На правах рекламы

Облака, данные и платформы: как будет развиваться IT-рынок Казахстана в 2022 году

50726

Компания «VK Цифровые технологии» вышла на рынок Казахстана, договорившись о запуске облачной платформы на основе локального дата-центра и представив собственные решения для цифровизации бизнеса и экономики

ФОТО: архив пресс-службы

О том, как развивается IT-рынок страны, какие технологии востребованы бизнесом и как решения компании помогают преодолеть трудности цифровизации, рассказал Павел Гонтарев, управляющий директор «VK Цифровые технологии».

Павел, «VK Цифровые технологии» — это b2b-подразделение российской технологической компании VK. В прошлом году «VK Цифровые технологии» вышла на рынок Казахстана. С чем связано это решение?

- Решение о выходе на рынок Казахстана было обусловлено несколькими факторами.

Последние два десятка лет Казахстан активно развивает высокие технологии и идет по пути цифровой трансформации. Цифровизация затронула все сферы деятельности государства и бизнеса. Государственные услуги для населения почти полностью перешли в «цифру». По экспертным оценкам, более 90% госуслуг доступны онлайн. Активно развивается финтех и электронная торговля, образовательные и развлекательные цифровые сервисы. Мы видим, что следующим шагом в трансформации рынка должен стать переход от лоскутной автоматизации к платформенной и развитию цифровых экосистем.

«VK Цифровые технологии» накоплен огромный опыт и экспертиза в создании цифровых платформ и решений для нужд бизнеса и государства. Мы готовы предложить рынку Казахстана не только надежные технологии, но и техническую экспертизу, поддержку и обучение работе с нашими продуктами. На сегодня в портфеле наших решений облачные платформы и сервисы как для компаний, так и для технологических стартапов, программные продукты для взаимодействия бизнеса и государства, а также сервисы для коммуникаций, управления персоналом, автоматизации производства и бизнес-процессов.

Летом 2021 года вы объявили о запуске облачной платформы VK Cloud Solutions в партнерстве с QazCloud. В Казахстане работают крупные международные провайдеры, есть локальные игроки. Чем отличается ваше облако?

- Сейчас облачный рынок Казахстана находится в начале своего развития: объем потребления облачных услуг сравнительно небольшой, а предложение — ограничено. Дело в том, что локальные провайдеры больше сосредоточены на предоставлении облачной инфраструктуры — тех же серверов, но не собственных, а арендованных в облаке. Поэтому местному бизнесу пока не очевидны все преимущества облачных технологий. Платформа VK Cloud Solutions предоставляет стек облачных сервисов, выполняя локальные требования законодательства по хранению данных. Нашим партнером стал инфраструктурный провайдер QazCloud, владеющий дата-центрами на территории Казахстана. В 2020 году компания получила международную сертификацию по информационной безопасности ISO/IEC 27001. Наше сотрудничество позволит стимулировать рост и качественное развитие облачного рынка страны.

Компании смогут пользоваться всеми облачными сервисами VK Cloud Solution — как инфраструктурными (IaaS), так и платформенными (PaaS), заключая договор с местной компанией и расплачиваясь в тенге.

Павел Гонтарев
Павел Гонтарев

Какие компании и с какими запросами приходят в облака?

- Облака де-факто стали стандартом для запуска стартапов, и для Казахстана это тенденция также актуальна.  Многие молодые команды изначально начинают развиваться на облачной инфраструктуре, потому что не хотят или не имеют возможности инвестировать в собственные сервера. С помощью облаков они могут тестировать гипотезы, добавляя или отключая сервера по клику и оплачивая только те ресурсы, которые фактически использовали. Для них важна скорость вывода продукта на рынок, поэтому они активно используют платформенные инструменты для разработки своих решений.

Крупный бизнес тоже интересуется возможностями облаков — это компании из таких отраслей, как телеком, ретейл, финансы, нефтяная промышленность. От них мы видим два основных запроса. Первый — это обеспечить отказоустойчивость цифровых сервисов, чтобы приложение выдерживало пиковый спрос, вызванный сезонными факторами, быстрым ростом количества пользователей или запуском новых функций. Второй запрос — это необходимость работать с большими массивами данных. В облаке доступны готовые инструменты, которые позволяют структурировать и анализировать данные.

И еще одна категория клиентов — это компании, которые работают одновременно на российском и казахстанском рынках или планируют международное развитие. Например, казахстанские компании, переведя сервисы в наше облако, могут быстро масштабироваться на рынок России — не перестраивая продукт и не заботясь о создании IT-инфраструктуры, соответствующей локальному законодательству.

С какими проблемами цифровизации сталкиваются российские и казахстанские компании? Насколько эти трудности похожи и как можно их преодолеть?

- У каждого рынка есть свои локальные особенности, но наши страны объединяют общие тренды — это переход к цифровым бизнес-моделям, управлению на основе данных и платформизации приложений и сервисов. Это то, к чему мы идем, а скорость движения зависит от наличия инструментов для реализации этих задач в каждом конкретном предприятии.

Например, у российских и казахстанских крупных компаний есть схожая проблема — устаревшие информационные системы, которые также называют legacy, то есть «унаследованные». Это базы данных, биллинговые, ERP и другие системы, которые внедрялись давно и не рассчитаны на поддержку современных процессов и бизнес-моделей. Они справляются со своими основными функциями, но потянуть новые задачи и возрастающую нагрузку в связи с развитием цифровых сервисов — уже не могут. Заменить их не просто, поскольку это длительный и сложный процесс, иногда требующий остановки бизнеса. В итоге устаревшие IT-системы тормозят технологическое развитие компаний.

Чтобы не перестраивать IT-инфраструктуру полностью, но ускорить ее и сделать более гибкой для современных цифровых сервисов, используют технологии in-memory — в нашем случае это платформа Tarantool. Она хранит все данные в оперативной памяти и позволяет быстро к ним обращаться. Tarantool становится средним слоем в IT-архитектуре компании — между корневыми системами и внешними пользовательскими сервисами. Это дает возможность ускорить обмен данными и повысить стабильность работы систем.

В каких сценариях, актуальных для компаний сегодня, может быть востребована платформа Tarantool? 

- Например, когда нужно быстро реагировать на действия клиента в сервисе и вовремя предложить сопутствующий товар или релевантную скидку. Клиент положил в корзину смартфон, а сервис сразу нашел и предложил ему подходящий чехол. Или в момент оплаты на кассе, в зависимости от состава товаров и истории покупок, клиенту вместе с чеком выдается купон с подходящим спецпредложением.

Другой сценарий, когда нужно создать «золотой профиль» клиента, собрав в одном месте все данные о нем и его историю взаимодействия с компанией по разным каналам. Такая задача сейчас стоит перед телеком-компаниями, банками и ретейлерами.

Tarantool уже используется крупнейшими российскими компаниями. Так, в торговой сети «Магнит» столкнулись с ограничением корпоративных IT-систем при интеграции с сервисом доставки Delivery Club. Чтобы ускорить и упорядочить обмен данными о товарах и остатках, компания внедрила платформу in-memory вычислений Tarantool. Это позволило в 3 раза ускорить запуск сервиса экспресс-доставки и обойтись без расходов на перестройку IT-систем.

В Газпромбанке Tarantool помог ускорить обслуживание клиентов. Скорость передачи данных (информации по картам, вкладам, счетам, кредитам) из критических систем в приложения для сотрудников кол-центра и офисов выросла в 50 раз. Клиентам теперь не нужно ждать на линии, пока загрузятся нужные данные и специалист сможет ответить на их вопрос.

Gartner несколько лет подряд называет искусственный интеллект одним из ключевых технологических трендов в мире. Какие перспективы развития этой технологии для решения бизнес-задач вы видите в Казахстане?

- В первую очередь, как и во многих других странах, искусственный интеллект используется в речевых технологиях. Они помогают автоматизировать взаимодействие с клиентами, между сотрудниками и партнерами. И это явный тренд как казахстанского, так и российского рынков. Например, на основе нашей диалоговой платформы VK Assistant разработан и недавно запущен собственный цифровой ассистент Yota, который занял первую линию поддержки.

VK Assistant помогает автоматизировать много рутинных задач — от обработки запросов клиентов и партнеров до выполнения поручений сотрудников. Например, группа компаний НЛМК с помощью нашей платформы смогла упростить и повысить эффективность взаимодействия с поставщиками. А сотрудники VK могут с помощью ассистента, который интегрирован с корпоративными системами, быстро получать ответы на основные вопросы по линии HR, АХО и техподдержки.

Какие еще актуальные для казахстанского бизнеса задачи цифровизации помогут решить продукты от «VK Цифровые технологии»?

- Каждое функциональное подразделение бизнеса — HR, операционные процессы, финансы и другие — имеeт специфику и точки роста. Наши продукты закрывают максимально широкий спектр потребностей компаний. Решения «VK Цифровые технологии» сегодня включают платформу взаимодействия бизнеса и государства VK Compliance, а также линейку программных продуктов для управления персоналом, автоматизации производства и бизнес-процессов.

Перед всеми компаниями стоит задача адаптировать HR-процессы к гибридному формату работы. Мировые опросы и казахстанская статистика показывают, что гибкость в выборе места и графика работы становится одним из приоритетов при трудоустройстве. В условиях дефицита кадров в некоторых отраслях цифровые инструменты становятся элементом привлечения и удержания ценных специалистов. Платформа социализации и управления опытом сотрудника VK People Hub обеспечивает единое коммуникационное пространство, доступ к сервисам самообслуживания, возможности для формирования команд, обучения, создания кадрового резерва, построения индивидуальной траектории развития сотрудников.

Кстати, наши коммуникационные решения востребованы и в госсекторе. На базе нашего продукта VK Teams мы разработали автоматизированное рабочее место госслужащего (АРМ ГС). Пилотный проект реализован в Минцифре РФ и будет масштабирован на другие федеральные ведомства с численностью пользователей 100 тысяч человек.

В Казахстане реализуется пилотный проект по внедрению горизонтального мониторинга, в рамках которого крупные налогоплательщики переходят на цифровое взаимодействие с налоговыми органами. В дальнейшем весь крупный бизнес будет предоставлять удаленный доступ к своим учетным системам для налогового администрирования. В этом поможет наш продукт VK Tax Compliance — это готовое решение, которое уже успешно работает в крупнейших компаниях России — «Ростелекоме», «Газпроме», «Еврохиме» и других.

Каковы планы развития «VK Цифровые технологии» в Казахстане?

- Сегодня поставщику IT-решений уже недостаточно просто внедрить и поддерживать решение. Компании хотят видеть полноценного технологического партнера, который глубоко понимает задачи бизнеса, помогает создать ценность в виде более высокого уровня сервиса, дополнительной монетизации или нового канала коммуникации с клиентами. Мы планируем стать именно таким партнером для казахстанского бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить