Отмена «мобильного рабства» сократит расходы компаний на связь в разы

9596

Внедрение услуги переносимости мобильного номера полностью изменило подход к ценообразованию на связь в Литве. Обозреватель Forbes.kz встретился в Вильнюсе с участниками местного сотового рынка и узнал, что ждет Казахстан, который запустит аналогичную услугу уже в середине 2015

Фото: Виктор Бурдин
В Литве абоненты мобильной связи за звонки за рубеж платят всего 3 евроцента (6 тенге) за минуту, а внутри страны зачастую звонят без лимитов.

Внезапно популярная

Казахстанцам осталось совсем немного ждать до внедрения услуги полного переноса мобильного телефона от одной сотовой компании к другой – MNP (Mobile number portability). Операторы уверены, что коммерческий запуск этой технологии в Казахстане состоится уже в июле-августе 2015 после подтверждения от регулятора - Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК. Напомним, MNP подразумевает смену сотового оператора при полном сохранении своего десятизначного номера, включая его так называемый DEF-код (777, 701 и т.д.). Пока же из-за невозможности сохранить мобильный номер многие не могут перейти к другому оператору, хотя, возможно, и недовольны его сервисом или ценами. Потому внедрение этой услуги также называют отменой «мобильного рабства».

Гиедрюс Пурас.

В дружественной Казахстану Литовской Республике MNP внедрили еще 9 лет назад. Об этом рассказывает глава Агентства по коммуникациям Литвы Гиедрюс Пурас.

- Предварительная подготовка к запуску услуги MNP в Литве заняла 1,5 года, клиенты смогли воспользоваться услугой уже в 2006, - говорит Гиедрюс. - Сейчас мы проводим контроль за тем, как эта услуга работает, но на довольно общем уровне, а также собираем статистику. Внедряя MNP, мы преследовали две цели: дать конечному потребителю большую свободу и создать равные условия для конкуренции операторов. Первоначально мы ожидали, что номер сменят меньше людей, чем это произошло на самом деле. Система оказалась очень удобной для абонентов, тем более что пользователи сотовой связи за нее ничего не платят.

Гиедрюс Пурас говорит, что с момента внедрения MNP рынок сотовой связи Литвы сильно изменился. Во-первых, звонки внутри сети и на телефоны других операторов стали стоить одинаково. Во-вторых, операторы стали больше ценить внимание уже действующих абонентов, стараясь удержать их, а не только тратить усилия на привлечение новых абонентов.

- С 2006 и по сей день цены на сотовую связь в стране значительно снизились – в среднем по рынку больше чем в 4 раза, - говорит глава литовского регулятора. - Я не утверждаю, что это произошло только из-за MNP, но эта услуга сыграла одну из главных ролей. Интересно, что, хотя цены на связь упали, доходы государства от сотовой связи в виде налогов возросли, поскольку из-за снижения цены люди просто больше стали пользоваться связью.

В плюсе - абонент

Всего за время действия услуги MNP в Литве сотового оператора поменяли владельцы 1,153 млн SIM-карт – цифра для небольшой европейской страны внушительная, учитывая, что в Литве около 3,3 млн жителей и 5 млн действующих сотовых номеров трех мобильных операторов.

Петрас Масюлис.

Генеральный директор компании Tele2 в Литве Петрас Масюлис рассказывает: от MNP выигрывает в первую очередь абонент, поскольку в борьбе за каждого клиента операторы начинают снижать цены и улучшать качество услуг.

- Некоторые операторы Литвы сильно боролись против внедрения MNP в стране, - говорит Петрас Масюлис. – Они боялись, что клиенты начнут от них уходить. Противостояние длилось 4 года, на уровне регулятора было лоббирование отложения запуска услуги. Но поскольку Литва стала членом Европейского союза, Брюссель фактически обязал страну внедрить MNP. Впрочем, страхи боящихся конкуренции операторов оказались оправданы: в итоге каждый третий литовец поменял своего оператора, а доли сотовых компаний на рынке сильно изменились.

По словам Масюлиса, после запуска MNP заметной миграции абонентов не наблюдалось. Но постепенно к абонентам стало приходить понимание, что мобильный номер принадлежит им, а не сотовой компании. Пик переходов произошел во время мирового экономического кризиса в 2008, когда одна из компаний допустила ошибку, повысив тарифы на связь. Абоненты потеряли к этому оператору лояльность и массово стали уходить от него.

Петрас Масюлис рассказывает: техническим переводом абонентов в Литве занимается сторонняя компания, которая за каждую SIM-карту берет с операторов 33 евроцента. Всего же компании за услуги платят всего 30 тыс. евро в год. Сами же литовские абоненты за переход к другому оператору не платят ничего. Кстати, эта же фирма будет предоставлять аналогичные услуги и в Казахстане.

F: В Казахстане с переходом на MNP у пользователей может возникнуть серьезная проблема. Дело в том, что у каждого оператора имеются безлимитные тарифные планы для связи внутри сети, и очень дорого стоят звонки на номера других сетей. Если раньше абоненты по номеру различали, с кем можно говорить долго, а с кем нет, то теперь возникнет путаница и неожиданные траты. Как вы решили эту проблему в Литве? - поинтересовался обозреватель Forbes.kz.

- Она решилась сама собой, - говорит Масюлис. - Когда абоненты стали кочевать от оператора к оператору, стерлась разница в тарифах между звонками внутри сети и снаружи.

F: Но в РК это сложно представить, поскольку за каждое соединение между операторами (ставка интерконнекта) сотовики платят друг другу около 5 евроцентов (около 10 тенге). Некоторые операторы стараются переложить эту плату на абонента, включая ее в стоимость минуту разговора.

- У нас ставка интерконнекта в свое время была еще больше – 10 евроцентов. Но после внедрения MNP она будет сбиваться, поскольку величина ставки ничем не обоснована и не включает в себя почти никаких затрат.

Андрюс Баранаускас.

Директор по корпоративным коммуникациям Tele2 в Литве и странах Балтии Андрюс Баранаускас рассказывает: литовский абонент может переходить от оператора к оператору хоть каждый день. Для этого человеку достаточно прийти в салон сотовой связи желаемого сотовика, показать документ, удостоверяющий личность, и заполнить необходимую форму. Абонент называет дату, с которой хочет мигрировать. Некоторые желают перемен с 1 числа следующего месяца. Минимальный же срок перехода – завтрашний день, поскольку оператор осуществляет перенос номера ночью. Утром пользователь просто вставляет новую SIM-карту в телефон, и она уже будет активирована.

- Тем временем мы делаем запрос старому сотовому оператору абонента, - говорит Баранаускас. - И наши коллеги должны его удовлетворить. Могут и отказать, но только в случае, если данные абонента и номера не совпадают, или у них есть доказательства, которое они готовы предъявить в суде, что человек на самом деле не хочет менять номер.

Дарюс Валечка.

Пользователи сотовой связи Литвы по достоинству оценили услугу переноса номера. Особенно MNP рад бизнес. Так, гендиректор компании USI International Дарюс Валечка рассказал: его компания получила существенную выгоду, сменив оператора связи. Произошло это 7 лет назад, когда сотовые операторы стали значительно снижать тарифы в конкурентной борьбе. После перехода траты на мобильную связь в USI International резко сократились в 4,5 раза: если раньше компания платила за связь сотрудников 18 тыс. евро, то теперь – 4 тыс. евро в год.

- Наша база только постоянных клиентов составляет 2,5 тыс. человек, - говорит Валечка. - Потому для бизнеса очень важно не менять свои контакты. Моему мобильному номеру, например, уже 22 года. И он уже как будто стал моей второй фамилией.

Прежний оператор, конечно, что-то пытался предпринять, чтобы удержать нас. Например, мне поступали предложения съездить кое-куда отдохнуть за их счет. Но когда ты делаешь подсчет, видишь реальную экономию - все уловки оператора уже не имеют значения.

Вильнюс.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить