Почему 85% инициатив с Big Data терпят неудачу

6965

Где современной организации найти директора данных – Chief data officer?

Фото: © Depositphotos.com/everythingposs

Больше 10 лет прошло с момента появления термина Big Data («большие данные»), введенного редактором журнала Nature Клиффордом Линчем в специальном выпуске этого издания, посвящённом взрывному росту мировых объёмов информации. С тех пор термин вырос в новую глобальную индустрию с заоблачными показателями в деньгах и темпах роста. К примеру, по данным аналитиков IDC, до 2022 года объём доходов от Big Data вырастет до $260 млрд со среднегодовым темпом роста 12%.

Внедрение Big Data может стать успешным, превратив организацию в лидера рынка и data-driven-компанию, как это произошло с Amazon, Netflix, Yandex и многими другими гигантами. Однако, по данным аналитиков Gartner, только 15% проектов по Big Data достигают своих целей и получают ожидаемый доход. На невероятно низкий процент успеха влияют многие факторы: неправильная постановка целей в стратегии по работе с большими данными, отсутствие необходимых навыков и слабые коммуникационные процессы внутри компании.

С чего начать трансформацию ИТ-ландшафта и бизнес-подходов для достижения максимального эффекта от Big Data? Во многом это зависит от человека-драйвера, который потянет за собой всё управление данными и их монетизацию. На Западе уже более 6 лет в этом направлении активно работают директора по данным (Chief Data Officer, CDO). В Казахстане по оценкам KPMG только 15% респондентов отметили наличие CDO в организации. Хотя в ближайшем будущем ожидается рост этого показателя до 25%.

Где бизнесу найти CDO, принимая во внимание, что вузы таких специалистов пока не выпускают? На нашем рынке единицы готовых CDO, заполучить которых непросто. Договориться о сотрудничестве с опытным CDO можно, однако будут ли его компетенции релевантны специфике вашей организации?

Мировой тренд цифровизации бизнеса для удовлетворения потребностей клиентов фундаментально невозможен без управления данными (Data Governance). Что касается CDO, то с Запада к нам идёт мировой опыт, который помогает понимать функции, обязанности и важность CDO в современной компании. На роль CDO лучше всего подходят люди из бизнеса, которые имеют современные аналитические навыки, при этом сочетают креативность с системностью. Работа с большими данными – это непрерывный поиск. И если компания завтра не хочет остаться за бортом цифровой трансформации, следует уделить внимание месту и роли CDO в бизнес-процессах компании, - считает CD&OO Альфа-Банк Казахстан Максат Нуриденулы.

– Данные – это важный актив. Достижение стратегических целей возможно только через создание ценности для клиентов. Наша задача не только понимать текущие потребности клиентов, но и предугадывать новые. Для этого необходимо создавать непрерывный поток данных, их обработку, необходимо строить предиктивные модели, выводить онлайн-предложения, внедрять передовые технологии, развивать инфраструктуру и многое другое, - уверена CDO Сбербанк Казахстан Светлана Махмутова. – CDO – это менеджер, который знает ценность данных, верит в их возможности, способствует развитию организации на основе данных, внедряет культуру принятия решений на основе моделей и аналитики и обладает видением по трансформации компании. На пути перехода к data-driven-организации важна команда дата-инженеров, дата-сайентистов, дата-аналитиков, customer-journey-экспертов, которых также не выпускают вузы. Поиск и обучение соответствующих специалистов – это первое, с чего должен начать CDO.

С Максатом Нуриденулы и Светланой Махмутовой соглашается CEO казахстанского IT-разработчика «Prime Source» Евгений Щербинин:

– В наших проектах по внедрению технологий Big Data в самых прогрессивных организациях мы наблюдаем рост компетенции и получение необходимого опыта специалистами прямо во время реализации проектов. Вместе с опытными специалистами вендоров проектная команда проходит путь от анализа имеющихся источников данных и процессов, создающих ценность, до построения современного ИТ-ладшафта и организационных процессов управления данными. CDO является точкой консолидации усилий и ресурсов компании в проекте, становясь центром монетизации данных и развития принципов data-driven-организации.

Таким образом, мнение лидеров рынка подтверждает мысль Мартина Лютера Кинга: «Не обязательно видеть всю лестницу, чтобы сделать первый шаг». Специалисты советуют выбирать наиболее мотивированных и лояльных сотрудников с подходящими soft-skills и приступать к преобразованию собственной организации в компанию будущего.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить