Плутократы пандемии: как коронавирус породил пять новых миллиардеров в финтехе

10460

От домашней самоизоляции и перехода на онлайн-покупки выиграли не только онлайн-ретейлеры и сервисы для удаленной работы. Бенефициарами пандемии также стали финтех-стартапы, обрабатывающие платежи, предоставляющие рассрочку или помогающие пользователям торговать на бирже. По подсчетам Forbes, как минимум пятеро предпринимателей, стоящих за такими сервисами, стали долларовыми миллиардерами благодаря коронавирусу

ФОТО: Chime

В 2015 Ник Мольнар жил вместе с родителями в Сиднее и продавал украшения с настольного компьютера прямо из своей детской спальни. Продвигая все подряд, от часов Seiko за $250 до обручальных колец за $10 000, 25-летний парень настолько преуспел в интернет-маркетинге, что стал одним из самых успешных торговцев ювелирными украшениями на eBay в Австралии. К тому моменту он отправлял тысячи посылок в день.

В том же году он начал сотрудничать с бывшим инвестиционным банкиром Энтони Эйзеном, который был на 19 лет старше и жил на соседней улице. Они вместе создали онлайн-сервис Afterpay, который позволяет покупателям из США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канады оплачивать мелкие товары, такие как обувь и рубашки, четырьмя беспроцентными платежами в течение шести недель после покупки.

«Я — миллениал, который взрослел во время кризиса 2008 года и видел этот сдвиг в сторону от кредитов к беспроцентным платежам», — говорит сегодня 30-летний Мольнар.

Либо из-за отсутствия кредитных карт, либо из-за боязни накопить дорогие долги по кредиткам, поколение Мольнара быстро приняло этот новый способ — покупать и получать товары сразу, а платить позднее.

Пять лет спустя Мольнар и Эйзен, каждый из которых владеет примерно 7% компании, стали миллиардерами — и это во время пандемии. Акции Afterpay, которая вышла на биржу в 2016 году, в начале карантина весной обвалились, но затем  выросли почти в десять раз благодаря росту связанного с онлайн-продажами бизнеса. Во втором квартале сервис обработал транзакции на $3,8 млрд, что на 127% больше, чем за тот же период годом ранее.

Мольнар и Эйзен — не единственные, кто стремительно разбогател за последние несколько месяцев. Согласно результатам анализа, проведенного Forbes, не меньше пяти финтех-предпринимателей, в том числе два австралийца, попали в число миллиардеров благодаря пандемии. Среди них — основатель цифрового банка Chime Крис Бритт и создатели приложения для трейдинга без комиссий Robinhood Влад Тенев и Байджу Бхатт. Еще несколько стартаперов, в частности, основатели сервисов Klarna и Marqeta, приблизились к статусу миллиардеров.

Как и в других секторах, в финтехе были как выигравшие, так и проигравшие от коронакризиса. Например, сервис LendingClub, предлагающий личные займы высокорисковым клиентам, был вынужден уволить 30% сотрудников. А компания On Deck, которая кредитовала малый бизнес, была срочно продана по цене в разы ниже своей рыночной стоимости на начало года.

Но для множества финтех-компаний, ориентированных на потребителей и занимающихся онлайн-платежами, пандемия стала возможностью для роста, точно так же, как и для гиганта онлайн-торговли Amazon и сервисов вроде Zoom, Slack и DocuSign, упрощающих удаленную работу.

«Потребители активно пользовались услугами финтех-компаний еще до пандемии, особенно люди в возрасте от 20 до 40 лет, — говорит генеральный партнер фонда Felicis Ventures Виктория Трейгер, курирующая инвестиции компании в финтех. — Пандемия вызвала стремительный рост в этом секторе: популярность подобных услуг резко выросла среди потребителей всех возрастов, включая и группу от 40 до 60 лет».

Отдельные перемены, вызванные пандемией, оказались выгодны для конкретных категорий финтех-стартапов. Например, тот факт, что потребители стали чаще делать покупки онлайн и пользоваться доставкой, помог компаниям, которые обрабатывают платежи. Специализированный оператор транзакций Marqeta, который обслуживает сервисы доставки Instacart, DoorDash и Postmates, сейчас думает о размещении на бирже при оценке в $8 млрд — это в четыре раза больше его оценки по состоянию на март 2019. Если это случится, состояние гендиректора Marqeta Джейсона Гарднера, которому принадлежит примерно 10% компании, можно будет оценить в $800 млн.

В США свою роль сыграли и меры поддержки экономики на сумму $2 трлн, одобренные конгрессом в марте. Они предусматривали выплату по $1200 каждому совершеннолетнему, каникулы по студенческим займам и (уже завершившиеся) дополнительные пособия по безработице в размере $600 в неделю. Эти деньги помогли многим американцам свести концы с концами, а некоторым цифровым банка вроде Chime — дополнительно заработать.

Во втором квартале 2020 года из-за карантина и страхов по поводу коронавируса потребители резко сократили расходы на путешествия, рестораны и предметы роскоши, которые они обычно оплачивали с кредитных карт. При этом они продолжили тратить деньги на предметы первой необходимости и более мелкие покупки, за которые они с большей вероятностью платили дебетовыми картами. Согласно данным исследовательской фирмы MoffettNathanson, в течение этого квартала объем транзакций по кредитным картам Visa уменьшился на 24% по сравнению с прошлым годом, тогда как объем транзакций по дебетовым картам вырос на 10%. А дебетовые карты (в отличие от чеков или кредитных карт) — это продукт, который чаще всего предлагают необанки вроде SoFi, Dave и MoneyLion.

В частности, цифровой банк Chime из Сан-Франциско сумел удачно воспользоваться тем, что правительство начало раздавать населению стимулирующие выплаты. В середине апреля, примерно за неделю до того, как правительственные чеки на $1200 начали приходить на счета американцев, компания выдала клиентам эти средства авансом — на общую сумму больше $1,5 млрд.

«После этого мы наблюдали самой большой в истории компании дневной приток новых клиентов», — рассказывает генеральный директор Chime Крис Бритт.

Пандемия нанесла удар по общим потребительским расходам, а уровень безработицы в США остается высоким — 8,4%. Эти два фактора влияют на клиентскую базу Chime среди людей со средним доходом. Однако в расчете на одного пользователя средняя сумма расходов с прошлого года выросла, говорит Бритт.

«Отчасти это происходит благодаря правительственным программам, связанным со стимулирующими выплатами и борьбой с безработицей», — отмечает он.

По словам источника, знакомого с показателями стартапа, сегодня выручка Chime в годовом исчислении достигает $600 млн. После привлечения $485 млн в середине сентября Chime получил новую, ошеломительную оценку — $14,5 млрд. Это значит, что венчурные капиталисты оценивают компанию в 24 раза дороже выручки. Некоторые инвесторы сомневаются, заслуживает ли Chime такой щедрой оценки, если Green Dot — публичная финтех-компания, которая предлагает клиентам с низким доходом текущие счета и предоплаченные дебетовые карты, — стоит в два раза выше выручки.

«Мы похожи скорее на бизнес по обработке платежей», — отвечает Бритт.

Дело в том, что практически вся выручка Chime формируется из комиссий, которые торговые точки платят, когда клиенты Chime используют свои дебетовые карты. Компания не зарабатывает на процентах от своей новой застрахованной кредитной карты (это базовая карта, где владелец вносит деньги для покрытия своего кредитного лимита), однако Бритт говорит, что в будущем не исключает, что Chime начнет выдавать займы.

Теперь Бритт и сам попал в клуб миллиардеров. По оценкам Forbes, его доля в Chime составляет не меньше 10%, а стоит больше $1,3 млрд (Forbes дисконтирует на 10% стоимость всех долей в частных компаниях). Сейчас Chime планирует стать публичной компанией. «В течение ближайшего года мы намерены реализовать ряд инициатив, которые еще лучше подготовят нас к IPO», — говорит Бритт.

Вспомним и о феномене Robinhood. Вынужденное пребывание дома, дикие колебания фондового рынка и выплаты от госудаства подтолкнули некоторых миллениалов и представителей поколения Z к тому, чтобы стать дэй-трейдерами и заняться игрой на опционах. В ходе последнего раунда инвестиций в сентябре Robinhood был оценен в $11,7 млрд, а его основатели стали миллиардерами. Некоторые полагают, что Robinhood может получить оценку в $20 млрд, если выйдет на биржу или будет продан. Это предположение основано на том, что в феврале банк Morgan Stanley заплатил $13 млрд за торговую платформу E-Trade, а еще ранее компания Charles Schwab Corporation поглотила брокера TD Ameritrade за $26 млрд.

Если выделять единственный сегмент финтеха, который безоговорочно победил в эпоху пандемии, то это все же бизнес Afterpay: онлайн-финансирование в рассрочку в точках продаж. Он выигрывает как от перехода потребителей к покупкам в интернете, так и от их нежелания в эти нестабильные экономические времена брать на себя новые долги по кредитным картам.

В июле Ник Мольнар и Энтони Эйзен из Afterpay достигли статуса миллиардеров, но их конкуренты не сильно отстают. Возьмем, к примеру, компанию Klarna, которая была основана в Стокгольме в 2005 году и вышла на рынок США в 2016. Двое из трех ее основателей Себастьян Семятковский и Никлас Адальберт познакомились в шведском Burger King, где они жарили котлеты. Они первыми внедрили в финтехе модель «покупай сейчас, плати позже», назвав ее «попробуй, прежде чем покупать» и позволив людям использовать продукты в течение 30 дней перед тем, как сделать первый платеж. Это было намного привлекательнее старомодной, некогда популярной системы резервирования рождественских подарков и крупных покупок бытовой техники, когда покупатели были обязаны внести все платежи в рассрочку, прежде чем получить товар.

За свои услуги Klarna взимает с розничных магазинов по 3-4% от каждой транзакции. Это немного меньше, чем комиссии в 4-5%, которые берет Afterpay. Ключевое отличие между двумя компаниями заключается в том, что Klarna становится полноценным бизнесом по оказанию финансовых услуг. В 2017 стартап получил банковскую лицензию в Швеции и начал предлагать долгосрочное финансирование на срок до 24 месяцев под процент на дорогостоящие покупки вроде ноутбуков, которые продает ограниченное число розничных магазинов. Семятковский уже превратил Klarna в цифровой банк в Европе и начал выпускать дебетовую карту для повседневных расходов. Вероятно, он скоро сделает то же самое в США.

Пандемия вывела бизнес Klarna на совершенно новый уровень. К середине 2020 года ее клиентская база в США достигла 9 млн, увеличившись на 550% по сравнению с тем же периодом год назад. По всему миру 55 000 потребителей ежедневно устанавливают приложение Klarna — это в два раза больше, чем в прошлом году. Сейчас Klarna доступна в 19 странах, насчитывает 90 млн пользователей и ожидает, что в этом году ее выручка превысит $1 млрд. После недавнего нового раунда финансирования оценка компании почти удвоилась по сравнению с прошлым годом и достигла $10,7 млрд.

Пока что Klarna остается частной компанией. Сооснователь стартапа Виктор Якобссон владеет долей 10%, Семятковскому принадлежит 8%. Никлас Адальберт сохранил всего 0,4%, продав остальное для финансирования своей благотворительной деятельности и инвестирования в стартапы. Ни он, ни Якобссон больше не принимают участия в управлении Klarna.

Неудивительно, что по мере того, как финтех-сервисы рассрочки привлекают все новых клиентов, регуляторы тоже начинают проявлять к ним все больше внимания. В марте Afterpay согласился заплатить $90 000 штрафов и вернуть $905 000 клиентам после того, как калифорнийский департамент по надзору за бизнесом пришел к выводу, что, взимая комиссии за просрочку, Afterpay по сути занимается предоставлением займов без лицензии.

«Afterpay не согласен с обвинением в незаконной деятельности, — сообщила австралийская компания в официальном заявлении. — Afterpay не считает, что такой формат работы требовал получения лицензии в Калифорнии. Однако по условиям мирового соглашения Afterpay согласился продолжать деятельность с лицензией в Калифорнии».

Представитель компании добавил, что Afterpay «подавал заявления и получал лицензии [в других штатах] по мере необходимости».

В 2017 Klarna также была оштрафована на $15 000 в Нью-Гэмпшире за предоставление займов без лицензии. К настоящему времени Klarna получила такие лицензии во всех штатах США.

Еще один игрок в сфере выплат в рассрочку — это стартап Affirm из Кремниевой долины. Его создал Макс Левчин, серийный предприниматель и основатель PayPal (всего месяц назад PayPal тоже занялся рассрочкой). С ноября 2019 по июль 2020 число пользователей Affirm в США выросло почти вдвое и достигло 5,6 млн. На прошлой неделе компания привлекла $500 млн при оценке больше чем в $5 млрд, тогда как всего год назад инвесторы оценивали ее в $2,9 млрд. Точный размер доли Левчина не раскрывается, но она, вероятно, стоит сотни миллионов.

Одним из подарков пандемии для Affirm стало дорогостоящее оборудование для домашних занятий фитнесом. С 2015 компания предоставляет финансирование клиентам компании Peloton, продажи которой подскочили, когда состоятельные молодые потребители, лишившись мотивирующих групповых занятий, начали скупать домой велотренажеры стоимостью от $2000. Теперь Affirm финансирует и покупки Mirror — популярного устройства для занятий фитнесом дома за $1495. Этим летом его производителя приобрел Lululemon.

Конечно, нынешние щедрые оценки финтех-компаний завязаны на том, что потребительские расходы будут высокими, и потребители сохранят привычку делать покупки онлайн, которую они приобрели за последние полгода. С учетом того, что конгресс и Белый дом вряд ли согласуют новый пакет мер поддержки до президентских выборов, и мы не знаем, как долго еще продлится пандемия, никаких гарантий нет. Но прямо сейчас у этих финтех-компаний все хорошо.

Джефф Кофлин, Элиза Хаверсток

Перевод: Forbes.ru

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить