Зачем стартап What3Words поделил всю планету на участки по 3 м

11117

Миллиарды людей смогут наконец-то получать посылки на дом, если мир примет «умную» систему адресации от What3Words

Стартап Криса Шелдрика разделил земной шар на сеть крошечных квадратов, в том числе и этот маленький кусочек в лондонском Гайд-парке.
Фото: Levon Biss for Forbes
Стартап Криса Шелдрика разделил земной шар на сеть крошечных квадратов, в том числе и этот маленький кусочек в лондонском Гайд-парке.

В быстрорастущем пригороде за пределами Нью-Дели молодая женщина вызывает розовое мототакси с помощью приложения Bikxie. Запущенное в январе, оно обладает элементом новизны: женщины-водители подвозят женщин-пассажиров. Вскоре появится еще одна уникальная черта. Пользователям приложения из города Гургоан, где масштабное строительство породило хаос в определение местонахождения, не будет необходимости знать адрес. Вместо этого, рассказывает основатель Bikxie Дивиа Калиа, пассажиры будут просто вводить три обычных слова, определяющих участок площадью 9 кв. м, где им нужно выйти. К примеру, вход в офис Bikxie в Нью-Дели определяется словами «Артишок. Рекрутер. Выдыхать». Находящийся за пределами Индии офис Forbes в Нью-Джерси – «Золото. Моргать. Мякоть». А парадный вход в Белый дом – «Длина. Хватать. Факел».

Bikxie получает эти данные из унифицированной мировой адресной системы, разработанной компанией с очень подходящим названием – What3Words. Стартап родом из Лондона запущен в 2013 Крисом Шелдриком, бывшим музыкантом и организатором мероприятий, который разделил всю планету на квадраты размером три на три метра и присвоил каждому три слова. Цель – облегчить поиск домов более половины человечества, живущего в плохо идентифицированных регионах, таких как большинство городских трущоб. Или тем 4 млрд людей, у которых нет адреса в принципе. В большей части Коста-Рики, к примеру, нет названий улиц или номеров домов.

- В некоторых странах почтовой доставки на дом просто не существует, – рассказывает Шелдрик. – Люди описывают место жительства примерно так: «Я живу за желтым фонарным столбом около кофейни».

В фавелах Рио-де-Жанейро местная компания по доставке почты Carteiro Amigo уже использует What3Words, чтобы находить нужные дома. Национальная почтовая служба Монголии подписалась на пользование системой в мае прошлого года для помощи в доставке посылок своим 3 млн жителей. Водители из Direct Today Couriers (Великобритания) взяли ее на вооружение и с января сократили количество неудачных доставок на 83%. What3Words получил $14,5 млн от инвесторов вроде Intel Capital и Aramex, ближневосточного аналога FedEx, который обратился к крупным местным ретейлерам с просьбой добавить адрес по этой системе на страницу оплаты. В общей сложности более 250 предприятий используют What3Words во всем мире, хотя разработка до сих пор не приносит прибыли.

35-летний Шелдрик хочет, чтобы What3Words стал мировым стандартом, всесторонним решением проблемы с адресами, на которую некоторые правительства, например Ганы, пытались найти ответ, но безуспешно. Он основал компанию после того, как некоторые из его музыкантов заблудились в итальянских деревушках и пропустили свои выступления. Знание координат не помогло решить проблему. Перепутайте одну из 18 цифр, и вы можете оказаться за 20 миль от нужного места назначения.

В январе 2013 Шелдрик приступил к обсуждению вопроса с Джеком Уоли-Коэном, своим старым другом по шахматной команде из Элтона, элитной британской школы-интерната.

- Если бы кто-нибудь смог упростить GPS-координаты, – вспоминает он свои слова, произнесенные за чашкой чая в лондонской квартире. – Нужна была последовательность, в идеале из трех значений, что-то, что каждый мог бы запомнить.

Слова соответствовали установленным требованиям. Товарищи разделили земной шар на 57 трлн квадратов, для определения которых понадобилось 40 тыс. разных слов. Изобретатели присвоили короткие слова местам, расположенным на суше, и более длинные тем, что находились на воде.

Чтобы превратить умную идею в бизнес, Шелдрик отказался от подхода «открытого кода», которого придерживались некоторые другие предприятия из этой сферы, вместо этого сделав выбор в пользу защищенных патентами алгоритмов и присвоений слов. Его команда упаковала формулу в файл размером 10 Мб, что позволяет любой компании легко встраивать разработку в свои собственные приложения, управлять ими со своих серверов и использовать в районах, где нет покрытия сотовой связью.

Перед Шелдриком сейчас стоит несколько задач. Одна из них – привить людям абсолютно новый способ определения локаций. Это большая задача.

- Существует несколько платформ, которые помогают изменить шаблоны поведения людей, – говорит Шелдрик, отмечая, что и Airbnb сначала показался странным сервисом, но сейчас стал незаменимым помощником в путешествиях. – По мере того как вы убеждаете все больше компаний внедрить вашу идею, она становится привычной. Мы ведем переговоры со всеми крупными логистическими игроками мира.

Корпоративные клиенты, такие как Aramex, играют важнейшую роль в том, чтобы убедить другие компании использовать малоизвестную систему. (Шелдрик не говорит, сколько людей уже это делают.) Однако перспективы применения What3Words для роботизированных доставок захватывающи.

- Когда Amazon объявил о начале тестирования дронов, в моей голове сразу завертелись винтики, – вспоминает Шелдрик.

Еще одна важная задача – зарабатывать деньги. Шелдрик не раскрывает информацию о том, во сколько обходится клиентам использование его системы или о размере валового дохода, но Forbes подсчитал, что за первые три года деятельности стартап заработал немногим меньше $1 млн. What3Words лицензирует доступ к своей формуле, которая конвертирует GPS-координаты в адреса из трех слов. Некоторые пользователи доплачивают определенные суммы, чтобы разместить формулу внутри собственной системы, так, чтобы, например, не приходилось узнавать нужный адрес в интернете.

Не все считают эту систему необходимой. Starship Technologies, эстонский стартап, который координирует роботов, самостоятельно осуществляющих доставки для компаний в Великобритании, Германии и Швейцарии, недавно встретился с What3Words.

- Роботы не понимают адресов, – объясняет операционный директор Starship Алан Мартинсон. – Мы могли бы использовать систему What3Words как часть адреса, но для этого она должна быть широко используема.

Оснащенные сенсорами роботы Starship уже создают свои собственные карты городских улиц, как это делают машины Google Street View. Дроны Amazon тоже могут это делать.

Как бы то ни было, стартап не может долго оставаться независимым.

- Через несколько лет What3Words станет идеальным кандидатом для покупки, – считает Мартин де Вевер, основатель Force Over Mass Capita, недавно вложившийся в компанию. В качестве потенциально заинтересованных лиц он видит Google, Apple или Amazon. – Они могут полностью интегрировать эту систему со своими существующими картографическими технологиями. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить