
Электронная коммерция пока не вытеснила с рынка «живую» торговлю полностью, но становится одной из самых быстрорастущих индустрий нового столетия: в мировом масштабе онлайн-шопинг уже превысил офлайн-продажи в розничных магазинах. В Казахстане это соотношение к началу года было еще не слишком критично для традиционной коммерции, хотя, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики страны, объемы розничной торговли через интернет выросли в 2019 в 4 раза по сравнению с 2015 годом, а объемы оптовой торговли - в 2 раза за этот же временной промежуток.
В итоге этот значительный скачок пока не слишком поколебал позиции традиционной коммерции: в результате этого увеличения доля объемов покупок через интернет в общей структуре розничной торговли к концу прошлого года составила 1,8%, в структуре оптовой торговли – 0,4%. Причина – достаточно «низкий старт» в абсолютных цифрах, с почти 51 млн тенге в 2015 году до 206 млн тенге в 2019 году в рознице и с 65,6 млн тенге до 108 млн тенге в оптовом секторе. Безусловно, до лидеров международного рынка электронной коммерции, США и Китая, на долю которых приходится около 40% его емкости, Казахстану еще далеко.
Однако, по мнению главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыра Маханбетажиева, по итогам этого года доля розницы, на рост которой приходятся наибольшие темпы в стране, может увеличиться в еще больших объемах. Поскольку пандемия и карантин не просто повысили интерес населения к онлайн-покупкам, а сделали их самым безопасным, а в ряде случаев – единственно возможным способом «похода» в магазин.
- Безусловно, режим чрезвычайного положения выработал у людей привычку заказывать товары в режиме онлайн, и часть покупателей с этой привычкой не расстанется и в посткарантинный период, поскольку, помимо безопасности, это дает возможность существенно экономить время на физических походах в магазины, - отмечает представитель АО «Казахтелеком». – Но актуальность электронной коммерции обуславливается не только пандемией, есть еще целый ряд факторов, которые подтолкнули бы потребителя к новой модели поведения на рынке, просто коронавирус простимулировал ускоренные темпы этого решения.

По словам Маханбетажиева, стремительному росту электронной коммерции в Казахстане способствует, прежде всего, высокое проникновение интернета в стране. По данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, количество пользователей глобальной сети в Казахстане сейчас составляет 84,2% от населения в 18,6 млн человек: это жители всех 118 городов и 4 тыс. 235 сельских населенных пунктов, которые имеют возможность использовать сети 3G/4G. При этом по прогнозам ведомства охват населения широкополосным доступом к сети интернет к концу 2020 года превысит показатель 99% - и это даст новую розничную «аудиторию» электронной коммерции.
Вторая причина прироста – это развитие в стране рынка безналичных онлайн-платежей, которые значительно упрощают процесс оплаты покупок: если ранее при покупке онлайн потребителю приходилось совершать предоплату, которая была сдерживающим фактором для многих покупателей, то сейчас многие поставщики прибывают к покупателю с платежным терминалом, который позволяет производить безналичную оплату по факту получения товара, не выходя из дома.
Третья причина популярности электронной коммерции – это возможность получить интересующий товар из любой точки мира и от любого производителя, тогда как «живые» покупки ограничиваются тем, что есть на полках магазина. Ну и наконец экономия времени - инновационные технические и программные решения, удобные мобильные приложения, построение цепочки продаж с целью создания условий для повышения лояльности и доверия к онлайн-покупкам «на ходу» в любом месте, в любое время способствуют осуществлению «покупок в один клик».
Сейчас мировой рынок электронной коммерции развивается в основном в двух форматах: интернет-магазины (web-сайты, через которые можно посмотреть каталог товаров и сделать заказ) и маркетплейсы – технологические площадки для онлайн-торговли со стороны производителей товаров, дистрибьюторов и розничных продавцов. Сейчас маркетплейсы являются самой популярной бизнес-моделью в электронной коммерции: по данным консультационного агентства iBe TSE, половина всех продаж в онлайн-ретейле приходится на них. В агентстве считают, что в ближайшие несколько лет продажи через маркетплейсы достигнут $7 трлн (сейчас — $1,7 трлн). Популярность этого формата объясняется очень просто: на маркетплейсах всегда большой выбор товаров и ниже цены по сравнению с традиционными интернет-магазинами ввиду конкуренции на этой же площадке между разными производителями одной и той же продукции.

Телеком-провайдеры, по словам главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком», активно осваивают первый формат онлайн-торговли – интернет-магазины, основной продукцией которых становятся мобильные устройства, аксессуары к ним, а также устройства для «умного» дома. И крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана также не остался в стороне от этой тенденции, осуществив еще в конце 2017 года сделку по приобретению активов двух интернет-магазинов – chocomart.kz и intermarket.kz.
- Наши сайты посетило более 1 млн пользователей, обработано более 30 тыс. звонков, - говорит Маханбетажиев. – Сейчас мы модернизируем эти активы: на постоянной основе проводятся работы по расширению ассортимента товаров, по привлечению крупных сетевых местных и зарубежных поставщиков товаров, внедряются эффективные инструменты по увеличению трафика посетителей торговой площадки. Опыт соседей показывает, что за этими активами будущее: аналогичная структура российского «Мегафона» по итогам прошлого года зафиксировала рост количества заказов на 8,1% по сравнению с 2018 годом, в прошлом году они расширили присутствие собственной оперативной доставки. Преимущества владения интернет-магазинами телеком-операторами очевидны: мы можем привлекать собственную абонентскую базу посредством sms-рассылок для увеличения трафика интернет-магазина и использовать доверие потребителя к раскрученному на рынке и проверенному временем бренду.
Однако интернет-магазины провайдеров – это малая часть развития электронной коммерции в стране, гораздо большую роль в нынешних условиях будет играть модель маркетплейсов как универсальных площадок, на которых бизнес сможет взаимодействовать не только с конечным покупателем, но и со своими контрагентами, получая дополнительный функционал. И Казахтелеком такую экосистему по формуле B2B2X выстроил еще до пандемии - речь идет о маркетплейсе ismet.kz, направленном на бизнес-пользователей.
- На этой платформе наши корпоративные клиенты могут покупать услуги других компаний и продавать свои услуги дистанционно, - поясняет Маханбетажиев. – На этой же платформе производится обслуживание и наших корпоративных клиентов со стороны Казахтелекома. Это дает экономию времени и экономию расходов, а в период пандемии для многих наших клиентов эта площадка стала единственным способом взаимодействия с партнерами и контрагентами.
В частности, с помощью данного маркетплейса предприниматели могут заключать электронные договоры и дополнительные соглашения, получать и выдавать электронные счета-фактуры и акты выполненных работ и сверок, а также контролировать все свои взаимоотношения с АО «Казахтелеком». Для того чтобы воспользоваться этими сервисами, необходимо пройти регистрацию на портале ismet.kz с использованием ЭЦП, так что вход на площадку упрощен. И этот сервис может стать впоследствии основой для выстраивания в Казахстане полноценной системы электронной торговли в оптовом секторе, где темпы роста е-commerce пока отстают от розницы.