Новое исследование BCG: казахстанцы отметили улучшение качества цифровых госуслуг

8982

В Казахстане доля граждан, отмечающих улучшения в использовании цифровых государственных услуг за последние два года, - самая высокая в мире

Фото: pixabay.com

Новое исследование BCG показало: чтобы в полной мере реализовать выгоды от применения искусственного интеллекта (ИИ), государству необходимо прикладывать больше усилий для укрепления доверия граждан к новой технологии.

По данным опроса BCG, 93% казахстанских респондентов отметили улучшение качества цифровых госуслуг за последние 2 года (самый высокий показатель в мире). 

Правительствам необходимо активнее выстраивать механизмы этичного применения ИИ и повышать доверие населения к технологии — такие выводы представлены в отчёте «Взгляд населения на использование ИИ в работе государства: сравнительный анализ цифровых госуслуг» (The Citizen’s Perspective on the Use of AI in Government: BCG Digital Government Benchmarking), подготовленном по результатам нового исследования BCG.

Отчёт поднимает вопросы, вызывающие наибольшую озабоченность среди граждан, — это этичность применения систем ИИ и их возможное влияние на рынок труда. Так, 32% опрошенных обеспокоены возможными проблемами, связанными с этичностью применения систем ИИ, 31% выразили тревогу в связи с непрозрачностью решений, принимаемых ИИ, 61% респондентов волнует то, как применение ИИ повлияет на количество рабочих мест, а ещё 58% уверены, что для сохранения рабочих мест необходимо подключить механизмы государственного регулирования.

- Искусственный интеллект способен трансформировать государственную политику, изменить структуру оказания услуг и принести огромную пользу гражданам, — утверждает Мигель Карраско, старший партнёр BCG и один из авторов отчёта. — Однако, чтобы полностью реализовать преимущества ИИ, требуется больше усилий, направленных на завоевание и укрепление доверия к ИИ среди населения. Добиться успеха можно только, если государство, граждане и бизнес будут вместе вырабатывать механизмы ответственного и этичного применения ИИ.

Чтобы узнать больше о том, как люди относятся к использованию ИИ в работе государственных органов, компания BCG опросила более 14 тыс. интернет-пользователей из 30 стран мира, задав вопросы о том, насколько спокойно они воспринимают то, что системы искусственного интеллекта в ряде рабочих процессов сменили человека, какие тревоги у них вызывает применение ИИ в работе правительства и в какой мере они согласны с приведёнными высказываниями о влиянии ИИ на экономику и доступность рабочих мест.

Поддержка использования ИИ в работе правительства и ключевые выводы

Участники опроса положительно оценивают примеры использования ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения, помощи при оказании услуг, выявлении мошенничества и несоблюдения законов. Однако уровень поддержки респондентов снижается, если речь идёт о применении ИИ в системе правосудия и сфере здравоохранения. Например, 71% участников опроса одобрили использование ИИ при оптимизации дорожного движения, при этом 51% не согласны с использованием ИИ для определения виновности в ходе уголовных процессов.

Уровень поддержки применения систем искусственного интеллекта сильно зависит от уровня доверия жителей по отношению к правительству своей страны. Анализ показал, что жители стран, выразившие наибольшую поддержку ИИ, — Индия, Китай, Индонезия и ОАЭ, — также больше доверяют своему правительству.

В стремлении повысить эффективность и улучшить результат государственных услуг, правительствам следует осторожнее выбирать методы активного продвижения ИИ. Если они смогут прозрачно донести до граждан направления и способы применения ИИ в своей работе, это поможет повысить оправданность использования технологии в глазах населения и снизит обеспокоенность людей возможными негативными последствиями применения механизмов ИИ.

По словам Карраско, «этот путь необходимо будет пройти всем правительствам. И очень важно, чтобы они проделали его вместе со своими гражданами».

Госуслуги в Казахстане

Согласно результатам исследования BCG, в среднем жители Казахстана используют 7,7 типа государственных услуг в электронной форме, при этом 36% респондентов используют электронные госуслуги минимум раз в неделю: по этому показателю казахстанцы опережают жителей таких развитых стран мира, как США, Франция, Новая Зеландия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Австрия и Канада.

- Курс казахстанских властей на цифровизацию госуслуг уже приносит ощутимые результаты: 93% респондентов отметили улучшение качества услуг за последние 2 года (показатель Казахстана - самый высокий в мире), 16% оценили качество услуг, предоставляемых государством, выше, чем услуги и решения, предоставляемые частным сектором. Для сравнения, в Великобритании преимущество госуслугам отдают только 10% респондентов, а в Канаде – лишь 1% отметил Сергей Перапечка, партнёр и управляющий директор BCG Казахстан, глава экспертной практики по работе с государственным сектором в СНГ.

Среди часто используемых гражданами Казахстана видов госуслуг – сервисы для трудоустройства (69,9%), для оплаты налогов и штрафов (66,4%), внесения взносов в накопительный пенсионный фонд (46,9%).

- По официальным данным, на сегодняшний день уже 78% госуслуг в Казахстане предоставляются в электронном формате, и в течение ближайших двух лет этот показатель планируется увеличить до 90%, - продолжает Сергей Перапечка. - Эта цель реалистична, и чтобы её добиться, необходимо сфокусироваться на трёх ключевых направлениях. Во-первых, нужно обеспечить мультиплатформенность и лёгкость использования цифровых госуслуг через мобильные устройства (основной канал получения электронной информации для 85% респондентов в отчёте BCG). Во-вторых, нужно защищать персональные данные граждан, минимизируя объём запрашиваемой информации, и наконец максимально упростить интерфейс и язык для пользователей: гражданам важно получать официальную информацию в как можно более понятном и ясном виде.

- Элементы искусственного интеллекта уже внедряются в рамках электронного правительства Казахстана, активно ведётся работа над тем, чтобы автоматизировать монотонную работу, позволяя сотрудникам ведомств переключиться на другие, более творческие, создающие большую ценность задачи, – прокомментировал Рза Нуриев, партнёр и управляющий директор, глава BCG в Центрально-Азиатском и Каспийском регионах. – В проекте государственной программы «Цифровой Казахстан» использование ИИ предусмотрено не только в сфере госуслуг, но и в области здравоохранения, нефтегазовой индустрии, правоохранительной системе, финансовом секторе, производстве, ряде других. Чтобы в полной мере реализовать потенциал ИИ в Казахстане, необходимо продолжать укреплять доверие к ИИ среди граждан, совершенствовать цифровые навыки населения, четко соблюдать принципы ответственного и этичного применения ИИ.

Казахстан находится в группе стран с умеренной поддержкой применения ИИ в сфере госуслуг: преимущество тех, кто высказывается за технологию (34-50% для разных возрастных групп), над теми, кто выступает против нее (13-22%), составляет 28% против 53% в Индии и 42% в Китае.

В Казахстане 61% опрошенных озвучили запрос на регулирование ИИ для защиты рабочих мест, а 38% выразили уверенность в том, что взамен утраченных из-за внедрения ИИ рабочих мест будут созданы новые. В то же время 38% опрошенных обеспокоены возможными проблемами, связанными с этичностью применения систем ИИ (для сравнения, этот показатель в среднем по миру составляет 32%). Также 41% выразили тревогу из-за непрозрачности решений, принимаемых ИИ, против 31% в среднем по миру.

Участники опроса выступили за использование ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения (68% опрошенных в Казахстане), подбора вакансий при трудоустройстве (67%), а также получения «живых данных» (63%). Меньше всего казахстанцы готовы доверить ИИ принятие решений в области правосудия (49% против), а также формирование рекомендаций по медицинскому лечению (37%). 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить