которые значительно упрощают процесс оплаты покупок: если ранее при покупке онлайн потребителю приходилось совершать предоплату, которая была сдерживающим фактором для многих покупателей, то сейчас многие поставщики прибывают к покупателю с платежным терминалом, который позволяет производить безналичную оплату по факту получения товара, не выходя из дома.

Третья причина популярности электронной коммерции – это возможность получить интересующий товар из любой точки мира и от любого производителя, тогда как «живые» покупки ограничиваются тем, что есть на полках магазина. Ну и наконец экономия времени - инновационные технические и программные решения, удобные мобильные приложения, построение цепочки продаж с целью создания условий для повышения лояльности и доверия к онлайн-покупкам «на ходу» в любом месте, в любое время способствуют осуществлению «покупок в один клик».

Сейчас мировой рынок электронной коммерции развивается в основном в двух форматах: интернет-магазины (web-сайты, через которые можно посмотреть каталог товаров и сделать заказ) и маркетплейсы – технологические площадки для онлайн-торговли со стороны производителей товаров, дистрибьюторов и розничных продавцов. Сейчас маркетплейсы являются самой популярной бизнес-моделью в электронной коммерции: по данным консультационного агентства iBe TSE, половина всех продаж в онлайн-ретейле приходится на них. В агентстве считают, что в ближайшие несколько лет продажи через маркетплейсы достигнут $7 трлн (сейчас — $1,7 трлн). Популярность этого формата объясняется очень просто: на маркетплейсах всегда большой выбор товаров и ниже цены по сравнению с традиционными интернет-магазинами ввиду конкуренции на этой же площадке между разными производителями одной и той же продукции.

ФОТО: pixabay.com

Телеком-провайдеры, по словам главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком», активно осваивают первый формат онлайн-торговли – интернет-магазины, основной продукцией которых становятся мобильные устройства, аксессуары к ним, а также устройства для «умного» дома. И крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана также не остался в стороне от этой тенденции, осуществив еще в конце 2017 года сделку по приобретению активов двух интернет-магазинов – chocomart.kz и intermarket.kz.

- Наши сайты посетило более 1 млн пользователей, обработано более 30 тыс. звонков, - говорит Маханбетажиев. – Сейчас мы модернизируем эти активы: на постоянной основе проводятся работы по расширению ассортимента товаров, по привлечению крупных сетевых местных и зарубежных поставщиков товаров, внедряются эффективные инструменты по увеличению трафика посетителей торговой площадки. Опыт соседей показывает, что за этими активами будущее: аналогичная структура российского «Мегафона» по итогам прошлого года зафиксировала рост количества заказов на 8,1% по сравнению с 2018 годом, в прошлом году они расширили присутствие собственной оперативной доставки. Преимущества владения интернет-магазинами телеком-операторами очевидны: мы можем привлекать собственную абонентскую базу посредством sms-рассылок для увеличения трафика интернет-магазина и использовать доверие потребителя к раскрученному на рынке и проверенному временем бренду.

Однако интернет-магазины провайдеров – это малая часть развития электронной коммерции в стране, гораздо большую роль в нынешних условиях будет играть модель маркетплейсов как универсальных площадок, на которых бизнес сможет взаимодействовать не только с конечным покупателем, но и со своими контрагентами, получая дополнительный функционал. И Казахтелеком такую экосистему по формуле B2B2X выстроил еще до пандемии - речь идет о маркетплейсе ismet.kz, направленном на бизнес-пользователей.

- На этой платформе наши корпоративные клиенты могут покупать услуги других компаний и продавать свои услуги дистанционно, - поясняет Маханбетажиев. – На этой же платформе производится обслуживание и наших корпоративных клиентов со стороны Казахтелекома. Это дает экономию времени и экономию расходов, а в период пандемии для многих наших клиентов эта площадка стала единственным способом взаимодействия с партнерами и контрагентами.

В частности, с помощью данного маркетплейса предприниматели могут заключать электронные договоры и дополнительные соглашения, получать и выдавать электронные счета-фактуры и акты выполненных работ и сверок, а также контролировать все свои взаимоотношения с АО «Казахтелеком». Для того чтобы воспользоваться этими сервисами, необходимо пройти регистрацию на портале ismet.kz с использованием ЭЦП, так что вход на площадку упрощен. И этот сервис может стать впоследствии основой для выстраивания в Казахстане полноценной системы электронной торговли в оптовом секторе, где темпы роста е-commerce пока отстают от розницы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить