Почему будущим телекома стала «революционная эволюция»

10329

В Казахстане уже выросло несколько поколений, которым сложно представить, что еще каких-то 20 лет назад не было ни широкого распространения сотовой связи, ни мобильного интернета

Батыр Маханбетажиев
ФОТО: архив пресс-службы
Батыр Маханбетажиев

Телеком-сектор изменил быт и работу всех и каждого в буквальном смысле на глазах, а в этом году значение связи возросло еще и в связи с пандемией коронавируса, которая заставила всех на несколько месяцев уйти в сеть с головой. О том, насколько эти изменения необратимы, как к ним можно безболезненно приспособить быт, учебу и бизнес и предвидится ли в обозримом будущем новая телеком-революция, рассказывает главный директор по стратегическому управлению АО «Казактелеком» Батыр Маханбетажиев.

Дистанционное обучение и дистанционный формат работы – новая реальность, с которой столкнулся Казахстан. Все это сопровождается ростом нагрузки на сети, и главная ассоциация с этим ростом – апрельский провал пилотного урока в Zoom. Начался новый учебный год, все опасаются повторения этой истории. Можете ли вы успокоить казахстанцев относительно того, что массовый выход в сеть учеников не повлечет за собой сбои?

- Если вкратце, то мы можем гарантировать, что глобальных сбоев не будет. Сеть «Казахтелеком» построена на современном и высокопроизводительном оборудовании, у компании всегда имеется запас пропускной способности и трафика, позволяющие избежать перегрузки на магистральных и городских каналах связи. При этом отдельная группа специалистов ведет круглосуточный мониторинг производительности сети и в случае какой-либо необходимости принимает оперативные решения по корректировке.

Но если вернуться к апрельской истории, то Казахтелеком не может гарантировать корректную работу приложений, находящихся в зоне ответственности сторонних организаций и располагающихся за пределами Казахстана, в частности Zoom. Также нужно понимать, что Zoom является бесплатным приложением, доступ к которому имеет любой пользователь интернета по всему миру. И, учитывая, что на дистанционный режим работы перешли не только сфера образования, но и другие отрасли во всем мире, закономерно, что платформа подверглась повышенной нагрузке, а это отразилось на качестве ее работы.

Насколько нам известно, недавно руководитель компании встречался с заместителем премьер-министра Ералы Тугжановым и обсуждал возможность реформирования системы дистанционного образования в стране. Расскажите о том, какой видит эту систему Казахтелеком?

- Для того чтобы на сети одномоментно не ложилась большая нагрузка, нами как крупнейшим телеком-оператором страны совместно с Министерством образования и науки ведется работа по локализации образовательного трафика по регионам, планируется распределить нагрузку по нескольким серверам и ресурсам. То есть, если совсем упрощенно, мы предлагаем раздробить поток по разным информационным руслам. При этом Казахтелеком выступает как технологический партнер с вычислительной и сетевой инфраструктурой для образовательных ресурсов для обеспечения максимально быстрого и качественного доступа к контенту.

За исключением сорванного на Zoom урока, казахстанские абоненты каких-то серьезных последствий перегрузок не наблюдали. Означает ли это, что существующая в стране инфраструктура не нуждается в каких-то серьезных изменениях или что-то остается вне нашего поля зрения – и «Казахтелеком» сейчас серьезно модернизирует свою сеть?

- Нам в связи с увеличившейся нагрузкой в период пандемии модернизация сети как таковая не потребовалась, потребовалось лишь расширение на некоторых ее участках. А это в принципе плановое событие. Несмотря на то что внешний трафик интернета серьезно вырос в очень короткие сроки, оперативное взаимодействие с партнерами и имеющийся запас пропускной способности сети передачи данных позволили практически незаметно для наших абонентов пережить данный всплеск.

Вы в период ЧП перевели на дистанционный формат как значительную часть своих сотрудников, так и пункты обслуживания населения, причем свои взаимоотношения с клиентами вы и сейчас поддерживаете в онлайн. Насколько ваш опыт в этой сфере можно считать удачным?

- Начнем с того, что Казахтелеком свои первые шаги по переводу обслуживания абонентов в онлайн сделал задолго до пандемии: портал Ismet.kz, социальные сети, мессенджеры, онлайн-чаты функционировали задолго до начала этого года. Созданы они были, правда, с другой целью – с их помощью мы стремились сократить временные затраты клиентов и оптимизировать собственные бизнес-процессы, переводя клиентов в них постепенно. Но коронавирус актуализировал этот процесс, и тут на первый план вышла способность компании справляться с перегрузками – только за первые месяцы чрезвычайного положения мы получили всплеск обращений посредством онлайн-каналов более чем в 30 раз.

Естественно, что работу этих инструментов приходилось корректировать по ходу их использования, но, если учитывать форс-мажорные обстоятельства их актуализации, процесс массированного перевода клиентов на них прошел безболезненно. Причем безболезненно для абонентов в первую очередь, и сейчас наши розничные клиенты могут подать заявку на подключение услуг онлайн и произвести оплату услуг на сайте, пообщаться с агентом контакт-центра в чате и получить ответы на часто задаваемые вопросы у чат-бота. Ну и, считаю, что отчасти пророческой стала наша работа по созданию экосистемы по формуле B2B2X для казахстанского бизнеса…

Вы о портале Ismet.kz? Насколько он востребован?

- Да, только правильнее его называть не порталом, а маркетплейсом. Опять же, когда мы эту платформу открывали, никто не думал о том, что могут прийти времена, когда вы физически можете оказаться не готовы контактировать с вашими контрагентами, закупать у них какие-то товары, работы, услуги. Мы создавали площадку, на которой наши корпоративные клиенты могут покупать услуги других компаний и продавать свои дистанционно, опять же для экономии их времени, а получилось так, что инструменты этого портала на несколько месяцев стали чуть ли не единственным способом работы. И клиенты на этой площадке остались, потому что она предоставляет дополнительные возможности. Особой популярностью пользуется сервис электронного документооборота, позволяющий перевести в онлайн значительную часть бизнес-процессов, связанных с приемом, регистрацией и подписанием посредством ЭЦП документов.

В данное время на платформе размещены более 25 услуг Казахтелекома и более 30 цифровых сервисов ИТ-партнеров платформы для микро-, малого и среднего бизнеса. Эти сервисы позволяют автоматизировать ежедневные бизнес-процессы предпринимателей, организовать эффективное управление компанией, структурировать работу. Мы наблюдаем повышение интереса предпринимателей к платформе, за время коронавируса количество клиентов выросло на 30%. В ближайшее время для бизнеса будет предложен ряд новых сервисов, в частности услуги на основе облачных решений, применять которые в своей работе готовы 33% наших корпоративных клиентов - это данные нашего недавнего опроса.

ФОТО: pixabay.com

Вернемся к теме нагрузки на сеть: ожидаете ли вы дальнейшего роста активности казахстанцев в сети во втором полугодии? Специалисты говорят о том, что привычка к электронному потреблению услуг, дистанционному формату работы, времяпрепровождению в сети, которая выработалась за время карантина, для большинства пользователей станет необратимой. Что, по вашему мнению, будет, когда и если человечество победит коронавирус: мы спокойно вернемся к режиму офлайн или коронавирус окончательно перевернул нашу жизнь и мы теперь будем жить в сети?

- Интересный вопрос. На мой взгляд, привычки, связанные с проведением времени в сети интернет в карантине, возможно, с течением времени забудутся, но реальность показывает, что трафик постоянно растет. Связано это и с увеличением количества абонентов, и с ростом в сети видеоконтента в формате HD. Этот тренд мы увидели раньше и провели соответствующие подготовительные работы: наши сети ожидает очередное ежегодное расширение, что позволит провести как плановое расширение каналов, так и вовремя отреагировать на внезапный рост трафика. Вместе с тем по некоторым прогнозам ожидается, что дальнейший рост активности абонентов перейдет в более плавный и плановый режим, без резких скачков.

На данный момент ситуация не дает повода говорить о каком-то чрезвычайном росте потребления в телеком-отраслях в краткосрочной перспективе. Но есть один очень важный момент: мы видим, что глобальный карантин привел в интернет даже самых отчаянных противников сети. И понимаем, почему так случилось: альтернативы телекоммуникациям просто не оказалось, так что в конечном итоге телекоммуникационная отрасль получила мощнейший импульс к развитию в результате всего происходящего.

Недавно компания Accenture опубликовала глобальное исследование Technology Vision 2020, в которое впервые вошел Казахстан, и, согласно этому исследованию, мы все - уже люди постцифровой эпохи: 78% опрошенных респондентов в Казахстане подтверждают, что технологии стали неотъемлемой частью человеческого опыта, 82% руководителей в Казахстане согласны, что организациям необходимо кардинально изменить способы взаимодействия технологий и людей, сделав их более ориентированными на человека. Человечеству стало понятно, что чуть ли не самой главной отраслью на планете стали телекоммуникации, без которых сегодня не могут функционировать ни образование, ни банковская сфера, ни современная медицина.

Нагрузка на телекоммуникации возрастает в разы: прайм-тайм интернет-трафика, который раньше достигал пика в утреннее и вечернее время, стал фактически круглосуточным. Меняется подход к бизнес-процессам, мощный толчок получило развитие приложений всевозможных сервисов доставки, обмена и удаленного подписания документов. Люди старшего поколения в условиях карантина начали осваивать Всемирную паутину, пользоваться мобильными смарт-устройствами и после карантина пополнили мировую армию активных пользователей социальных сетей. А это значит, что спрос на продукты и услуги телекоммуникационных провайдеров будет только расти. Так что для телекоммуникационных компаний нынешняя ситуация не кризис, а эпохальная точка роста, открывающая безграничные перспективы развития и совершенствования.

Казахтелеком в последние годы говорил о том, что компания старается предупредить спрос клиентов на те или иные новые услуги. Какими новинками телеком-оператор готов удивить казахстанский рынок в ближайшее время?

- Мы намерены трансформировать услугу цифрового телевещания, перейдя от линейной трансляции к гибридной модели с видео по запросу. Уже скоро мы планируем вывести на рынок новую услугу телевидения IPTV/OTT с брендом «Казахтелеком ТВ+»: этот сервис позволит смотреть телеканалы в эфире, передачи в записи архивов ТВ до 7 дней, фильмы и сериалы на любых устройствах абонента, подключенных к интернету, при этом потребитель сможет легко и быстро переключаться между экранами своих устройств, а качество и количество контента не оставит равнодушным любого искушенного зрителя.

Если говорить об изменениях в предоставлении традиционных услуг, то уже в 2021 году планируется старт продаж услуги широкополосного доступа к интернету посредством технологии Fixed Wireless Access. Сервис позволит обеспечить интернетом частный сектор городов, используя радиотехнологии с меньшим бюджетом и скоростью до 300 Мб/сек. При этом мы развиваем не только продукты, но работаем и над лояльностью абонентов, которые уже сегодня могут получить 5% кешбэк от покупок в интернет-магазине chocomart.kz при покупке на любую сумму. Мы готовы к расширению списка партнеров в рамках аналогичных схем для предоставления все большего количества льгот лояльным клиентам.

Это на уровне розницы, а есть ли какие-то новые решения для бизнеса и социума?

- Во время карантина Казахтелеком разработал платформенное решение видеоаналитики с возможностью распознавания ношения маски и сохранения дистанции между людьми. Решение позволяет подключить IP-камеру клиента и с помощью аналитики видеопотока распознавать нарушение масочного режима, определять несоблюдение дистанции между посетителями, производить фотофиксацию и уведомлять владельца бизнеса. Это позволит дисциплинировать людей и заставить их соблюдать новые санитарные нормы, сейчас данное решение апробируется совместно с акиматом Алматы и национальной палатой предпринимателей «Атамекен»: в рамках пилота к платформе в мегаполисе подключаются ТРЦ города и автобусные парки. Эта новинка позволит в дальнейшем анализировать частоту нарушений и присваивать статус эпидемиологической безопасности объектам: зеленый - если санитарные нормы соблюдаются, оранжевый или красный - при регулярных нарушениях.

Все это можно выложить на карте в интернете, и люди будут видеть, какие места того или иного города безопасны для посещения, а куда лучше не ходить. Акимат с главным врачом города на основе этих данных смогут принимать решение о возможности деятельности того или иного субъекта предпринимательства во время карантина. То есть вполне вероятно, что по решению властей «зеленые» объекты предпринимательства, исправно обеспечивающие соблюдение санитарных норм, смогут продолжать работу даже в периоды ужесточения карантинных мер. Отмечу, что этот функционал разработан по инициативе бизнеса и НПП «Атамекен», чтобы предприниматели, соблюдающие санитарные нормы, могли монетизировать свою дисциплинированность и минимизировать коррупционные риски во время проверок бизнеса.

Дебаты о необходимости внедрения стандарта 5G в последнее время на фоне трудностей с пандемией поутихли. Что в этой сфере сейчас происходит в стране? Помнится, был поэтапный план покрытия сетью 5G всех областных центров – компания не отказалась от этих планов?

- Мы только что завершили разработку концепции внедрения нового поколения связи. В документе содержится несколько вариантов стратегии разворачивания сети 5G, определены главные принципы и конкретные рекомендации по решению различных технологических и организационных задач. По результатам проведенных тестов и на основании разработанной концепции Казахтелеком при разворачивании сетей нового поколения будет использовать целый ряд инновационных технологий, ранее практически не применявшихся в нашей стране: дезагрегация и виртуализация закрытых вендорских систем, переход на использование нативно-облачных технологий, оркестрация жизненного цикла сервисов и автоматизация процессов.

После завершения работы над концепцией мы приступаем к разработке плана реализации и к проработке конкретных бизнес-кейсов с определением сроков внедрения, необходимых затрат, типов сервиса, целевой аудитории и сроков окупаемости. Так, одним из важных вопросов, от скорости решения которого зависит дата запуска первых проектов, является получение частот, в первую очередь в диапазонах 3,5 ГГц и 27 ГГц. Мы считаем, что технологически наиболее готовым из них в части поддержки оборудованием является диапазон 27 ГГц.

ФОТО: Alberto Adán / Pixabay

Пандемия совпала с очередным приступом радиофобии в мире, сталкиваются ли компании группы с подобными проявлениями в Казахстане?

- В Казахстане уровень радиофобии достаточно высок до сих пор, несмотря на то что базовые станции стандарта GSM соседствуют с жилыми массивами много лет и никаких вспышек заболеваний у населения не вызвали. Тем не менее процент демонтажа станций из-за радиофобии населения у двух мобильных операторов, входящих в группу компаний «Казахтелеком», достаточно высок и близится к 20%. Так, оператор Tele2 в прошлом году по всей стране демонтировал и сменил дислокацию 61 станции, и 18% из них (11 единиц) - по требованию жильцов домов, в которых они располагались. Схожие показатели у компании Kcell: за 2019 и нынешнее первое полугодие ее сотрудниками было демонтировано и перенесено 208 станций, из них 34 станции,или 16%, - из-за радиофобии населения.

При этом радиофобы не прекращают пользоваться самими сотовыми аппаратами, считая, что основной вред их здоровью, в силу своих габаритов, наносят именно ретранслирующие сигнал устройства. И возмущаются тем, что после демонтажа станций по их требованию качество сигнала ухудшается, хотя это становится неизбежным последствием увеличения расстояния между передающими устройствами. Необходимо понимать, что для качественной работы сетей стандарта 3G у базовых станций радиус действия, необходимый для оптимальной скорости передачи данных, достигает 500 метров, а у станций стандарта 4G – около 400 метров. Отказ жильцов от установки базовых станций вблизи их домов приводит к разрыву этой дистанции, потому что при плотности городской застройки зачастую единственной возможностью становится установка их на крышах, при этом качество сигнала неизбежно страдает по физическим причинам.

Для развертывания же полноценной сети 5G необходимо будет использовать частоты в диапазоне свыше 24 ГГц, и радиус действия базовой станции в этом диапазоне будет около 200 метров. Это означает, что базовые станции 5G нужно будет располагать как можно ближе друг к другу, за счет чего электромагнитное излучение таких станций будет снижаться. Технические специалисты утверждают, кстати, что как раз большая удаленность базовых станций друг от друга наносит больший вред обладателям мобильных телефонов, потому что в этом случае сотки в наших карманах тратят большую мощность на поиски сигнала, в разы увеличивая свое излучение. Забавно, но радиофобия в основном распространена в городах: в рамках реализации проекта по подключению к мобильному интернету сельских населенных пунктов с населением от 250 человек наши операторы с ее проявлениями не сталкиваются.

Последний вопрос, который касается будущего: телеком-отрасль в XXI веке является основным проводником технического прогресса, ждет ли нас в ближайшем будущем какой-то новый прорыв в этом сегменте? Или количественный скачок уже совершен и теперь все перейдут к качественным улучшениям и усовершенствованию уже имеющихся технологий?

- Отвечу не за весь мир, а за нашу компанию: учитывая лучшие мировые практики, такие кейсы, как Softbank FWA, Verizon FWA, Казахтелеком развивает стратегическое направление Fixed Wireless Access. FWA - это технология обеспечения беспроводного фиксированного широкополосного доступа, когда абонентам, у которых отсутствует техническая возможность получения услуг по наземным каналам связи, будут предоставляться сервисы на базе мобильной сети. FWA может использоваться как замена проводной «последней мили» или дополнение к ней для граждан и бизнес-клиентов. Прежде всего, речь идет о замене телефонной медной проводки, чьи скоростные возможности передачи данных крайне ограничены.

Наличие возможности организации фиксированного беспроводного доступа позволит нам сдержать отток абонентов, пользующихся DSL-доступом, и привлечь новых клиентов, арендующих офисы в зданиях, к которым у нас нет проводного доступа. Клиенты получат более высокую скорость доступа в интернет и к своим корпоративным сетям, расположенным в других офисах. Наличие существующего проводного доступа и нового фиксированного беспроводного позволит реализовать гибридный доступ, что не только существенно повысит скорость, но и улучшит надежность связи и ее качество за счёт динамического анализа работы двух каналов связи и перенаправления трафика на лучший канал в случае ухудшения связи в одном из них.

То есть можно сказать, что мы сейчас эволюционируем: приступаем к качественным изменениям на основе освоенных передовых технологий, которые дал предыдущий, революционный этап. Другой вопрос, что в нашей отрасли в последнее время периоды времени между революционными скачками значительно сократились, и никто не может дать гарантии, что уже завтра рынок не «взломает» новая технология, которая принципиально изменит наши представления о связи и передаче данных. Тем интереснее жить и работать в наше время.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить