Непрерывность бизнеса в условиях «глобального карантина»

6881

Выстроенная комплексная система управления непрерывностью бизнеса позволила Казахтелекому стабильно работать в условиях форс-мажора

ФОТО: архив пресс-службы

Чтобы выстоять перед лицом угроз и быть готовыми к неизвестности, компании должны всегда отвечать на реализовавшиеся риски, быть гибкими и проактивными. Для этого необходимо выстраивать в компании комплексную систему управления непрерывностью бизнеса, принимая её цели на уровне руководства в комплексе с целями корпоративной стратегии.

По мнению ряда экспертов, мир столкнулся с небывалой пандемией, и вызванный ею мировой кризис может стать самым глубоким и затяжным процессом. Резкое сжатие рынков сбыта и разрыв цепочек поставок, массовый переход на режим самоизоляции спровоцировал значительное сокращение бизнеса в разных отраслях.

Значительное падение спроса на нефть и неудачные переговоры ОПЕК+ (в первую очередь невозможность заключения договоренностей между Россией и Саудовской Аравией) вызвали лавинообразное падение мировых цен на нефть. Некоторые страны, такие как Китай и Южная Корея, уже преодолели период карантина и самоизоляции (lockdown) и практически вернулись в ряде отраслей к докризисному уровню загрузки мощностей.

Однако во многих регионах мира распространение вируса по-прежнему набирает обороты, одновременно с этим текущее падение спроса и вероятное значительное изменение привычек поведения людей, скорее всего, приведут к более пологой (затяжной) траектории возврата к докризисному уровню во всем мире.

Для компаний из разных секторов экономики возник целый спектр угроз, однако телеком-компании оказались в самой необычной ситуации. С одной стороны – рост потребности в услугах со стороны потребителей, с другой – падение уровня их платежеспособности. Снижается трафик из офисов, в то же время растет трафик из домохозяйств. Происходит взрывной рост на подключение услуг, с другой стороны - действуют ограничения, связанные с работой в режиме карантина и самоизоляции. В частности, Казахтелеком вынужден был закрыть офисы в 18 городах страны. Таких противоречий много, и, по сути, речь идет о работе в экстремальной ситуации, учитывая тот факт, что от деятельности телеком-инфраструктуры во многом зависит жизнедеятельность страны.

- Бизнес в XXI веке немыслим без информационных технологий. Это мощный двигатель экономики, но в то же время и источник рисков. Непрерывность бизнес-процессов «завязана» на бесперебойности работы ИТ-сервисов. Их отказ грозит в лучшем случае простоями и финансовыми потерями, в худшем — катастрофическими последствиями, - отмечает председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Куанышбек Eсекеев
Куанышбек Eсекеев

Недавнее исследование Gartner о непрерывности бизнеса показывает, что только 12% организаций хорошо подготовлены к воздействию коронавируса. Умные лидеры должны сосредоточиться на том, как они могут наилучшим образом защитить своих людей, обслуживать своих клиентов и стабилизировать непрерывность бизнеса.

В текущей ситуации приоритетами СЕО компании являются защита сотрудников и обеспечение непрерывности бизнеса. Возникает необходимость защиты от снижения выручки, также осуществляются процедуры пересмотра инвестиционных программ, происходит оптимизация оборотного капитала, обновление антикризисного плана и ведется подготовка к проведению стресс-тестирования бизнес-плана и стратегии развития.

- Наш антикризисный план по управлению непрерывностью бизнеса определяет стратегическую и операционную основу для активного повышения устойчивости деятельности компании в условиях пандемии и покрывает инфраструктурные, кибернетические, служебные, деловые, операционные и коммуникационные риски, с которыми она сталкивается, - рассказывает Куанышбек Есекеев.

Эксперты рекомендуют для его успешной реализации четко обеспечить реализацию нескольких ключевых моментов и угроз. Во-первых, отслеживать краткосрочную ликвидность. Нужно внедрить процедуру мониторинга краткосрочных денежных потоков, чтобы иметь возможность вовремя спрогнозировать их сокращение и принять оперативные меры.

Во-вторых, оценивать финансовые и операционные риски и быстро на них реагировать. Необходимо отслеживать признаки роста прямых затрат и рентабельность, чтобы при необходимости быстро начать переговоры по пересмотру договоров.

- Телеком-компании не смогут сейчас, несмотря на то что трафик и нагрузка на сети растут, а значит, растут затраты, повысить цены, учитывая финансовое состояние своих клиентов и партнеров. Следовательно, надо серьезно работать с издержками, - считает Куанышбек Есекеев.

В-третьих, отслеживать факторы, которые могут оказать влияние на потребителей, поставщиков, подрядчиков и партнеров. В частности, можно провести своего рода стресс-тестирование бизнеса поставщика первого и второго уровня, которые могут попасть под удар кризиса. Изучить альтернативные варианты цепочки поставок.

В-четвертых, определить влияние вспышки COVID-19 на бюджеты и бизнес-планы. Следует проверить финансовые планы на устойчивость в различных сценариях, чтобы оценить, какое влияние может оказать кризис на финансовые результаты и как долго он продлится.

- «Казахтелеком» в условиях ЧП пошел на предоставление целого ряда послаблений и дополнительных пакетов услуг клиентам и партнерам, так как наша главная цель во все времена - стать ближе к конечному получателю наших услуг, - отмечает Есекеев.

По его мнению, есть еще ряд угроз, которые стоит принимать во внимание в текущей ситуации. В частности, могут возникнуть проблемы с краткосрочным пополнением капитала для обеспечения непрерывной деятельности. Необходимо комплексно проанализировать операционные затраты, чтобы по возможности сократить все некритичные для бизнеса статьи.

Нужно постоянно оставаться на связи с поставщиками товаров и услуг, чтобы быть готовыми к возможным сбоям в связи с эпидемией COVID-19, понимать их временные рамки и иметь возможность быстро найти альтернативные варианты.

Кроме того, может потребоваться анализ кредитных договоров, невыполнение которых сопряжено с особыми рисками. Важно избежать формальных нарушений условий. Также могут понадобиться консультации с юристами компании относительно ее потенциальных обязательств.

- Первоочередная задача, которая встала перед нами, – обеспечить стабильную работу в новых условиях и защитить сотрудников. Мы создали оперативный штаб из необходимых специалистов, который круглосуточно мониторит ситуацию и принимает необходимые решения и меры, - рассказывает Куанышбек Есекеев.

По его словам, штаб реализует план по противодействию негативным последствиям эпидемии – как по защите сотрудников, так и по обеспечению стабильности работы компании. В ситуации, когда о физическом прибытии клиентов в офисы компаний не могло быть и речи, АО «Казахтелеком» оперативно перевело эту работу в онлайн-формат, закрыв на время офисы в 18 городах Казахстана.

- Мы были вынуждены в кратчайшие сроки перестроиться на обслуживание через цифровые каналы, - констатирует глава АО «Казахтелеком».

С 16 марта 2020 года компанией были запущены каналы в мессенджерах WhatsApp business, Telegram, Jivosite - онлайн-помощник на сайте telecom.kz и новый личный кабинет на сайте telecom.kz.

- При этом, если обычно на создание верифицированного бизнес-аккаунта WhatsApp Business по всем правилам Facebook уходит около 2-3 недель, наши специалисты обеспечили верификацию за 5 дней, - подчеркивает Куанышбек Есекеев.

Перевод работы с клиентами в «цифру» позволил компании увеличить рабочий день таких офисов. Режим их работы - ежедневно с 8:00 до 23:00, без выходных и праздников. Это и позволило справиться с выросшим в 7 раз количеством обращений от клиентов. В период ЧП ежедневно через цифровые каналы обслуживается до 2,5 тыс. абонентов. Всего за апрель в онлайн-каналах было обслужено 80 000 абонентов.

Кроме того, задачи штаба - это прежде всего контроль за исполнением медицинских рекомендаций, в частности, за реализацией санитарно-гигиенических норм в условиях карантина. А также определение минимально необходимого количества персонала. Штаб рассчитал, какое минимальное количество работников непосредственно необходимо компании для обеспечения работы на местах, а какое количество сотрудников можно перевести на режим удаленной работы.

- Например, обслуживание в онлайн-каналах показало, что нам необязательно иметь большое количество офисов в городах, и нами было принято решение по перераспределению работников. В марте – апреле в онлайн-каналах ежедневно работало 90 сотрудников, а с 1 мая количество операторов увеличено до 120 человек, - рассказал Куанышбек Есекеев.

В АО «Казахтелеком» был создан оперативный кадровый резерв, то есть возможность в случае необходимости (например, болезни) оперативно заменить сотрудников на рабочих местах, для того чтобы не пострадал производственный процесс. Кроме того, в компании успешно решили вопросы, связанные с технической поддержкой всех инструментов, используемых сотрудниками для дистанционной удаленной работы, и обеспечили их необходимым оборудованием. А также проработали все возможные негативные сценарии и соответствующие планы ликвидации последствий.

- В целом в рамках комплексной системы управления непрерывностью бизнеса мы сумели обеспечить стабильную работу компании. АО «Казателеком» продолжит и дальше в штатном режиме предоставлять свои продукты и услуги клиентам и партнерам, - считает Куанышбек Eсекеев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить