Запуск 5G в Казахстане: Тимур Худайбердиев рассказал о цифровых проектах Kcell

14166

Крупнейший телеком-оператор страны, владевший до недавних пор 75% акций сотовой компании Kcell, в сентябре этого года уменьшил свою долю владения в ней путем продажи широкому кругу инвесторов на KASE. Одним из двух крупных покупателей этого пакета стал Jusan Bank

Тимур Худайбердиев
ФОТО: архив пресс-службы
Тимур Худайбердиев

Вхождение коммерческого банка в число акционеров мобильного оператора позволит «Казахтелекому» продемонстрировать всему рынку потенциал тесного сотрудничества финансовых и телекоммуникационных структур в сегменте финтеха, считает главный директор по обеспечению и поддержке бизнеса «Казахтелекома» Тимур Худайбердиев.

До сих пор о соответствии этой покупки своим стратегическим целям по развитию высокотехнологичных платформ заявляла другая сторона сделки — председатель правления Jusan Bank Айбек Кайып. В сентябре этого года он отметил, что приобретение пакета акций Kcell откроет для финансовой структуры новые перспективы в развитии экосистемы Jusan «путем синергии мобильных и финансовых технологий для предоставления клиентам еще более широкого перечня уникальных цифровых сервисов и продуктов». «Казахтелеком» еще в прошлом году заявлял о готовности расстаться с миноритарным пакетом Kcell при условии сохранения за собой «права управляемости» этим активом. Такое условие, в частности, в ноябре прошлого года озвучил председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев на дискуссионной площадке TALAP Talks.

Как мы видим, данный сценарий полностью реализован. При этом вливанием в ряды акционеров своего актива коммерческого банка довольны и в «Казахтелекоме»: главный директор по обеспечению и поддержке бизнеса этой компании Тимур Худайбердиев считает, что такое «соседство» в числе акционеров Kcell выгодно и банку, и крупнейшему телеком-оператору страны, активно осваивающему новые для себя бизнес-ниши. Наличие в числе партнеров крупного коммерческого банка поможет «Казахтелекому» оперативно обеспечить свое присутствие на одной из таких ниш – на рынке финтеха.

Jusan и Kcell строили совместную инфраструктуру еще до сделки

«Необходимо понимать, что сейчас телеком-операторы во всем мире выходят за привычные рамки своей классической деятельности по выстраиванию и обслуживанию каналов связи, — говорит г-н Худайбердиев, — потому что основными выгодоприобретателями сейчас становятся не те компании, которые проложат кабель, а те, которые этот кабель наполнят каким-то контентом, интересным конечному потребителю. В конечном счете пользователь готов платить за этот контент, а не за способ доставки контента до его «трубы». В этой связи мы и пытаемся сейчас отыскать новые для себя ниши, на которых «Казахтелеком» и его «дочки» смогут зарабатывать больше. При этом мы не собираемся «подвигать» или подменять собой действующих игроков на этих новых для себя рынках — мы предлагаем им усовершенствовать имеющуюся у них инфраструктуру за счет наших технических возможностей, мы хотим стать их партнерами и обеспечить большую прибыль за счет синергии».

Ярким примером такого партнерства стал запущенный в августе этого года совместный проект Kcell, Jusan Bank и международной платежной системы Mastercard «Банковские продукты в мобильных приложениях Kcell и activ, объединенные брендом OGO Finance». Продуктовая линейка состоит из цифровой кобрендовой платежной карты OGO Card, системы банковского вклада OGO Deposit и беззалогового займа OGO Credit. Абоненты Kcell с помощью мобильного приложения получили возможность мгновенного открытия полноценной дебетовой мультивалютной карты в онлайн-режиме, возможность бесплатного пополнения карты с баланса мобильного телефона, а также участия в программе лояльности OGO Bonus с вознаграждением за безналичные платежи до 10% от суммы покупок. 

Цифровая карта OGO Card дает возможность пользователю платить любым удобным для него способом по всему миру, в том числе — бесконтактно, а также с помощью сервисов Apple Pay или Samsung Pay. При этом владельцу карты будут доступны все привилегии, которые предоставляет своим клиентам международная платежная система Mastercard, —это акции и предложения в сети партнеров компании — торгово-сервисных предприятий. Владельцы этой карты также дистанционно могут открыть OGO Deposit и получить OGO Credit в банке, при этом за открытие и пользование продуктами клиенты вознаграждаются бонусами, которыми можно оплатить услуги внутри приложения. Бонусами можно делиться с абонентами Kcell и activ, а также вывести на баланс мобильного телефона для оплаты услуг связи.

Таким образом, Kcell и Jusan Bank создали совместную платежную систему еще до вхождения банка в число акционеров компании. Главный директор по обеспечению и поддержке бизнеса «Казахтелекома» убежден, что ее создали бы вне зависимости от того, собирался Jusan Bank приобретать долю в мобильном операторе или нет. Более того, по его словам, аналогичными системами, повышающими лояльность клиентов, в будущем в рамках распространения технологий fintech в Казахстане «Казахтелеком» и его «дочки» могут вооружить и другие банки страны. Телеком-оператор, по словам Худайбердиева, в данном случае выступает сервисной компанией, которая продает свою технологию всем заинтересованным в ней игрокам рынка, не конкурируя с ними, а повышая их возможности. Одним из самых ходовых товаров при этом становится процесс разработки мобильных приложений, без наличия которых вскоре уже не сможет нормально функционировать ни один коммерческий банк.

Зачем банкам уходить в смартфоны

К уходу в смартфоны через разработку и постоянное усовершенствование своих мобильных приложений банки подтолкнула пандемия коронавируса, когда возможности работать в режиме офлайн у них не было и пришлось перейти на дистанционное обслуживание клиентов. При дистанционном обслуживании смартфоны по целому ряду причин (ценовая доступность, удобство в пользовании, возможность оказаться под рукой у хозяина всегда и везде, включая улицу) оказались вне конкуренции в состязании с другими гаджетами: в этом году объемы их продаж в Kcell, к примеру, выросли на 81,4% по сравнению с предыдущим годом. Этому, по словам Худайбердиева, способствовало внедрение «Казахтелекомом» дополнительных онлайн-каналов обслуживания клиентов. Так что взаимодействие с клиентами через онлайн-каналы, запущенные крупнейшим телеком-оператором для своих абонентов в прошлом году, постепенно становится основной формой работы на всех рынках.

Худайбердиев отмечает, что росту продаж смартфонов сотовых операторов также способствовало усовершенствование процессов управления запасами в сочетании с тщательным мониторингом цен, что позволило компании эффективно удовлетворять потребительский спрос. Все это делалось в том числе с применением инструментов Big Data, позволяющим просчитать точки роста продаж и вовремя обеспечить их товаром — эти инструменты, состоящие на вооружении «Казахтелекома» и Kcell, могут быть применены для повышения эффективности как государственных структур, так и любого частного бизнеса.

«Вы знаете, что в прошлом году инструменты Big Data применялись в прогнозировании точек всплеска коронавирусной инфекции в Алматы за счет мониторинга и анализа больших данных по миграции абонентов, — напоминает спикер. — Сейчас наша компания участвует в реализации государственной программы по использованию Big Data в сфере туризма: собирая и анализируя информацию о том, откуда прибывают туристы, какие места и достопримечательности Казахстана они посещают, правительство сможет оптимизировать маршруты общественного транспорта и точечно применять меры господдержки там, где они будут наиболее эффективны и дадут реальную финансовую отдачу. Кстати, Jusan Bank, получив долю в Kcell, также сможет использовать механизмы аналитики Big Data в своей деятельности: например, просчитывать риски по заемщикам в автоматическом режиме на основе большого массива событий из их жизни».

Когда QR-код всему голова

Есть и еще одна веская причина, по которой банкам нужно осваивать «мобильное пространство» — это массовый уход потребителей в сторонники безналичного расчета, осуществляемого опять же через мобильные приложения. Объем платежей, совершенных подписчиками Kcell/activ с предоплаченного мобильного баланса, в 2020 году удвоился по сравнению с 2019 годом. Как и во всем мире, рост безналичных платежей в мобильной коммерции в основном происходил за счет двух факторов: пандемии и усовершенствования пользовательских интерфейсов. По данным участников рынка мобильной коммерции Казахстана, с января по апрель 2020 года объем безналичных сделок вырос более чем в 2,5 раза — до 7,4 триллионов тенге (против 2,8 триллионов тенге в 2019 году). Важно отметить, насколько быстро потребители приняли идею стать частью безналичного общества: еще пять лет назад годовой объем безналичных сделок составлял лишь 234,3 млрд тенге по всем платежам.

Иными словами, наличность все больше перетекает в интернет, расплачиваться казахстанцы все чаще предпочитают через мобильные приложения. В этой ситуации Jusan Bank проявил дальновидность, тесно связав свое дальнейшее развитие рамками партнерства с мобильным оператором. Тут надо отметить еще одну особенность нынешнего рынка: специалисты прогнозируют, что в 2021 году ожидается динамичный рост платежей посредством QR-кодов, то есть опять же с помощью смартфонов. Несмотря на то что возможность оплаты этим способом существует с 2017 года, потребители не спешили им пользоваться, игнорируя очевидные преимущества: низкие комиссии и высокая защищенность сделок. Однако в 2020 году все изменилось: банки Казахстана стали активно продвигать оплату посредством QR-кодов и в целом работать над повышением осведомленности населения об этом виде оплаты.

«Технология TapOnPhone+QR, использующая международные унифицированные стандарты и позволяющая использовать смартфон в качестве POS-терминала, играет значительную роль в будущем мобильной коммерции и требует создания цифровой экосистемы для платежей с мобильного баланса, — отмечает Худайбердиев. — Kcell уже сделал инвестиции в эти разработки и обеспечил себе лидирующие позиции в этом сегменте в Казахстане, запустив рекламную акцию «Кtшбэк с Visa QR». Компания является единственным оператором мобильной связи в Казахстане, предоставляющим услуги бесконтактной оплаты посредством QR-кодов в сети Visa QR по всему миру, что делает ее привлекательной для сотрудничества и для субъектов малого и среднего предпринимательства», — подчеркивает он.

Оцифровка реальности: от «250+» к 5G

Все эти цифровые инструменты, которые рынку готовы уже сейчас предложить «Казахтелеком» и его мобильная «дочка» Kcell, в скором времени будут актуальны не только в городской, но и в сельской местности: мобильный оператор — активный участник проекта «250+», направленного на предоставление высокоскоростного мобильного доступа в интернет в сельских населенных пунктах с населением 250 и более человек. В рамках этого проекта подключением к связи стандартов 3G и 4G обеспечат 1 600 сельских населенных пунктов с общим населением 1 млн человек. Программа совместного использования сети обеспечит сельским жителям доступ к образовательным порталам, услугам телемедицины и мобильным финансовым услугам, а также активному использованию в производстве Интернета вещей (IoT).

«Когда-то IoT воспринимался выдумкой из научно-фантастических книг, сейчас же Интернет вещей — часть повседневной жизни. Он включает в себя большое количество опций: от возможности дистанционно контролировать бытовые электроприборы с телефонов до встроенных сенсоров, сообщающих вам, когда вашей машине требуется техобслуживание или замена масла, — говорит Худайбердиев. — IoT проник практически во все аспекты современной жизни. В 2020 году в результате пандемии коронавируса произошло незначительное замедление роста этого направления деятельности. Однако аналитики прогнозируют, что казахстанский рынок Интернета вещей будет активно расти как минимум на 15% в год с более равномерным распределением по разным направлениям. До настоящего времени основное внимание уделялось идеям «умного» города и дома, однако использование IoT в сельском хозяйстве, на транспорте и в логистике становится все более популярным. И в последние годы Kcell существенно расширил спектр решений, предлагаемых им на основе «умных» технологий».

В частности, эти технологии задействованы в автомониторинге: GPS-трекер, установленный на транспортном средстве, собирает данные о его местонахождении и скорости и направляет на платформу клиента через сотовую сеть Kcell. Эта услуга обеспечивает детальную информацию в случае ДТП, позволяет компаниям оптимизировать логистические процессы, отслеживать маршруты движения транспортных средств в реальном времени, контролировать потребление топлива, отслеживать состояние грузов, минимизировать риски порчи и хищения, точно оповещать персонал складов о времени предстоящей доставки грузов. Это же устройство позволит при устойчивой связи на селе добиться рационального использования техники в разгар посевной и уборочной кампаний, отслеживать местонахождение скота. А при разворачивании в стране сетей стандарта 5G, зоны которого в крупных городах республики уже выстраивает «Казахтелеком», IoT получит еще большее распространение.

«Применение сетей 2G постепенно сокращается — к 2025 году в целом сойдёт на нет. Объем сетей 3G также уменьшается: согласно существующим прогнозам, к 2025 году 3G-сервисы составят только 28% от общего рынка, при этом львиная доля в 60% будет приходиться на технологии 4G, а новые сети 5G уже охватят 12% рынка, — утверждает Худайбердиев. — Высока вероятность того, что после долгожданного запуска сети 5G в 2021 году подавляющее большинство мобильных соединений к 2029 году уже будет осуществляться через сети пятого поколения. В связи с этим уже сейчас мы инвестируем в технологичные продукты и услуги, а также в развитие цифрового контента. Еще в 2017 году мы открыли инновационную лабораторию, которая начала работать над разработкой услуг в области Интернета вещей. Так что «Казахтелеком» и Kcell готовы к оцифровке будущего, которая происходит на наших глазах»

Частные сети LTE и суперприложение: инновационные продукты цифрового оператора

Кстати, «оцифровка» производственных процессов в Казахстане может быть и сугубо индивидуальной для того или иного предприятия: Kcell стал первым оператором в республике и одним из первых в СНГ, который завершил строительство и запуск коммерческих сетей Private LTE. Одна из сетей была введена в промышленную эксплуатацию в сентябре 2020 года на руднике Актогай группы компаний KAZ Minerals, занимающейся добычей и переработкой меди. Она объединяет автономные сети для цифровизации горнодобывающей отрасли и предоставляет возможность автоматизировать технологические процессы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, что, в свою очередь, поможет повысить производительность труда и снизит количество несчастных случаев на производстве. Работая в сотрудничестве с горнодобывающими компаниями над этим первым проектом, Kcell приобрел опыт в масштабировании таких сетей в стране для других клиентов сегмента B2B.

Впрочем, частные сети — это потребность крупного бизнеса. Для розничной торговли у сотового оператора есть другое предложение: как известно, пищевые продукты чувствительны к условиям хранения и колебаниям температуры и влажности, механизм списания продукции вследствие нарушения условий хранения очень сложен и приносит торговым сетям большие убытки. Kcell предлагает своим клиентам в сегменте малого и среднего бизнеса современные технологические решения за счет установки устройств IоТ и серверного программного обеспечения, которые записывают и передают данные об условиях хранения на веб-интерфейс пользователя, сводя возможность возникновения нежелательных ситуаций к минимуму. Абоненты, то есть физлица, также получили от Kcell возможность следить за своим состоянием с помощью медицинского сервиса онлайн-консультаций MobiDoctor — пакет включен в стоимость тарифного плана Jańa 3990 и позволяет абонентам activ получать неограниченное количество онлайн- консультаций дежурного врача-терапевта или педиатра круглосуточно, без выходных и в любой точке мира.

«Также для абонентов - физических лиц Kcell разработал и запустил в начале 2021 года новое мобильное приложение на каждый день, для управления и подключения услуг, — отмечает Худайбердиев. — Цифровая экосистема объединяет в одном суперприложении (SuperApp) множество сервисов и продуктов, которые популярны среди абонентов: telecom, e-commerce, fintech, entertainment, а также возможность самообслуживания для абонентов».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить