Особый DAR

19554

Как компания Алидара Утемуратова развивает сразу несколько перспективных направлений IT-бизнеса

Алидар Утемуратов — основатель и глава компании DAR (старший сын Булата Утемуратова, №2 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan)
Фото: Андрей Лунин
Алидар Утемуратов — основатель и глава компании DAR (старший сын Булата Утемуратова, №2 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan)

В апреле IT-компания DAR, специализирующаяся на разработке сервисов и мобильных приложений, запустила первый казахстанский стриминговый ресурс DAR Play. Теперь местные владельцы смартфонов на базе операционных систем Android и iOS могут в удобное для себя время смотреть фильмы и слушать песни казахстанского и зарубежного производства.

Под одним зонтом

«Кредо DAR заключается в том, чтобы с нашей помощью сложное становилось простым, неудобное – комфортным, а повседневные задачи, на выполнение которых прежде уходила масса времени, можно было решить максимально оперативно», – говорит основатель и глава компании Алидар Утемуратов (старший сын Булата Утемуратова, №2 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan).

В 2015 году команда инвестиционного холдинга Green Apple, реализовавшая на отечественном рынке несколько технологичных проектов, приняла решение о запуске новой компании, которая сосредоточилась бы на разработке мобильных приложений и сервисов, помогающих в решении вопросов, с которыми ежедневно приходится иметь дело большинству пользователей. Так появилась идея экосистемы DAR, собравшей под единым брендом множество продуктов, каждый из которых нацелен на определенную сферу деятельности – от финтеха до индустрии развлечений. При этом их общими чертами, по замыслу инициаторов, должны быть оперативность, технологичность и надежность. Работа в компании построена на принципах актуальной сегодня agile-культуры, которая подразумевает вовлечение всех участников в процесс разработки продукта.

Одним из принципов DAR в ближайшем будущем станет открытый интерфейс программирования приложений (API) к своим платформам и сервисам для всех разработчиков. Таким образом, ее наработки будут доступны для использования в прикладных целях всем желающим. Это, считает Утемуратов, поможет начинающим стартаперам значительно облегчить запуск своего интернет-бизнеса.

В составе компании функционирует DAR Lab, нацеленная на проведение тематических мероприятий, мастер-классов, хакатонов и конкурсов в IT-сфере. Еще одно ее направление связано с поиском и раскрытием потенциала талантливых программистов, в том числе среди студентов. Так, в прошлом году мастер-классы и конкурсы, организованные при участии DAR Lab, посетили свыше 500 человек, а 25 участников получили возможность пройти стажировку с последующим трудоустройством.

Еще один проект, DAR Bazar, позиционируется как интернет-площадка для торговли и онлайн-шопинга, по аналогии с Alibaba и Amazon. Уже скоро любой желающий сможет буквально за 15 минут открыть на ней свой интернет-магазин со всеми необходимыми инструментами для продвижения бизнеса, присоединившись к платежной и логистической инфраструктуре. Инвестиции в проект, начатый в прошлом году, составили примерно 1 млрд тенге. В настоящее время на DAR Bazar уже зарегистрировано свыше 700 продавцов, предлагающих более 10 тыс. различных товаров, а к концу года планируется нарастить ассортимент до 30 тыс. товаров на сумму около 300 млн тенге. Представители компании считают, что главными преимуществами данной площадки станут уровень сервиса, оперативность и удобство использования – в случае, например, необходимости возврата приобретенного товара.

DAR также работает над созданием собственного интернет-мессенджера с привязанным электронным кошельком и роботом-помощником.

Развлечения в кармане

Что касается DAR Play, подчеркивает Утемуратов, то это в первую очередь IT-платформа, над совершенствованием которой с учетом собственных наблюдений и отзывов пользователей постоянно ведется работа. Во вторую очередь это своего рода агрегатор, где представлен видео- и аудиоконтент со всего мира.

Работа над проектом началась в сентябре 2016 года, первоначальные инвестиции – чуть менее 1 млрд тенге. Львиная доля средств вкладывается в инженерную составляющую, около 150 млн будет направлено на создание собственного контента (музыки, клипов, трансляций и пр.).

Свой интерес к кино- и музыкальной продукции собеседник объясняет локальными и глобальными трендами в индустрии. До начала 2000-х, отмечает Утемуратов, производство контента не поспевало за ростом инфраструктуры: люди постарше помнят, как обменивались с друзьями кассетами и переписывали друг у друга музыку. «С появлением интернета в этой индустрии произошел взрыв: песни и фильмы стали доступны каждому, объем потребляемого контента растет бурными темпами. Если в 2000 году, например, было произведено 62 тыс. единиц видеоконтента, то в 2016-м – 229 тыс. О музыке и говорить нечего – там цифры на порядок больше. При этом ресурсов существующей в Казахстане инфраструктуры – кинотеатров, концертных залов, радиостанций, стриминговых сервисов – недостаточно для того, чтобы пользователь получил интересующий его контент в нужном объеме. В итоге огромное количество фильмов и музыки уходит в нелегальное пространство», – утверждает бизнесмен.

Фото: Андрей Лунин

Между тем в последние годы, по его наблюдениям, в интернете заметно вырос спрос на локальный контент, о чем свидетельствует успех в прокате таких фильмов, как «Районы», «Дорога к матери», «Побег из аула», первой и второй частей «Келинки Сабины». Но в силу разных причин возможность попасть на концерт любимой группы или выбраться в кино есть у людей не всегда – преимущественно это касается жителей регионов. А в интернете отечественная музыка и фильмы представлены не в полном объеме и главным образом на пиратских ресурсах. Сервиса с легальным контентом в хорошем качестве до недавнего времени не существовало. Решить эту проблему призван DAR Play.

Сегодня, рассказывает руководитель проекта Насир Джумалиев, ресурс обеспечивает доступ к более чем 19 тыс. полнометражных фильмов, мультфильмов и сериалов, а также к более чем 2 млн песен 100 тыс. исполнителей. До конца года в медиатеке DAR Play станет около 3 млн треков и 45 тыс. фильмов. Российский и зарубежный видеоконтент предоставляет на партнерских условиях крупнейший онлайн-кинотеатр России Ivi.ru. Благодаря этому здесь представлена продукция Warner Brothers, Paramount Pictures, Fox, «Мосфильма». Что касается казахстанских правообладателей, то пользователи DAR Play уже могут смотреть фильмы ведущих современных режиссеров Акана Сатаева, Нуртаса Адамбая, Аскара Бисембина. К концу года количество отечественных фильмов увеличится до 300. Сервис ведет переговоры с киностудией «Казахфильм», и, возможно, вскоре на DAR Play появятся лучшие образцы классики кино Казахстана.

Музыкальная составляющая сегодня включает песни Нурлана Абдуллина, Галымжана Молданазара, Медеу Арынбыева, Ерлана Кокеева, группы «Дервиши» и других популярных исполнителей. В фонотеке DAR Play около 1000 композиций 50 отечественных звезд, а до конца года коллекция увеличится до 5000 треков 200 артистов.

«Мы руководствуемся идеей не только создать удобный медиаплеер в кармане, благодаря которому у пользователя всегда будут под рукой любимые музыка и видео, но и хотим привить ему культуру цивилизованного потребления контента», – говорит Джумалиев.

Подписка против пиратов

Сервис предоставляет услуги на основе ежемесячной подписки. Стоимость подписки на казахстанское и мировое видео составляет 999 тенге и 1290 тенге в месяц соответственно, а для того чтобы иметь доступ ко всей имеющейся в фонотеке музыке, достаточно платить ежемесячно 899 тенге. При этом новый подписчик получает месяц бесплатного пользования.

По данным разработчиков проекта, подписная модель во всем мире вытесняет модель скачиваний, о чем свидетельствует популярность таких сервисов, как Netflix. Еще не так давно люди платили за кино и музыку на физических носителях, и эта статья расходов могла быть весьма ощутимой для бюджета. Затем ситуация кардинально изменилась, и на отечественном рынке развлекательного контента стали править бал пираты, что не мотивировало представителей творческих профессий на реализацию новых проектов. Сегодня можно говорить о том, что рынок обрел «золотую середину»: люди готовы платить разумные деньги за подписку и получать легальный доступ к контенту.

По информации исследовательской компании Nielsen, в 2015 году количество легальных скачиваний треков дошло до 1 млрд, но в прошлом году эта цифра снизилась на 25%, до 724 млн. При этом пользователи не стали меньше слушать музыку – напротив, число прослушиваний треков по сравнению с 2015-м выросло более чем на 76%, до 432 млн. Изменения произошли за счет распространения подписной модели. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте видео, где скачивание значительно уступает стримингу.

Существенная часть работы над созданием DAR Play была связана с юридическими вопросами. Помог в этом известный юрист, специалист в области авторского права Темирлан Тулегенов. Исключительные права на коммерческое управление песнями и клипами Батырхана Шукенова сервису передал его брат Бауржан Шукенов. «Работа в соответствии с буквой закона не только способствует развитию культуры потребления контента. Представители творческих профессий получают возможность больше зарабатывать, а значит, видят смысл в том, чтобы работать более плодотворно. В итоге все остаются в выигрыше», – отмечает Алидар Утемуратов.

По его мнению, формат интернет-площадки в полной мере соответствует изменившейся модели потребления видео- и музыкальной информации, когда потребитель редко прослушивает один трек дольше полутора-двух минут и еще реже может позволить себе за один раз от начала до конца просмотреть фильм. Кстати, именно это наблюдение натолкнуло разработчиков DAR Play на мысль запустить функцию продолжения просмотра видео с того момента, на котором было остановлено воспроизведение.

О росте популярности онлайн-сервисов говорят и представители кинематографической индустрии. На взгляд режиссера, председателя Союза кинематографистов Казахстана Ахата Ибраева, для создателей фильмов данная модель полезна, во-первых, тем, что обеспечивает прозрачную систему доходов, а во-вторых, возможностью опробовать свои силы и завоевать аудиторию, которую благодаря онлайн-кинотеатрам получают создатели некоммерческого кино и молодые режиссеры, у которых недостаточно средств для продвижения на большой экран и оплаты рекламной кампании.

Чего хотят потребители

Важное преимущество онлайн-ресурсов, размещающих видео- и музыкальный контент, перед их коллегами из мира офлайн, считает Ибраев, заключается в том, что с помощью современных технологических разработок профессионалы могут отследить предпочтения аудитории и ориентироваться на них при работе над новыми проектами. «Говоря о кассовом успехе фильма, мы на самом деле до конца не понимаем, какой именно зритель приходит в кино, какие моменты для него наиболее интересны. Онлайн-сервис может выступать бизнес-партнером и даже консультантом продюсера. Создатели популярного сериала «Карточный домик», вышедшего на Netflix, например, предварительно провели анализ и выяснили, что зрители старшего поколения любят политические триллеры, в которых снимаются определенные актеры. Так что выбор режиссера и исполнителей главных ролей не был случайным, и проект “выстрелил”», – говорит режиссер.

Основатели обещают предоставлять свой сервис для продвижения молодым исполнителям и режиссерам, под трансляции любых мероприятий – от футбольных матчей до театральных постановок. «Мы проделали серьезную работу и продолжим помогать авторам монетизировать их произведения. До конца года запустим три проекта в рамках создания эксклюзивного контента, который будет доступен только пользователям DAR Play. Весной ожидается запуск интернет-радио, еще один проект начнем делать с популярными среди молодежи вайнерами Yframe», – делятся они планами.

Ориентир на продвинутую ауди­торию, которая не представляет жизни без интернета и смартфонов, проявился и в следовании концепции mobile first – изначально DAR Play появился в качестве приложения для смартфонов. В мае разработчики проекта обещают запустить веб-интерфейс, что позволит получать доступ к контенту через ПК или ноутбуки. Летом появится приложение для smart-TV, а осенью – для планшетов.

Вывести DAR Play на ежемесячную самоокупаемость команда рассчитывает к концу года. Достижение же окупаемости проекта в целом, по предварительным оценкам, составит пять-семь лет, в зависимости от инвестиций в производство собственного контента.

Пока приложение доступно только для жителей Казахстана. В ближайших планах – предоставить возможность пользования сервисом казахстанским гражданам, проживающим за рубежом, а затем расширить географию присутствия за счет стран региона.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить