Как технологии бесконтактной оплаты вытесняют пластик в Казахстане

17723

В сентябре минувшего года на казахстанском рынке безналичных платежей произошло важное событие: впервые ежемесячный объем безналичных операций по платежным картам превысил показатель операций по снятию денег

ФОТО: © Depositphotos.com/pressmaster

По итогам года, как свидетельствуют данные Нацбанка, каждые три из четырех операций с платежными картами были проведены безналичным способом. В 2019 количество транзакций, проведенных с использованием платежных карт, превысило показатель 2018 почти вдвое и достигло 1,6 млрд.

Общее число и объем безналичных платежей и переводов денег, осуществленных на протяжении 2019 с использованием платежных карт казахстанских эмитентов, выросло более чем в 2 раза и составило 1,2 млрд транзакций на сумму 14,1 трлн тенге. И хотя основная доля безналичных операций была проведена онлайн – 629,2 млн (52,6%) на сумму 9988,2 млрд (более 71% от объема безналичных платежей), казахстанцы стали чаще и активнее пользоваться картами также в офлайн-реальности.

По данным Нацбанка, в начале 2020 в обращении находилось 32 млн платежных карточек, из которых активными являются 18,2 млн, или 57%. Растет и количество предпринимателей, принимающих безналичную оплату. По итогам минувшего года 96 428 предпринимателей установили 161 690 POS-терминалов в 134 484 торговых точках. По сравнению с 2018 число таких предпринимателей выросло на 17%, торговых точек – на 22%, а самих устройств – на 27%. Основными факторами роста рынка безналичных платежей в Нацбанке называют повышение спроса на карточные продукты, запуск банковских программ лояльности, а также развитие мобильных сервисов. Последний фактор вкупе с растущей доступностью смартфонов, оснащенных технологией Near Field Communication (NFC), и с запуском платежных сервисов от Apple и Samsung стимулировали развитие сегмента бесконтактных платежей.

Рост бесконтактных платежей в последние годы является глобальным трендом. По прогнозам исследовательской компании Juniper Research, в 2024 общий объем бесконтактных транзакций в мире достигнет почти $6 трлн по сравнению с нынешними $2 трлн. Катализатором послужит значительный рост объемов бесконтактных транзакций, включая оплату бесконтактными картами и с помощью NFC-устройств, в том числе в рамках таких платежных сервисов, как Apple Pay и Samsung Pay. Пользовательская база Apple Pay, как ожидается, будет расти в странах Восточной, Юго-Восточной Азии и Европы. Говоря о более близких с точки зрения географии и менталитета примерах, следует упомянуть Россию, где, по данным BCG, в период с 2010 по 2018 количество безналичных карточных транзакций выросло в 3 раза, а адаптация бесконтактных платежей с использованием мобильных телефонов (тех же Apple Pay, Samsung Pay) прошла более успешно, чем где бы то ни было в мире.

Казахстанский банковский сектор внедрял технологические инновации одним из первых в СНГ, и платежные решения не стали исключением. Казком запустил бесконтактные карты и терминалы еще в далеком 2013, а в 2016 – сервис бесконтактных платежей для Android-смартфонов совместно с Visa. В конце 2017 Народный банк запустил QR-платежи Homebank Pay для пользователей iOS и Android. Следующий год для рынка бесконтактных платежей стал по-настоящему прорывным: платежи по QR-коду реализовали Kaspi и сервис «Рахмет», технологии бесконтактной оплаты по QR-коду или NFC появились в приложениях Евразийского банка, Сбербанка, АТФБанка, а Народный запустил Garmin Pay. В конце 2018-го Apple Pay предложили шесть банков, в начале 2020-го в Казахстан пришел Samsung Pay, а Народный банк объявил о запуске NFC-платежей для устройств Android в приложении Homebank. Активное внедрение технологий бесконтактной оплаты способствовало тому, что вид человека, оплачивающего смартфоном еженедельный продуктовый закуп в пригородном гипермаркете или проезд в общественном транспорте через QR-код, перестал быть диковинкой.

Хотя позиции наличных до сих пор сильны, особенно в регионах, удобство бесконтактной оплаты с помощью смартфонов и других носимых устройств вкупе с «методом пряника» в виде бонусов от банков приносит результаты. По данным Visa на конец прошлого года, объем транзакций через торгово-сервисные предприятия увеличился на 26%, каждая вторая транзакция проходит в бесконтактном режиме, запускаются проекты и продукты, связанные с новыми способами оплаты.

Для потребителя скорость и удобство становятся главными козырями, и если по этим показателям смартфон или часы обходят пластик, а технические характеристики устройства позволяют совершать платежи, то выбор будет очевиден. Об этом свидетельствует и статистика банков, отмечающих рост числа клиентов, готовых к переходу на цифровые каналы. Количество транзакций с использованием мобильных приложений банков ежегодно растет в 2,5–3 раза, основные направления роста – переводы P2P и использование банковских мобильных приложений для осуществления платежей. А вскоре после внедрения Apple Pay число и объем безналичных операций среди клиентов, начавших пользоваться этой функцией, выросло вдвое.

2019 год показал, что скорость и удобство совершения платежей являются для потребителей главными факторами, и предлагаемые рынком решения должны соответствовать этим ожиданиям. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы будет активно развиваться направление оплаты с помощью смартфонов с NFC, тем более что данную технологию поддерживают не только устройства из флагманских линеек, но и модели среднего ценового сегмента и даже некоторые бюджетные аппараты. Еще одно перспективное направление связано с развитием бесконтактных карточных платежей. В конце прошлого года Народный банк и Visa объявили о предстоящем запуске технологии Tapto Phone, превращающей смартфон с NFC-модулем в POS-терминал без дополнительного оборудования. Покупатели смогут оплачивать покупки с помощью бесконтактных карт, смартфонов, а также носимых устройств. Данное решение идеально для МСБ, поскольку позволяет начать прием платежей быстро и легко, не требуя инвестиций в платежные терминалы.

В целом как у собственно пластика, так и у других платежных форм-факторов главный конкурент один – наличные. Успех в борьбе с кешем заключается в том, чтобы люди нашли удобный канал осуществления платежей. Будет ли это приложение банка с возможностью оплаты через NFC, платежные сервисы или QR-коды – выбор за пользователем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить