Остаться лидером

13889

Несмотря на кризисные явления в экономике, рынок телекоммуникаций продолжает развиваться

Фото: Андрей Лунин
Арти Отс.

В сентябре шведский телекоммуникационный холдинг Telia Sonera, владеющий контрольным пакетом акций Kcell, объявил о постепенном уходе с евразийского рынка, куда входят постсоветские страны – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдавия, Грузия, а также, как ни странно, Непал.

Однако предстоящая смена акционера не изменит планов самой Kcell, которая по-прежнему сосредоточена на развитии собственного ретейла, разработке новых сервисов и улучшении качества связи. Об этом, как и о тенденциях на казахстанском рынке телекома, Forbes Kazakhstan рассказал CEO компании Арти Отс.

– Арти, что вы можете назвать своими основными достижениями за год работы во главе Kcell?

– Год – слишком короткий срок для телекоммуникационной индустрии, чтобы говорить о каких-то значимых успехах. Многое из того позитивного, что мы видим в деятельности компании сегодня, было создано до моего прихода. Мы открываем магазины Kcell Store, развиваем новые услуги, однако полноценно оценивать работу нынешней команды топ-менеджеров можно будет только через пару лет. Единственное, что могу причислить к достижениям, – повышение прозрачности бизнес-процессов. Нам удалось установить четкие правила ведения дел во всех сферах деятельности компании. Кроме того, мне кажется, что наши сотрудники теперь больше вовлечены в повседневную работу.

– Модель магазинов Kcell Store, первый из которых открылся в марте этого года, новая как для Казахстана, так и для компании. Вы довольны ею?

– Вполне. Главное – концепция нравится нашим потребителям. Они находят удобным, что можно прийти в Kcell Store, сразу выбрать самый удобный смартфон и выгодный пакет услуг. Мы долго выбирали места расположения магазинов и, кажется, не прогадали. Пять точек уже работают, до конца года планируем открыть еще восемь. Режим свободного плавания тенге немного осложнил ситуацию, но в целом для нас все складывается успешно.

– Возникают ли проблемы со своевременными ежемесячными взносами за контрактные телефоны?

– Процент неплательщиков крайне мал, меньше среднемировых показателей. Мы хорошо знаем своих клиентов. Те, кто оформляет контракт, как правило, пользуются нашей связью уже много лет. Поэтому проблемы возникают редко. Сейчас ввиду снижения темпов роста экономики неплательщиков, вероятно, будет больше. Но пока все нормально.

– Как повлияло на ваши планы недавнее решение крупнейшего акционера – Telia Sonera – о постепенном сворачивании деятельности в Евразийском регионе?

– Когда уходит стратегический инвестор, планы, разумеется, немного меняются. Тем не менее Kcell остается работать на этом рынке и по-прежнему сосредоточен на трех основных направлениях: развитие собственного ретейла, разработка новых сервисов и улучшение качества связи.

– Вы как-то говорили, что новые услуги развиваются в области развлечений, финансов и B2B-решений…

– Все верно. В компании сейчас активно тестируются несколько услуг, в том числе музыкальные и видеосервисы. Число сотрудников Kсell превышает 2 тыс. человек, и это дает отличную возможность довести до ума ту или иную услугу, прежде чем представлять ее клиентам.

Это что касается развлечений. В области развития мобильных финансовых сервисов мы работаем уже много лет. Платежный терминал K-Pay – наш первый и относительно небольшой по охвату сервис. Сейчас разрабатывается мобильный кошелек от Kсell, который в будущем, надеемся, станет общепринятым стандартом в сфере мобильных платежей. Что касается решений для корпоративных клиентов, то здесь мы развиваем М2М-системы, или «интернет вещей», как сейчас принято говорить. Кроме того, работаем над услугами хостинга и фиксированной связи.

– Какие шаги предпринимаются для улучшения качества связи?

– Мы разделили города и регионы на небольшие кластеры. Таким образом легче понять, где нужно добавить дополнительную емкость, так как растет число пользователей мобильного интернета. Также закуплены специально оборудованные автомобили, которые уже ездят повсюду и оценивают качество нашей связи. Будем опрашивать и потребителей.

– Проникновение сим-карт в Казахстане на сегодняшний день составляет около 170%. Рынок мобильной связи насыщен и, по мнению многих экспертов, стагнирует. Как это скажется на развитии телекоммуникационных услуг?

– Первый большой тренд рынка – это мобильный интернет. Растет как число его пользователей, так и объем трафика. Второй – появление новых гаджетов со слотами для сим-карт. Взять те же наручные часы – последняя модель от Samsung работает в паре с сим-картой. Все это будет способствовать развитию телеком-рынка на основе интернета. Клиенты будут предъявлять все более высокие требования к качеству передачи данных и доступности сети. Здесь и развернется основная борьба: операторам придется ответить на вопрос, как следовать за потребителями, сохраняя финансовую эффективность бизнеса.

– Как операторы будут справляться с ростом интернет-трафика?

– Думаю, в будущем потребителям придется платить за больший объем трафика, потому что операторам понадобятся средства для инвестиций. Сейчас, благодаря тому что многие абоненты не используют весь купленный объем, в сети остается много свободной емкости. По мере роста мобильного интернета существующих ресурсов будет не хватать.

– Какой процент ваших клиентов пользуется мобильным интернетом на сегодняшний день?

– У 37% абонентов – смартфоны. Их мы считаем полноценными пользователями.

– Это относительно низкий показатель.

– Да, представьте, какой объем данных будет обрабатывать сеть, когда мобильным интернетом начнут пользоваться, скажем, 80% абонентов. Поэтому операторам крайне важно сосредоточиться на строительстве сети передачи данных, как мы и делаем. Если вы не готовы к взрыву мобильного интернета, вы столкнетесь с большими проблемами.

– Как вам поможет запуск стандарта 4G LTE?

– Это позволит охватить интернет-покрытием обширные территории. У Kсell есть мультичастотная стратегия, согласно которой высокими частотами будут охвачены города, где нужна большая емкость сетей, а низкими – сельская местность. Таким образом, где бы вы ни находились, доступ к интернету будет обеспечен. Регулятор обещает открыть LTE-частоты в следующем году, чтобы во время EXPO-2017 работала связь 4G. Мы ждем этого в полной готовности.

– С 1 января 2016 года вступит в силу закон об отмене «мобильного рабства»…

– Безусловно, этот закон важен для нас и некоторых клиентов. Однако если посмотреть на массовый рынок, то мы увидим, что номер телефона становится все менее важной формой идентификации. Закон в большей степени затрагивает рынок голосовой связи, поэтому особой роли в самочувствии операторов не сыграет. Рынок мобильного интернета сегодня намного важнее.

– Как текущая экономическая ситуация сказывается на компании?

– Время непростое для всех, и для Kсell в том числе. При этом мы находимся в более выгодном положении в сравнении с некоторыми другими секторами, потому что мобильная связь – последнее, на чем экономят люди. Мы видим изменения в предпочтениях потребителей. Если раньше многим абонентам было все равно, каким тарифом они пользуются, то сейчас повышается интерес к нашим пакетным предложениям. В частности, к пакету «Алло, Казахстан», которым пользуются уже более 1 млн абонентов. Конечно, мы обеспокоены ситуацией и ожидаем снижения продаж контрактных телефонов. Но жаловаться не приходится – кому-то намного тяжелее.

– В этих условиях конкуренция между операторами наверняка обострится. Что вы думаете о маркетинговой стратегии ваших конкурентов, которая не всегда, скажем так, однозначна?

– Маркетинг становится все более агрессивным и острым. Это нормально, что конкуренты подшучивают друг над другом. Другое дело, что нашей компании нужно оставаться немного в стороне от этих игр. Мы – лидер рынка, и это налагает определенную ответственность. От нас зависят жизни людей, поэтому мы сосредоточены на улучшении качества связи и сервиса. При этом не имею ничего против легкого троллинга, от него только поднимается настроение.

– Не знаю, можете ли вы комментировать решение Telia Sonera о постепенном уходе с евразийского рынка, но было бы интересно услышать ваше мнение.

– Я не в курсе всех тонкостей, потому что не был включен в процесс принятия этого решения. Кроме того, комментировать в деталях, разумеется, не могу. Но у меня есть свой взгляд, который заключается в следующем. Когда Telia Sonera вышла на евразийский рынок, было другое время. У группы были определенные бизнес-планы, которые не вполне оправдались, хотя к Казахстану это ни в коей мере не относится. В то же время оставаться только в Казахстане, за многие тысячи километров от европейских рынков, для компании не имеет смысла. Поэтому ее руководство решило постепенно выйти из региона.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить