На сферу туризма в РК приходится 1% всех электронных платежей

5706

Перспективы рынка продажи туристических услуг через интернет в Казахстане оценили для Forbes.kz эксперты аналитического департамента компании Abacus Central Asia

Гостиницы, авиабилеты, экскурсии, автомобиль в прокат и даже столик в ресторане в любом уголке мира можно забронировать с помощью сайтов систем бронирования. Рынок онлайн-путешествий во всем мире развивается бурными темпами и оценивается сегодня в $300 млрд. Основная доля приходится на США, где более 60% всех туристов предпочитают самостоятельное бронирование и покупку билетов и отелей.

Всплеск онлайн-туризма в США пришелся на середину 90-х, затем он захлестнул страны Западной Европы, Южную Америку, Юго-Восточную Азию. В мире много стран, где более 50% путешествий бронируются онлайн — Канада, Великобритания, Германия, Австралия. В США и Западной Европе соотношение онлайн- и офлайн-представительств туристических компаний уже достигло 4:1, и доля онлайн-рынка продолжает расти. Позитивные тенденции наблюдаются и в России, где рынок онлайн-путешествий растет неплохими темпами - до 33% в год. По данным независимого аналитического агентства Rutramarin, рынок онлайн-туризма России на конец 2013 оценивался в $8,3 млрд. Ожидается, что к концу 2014 он перешагнет отметку в $10 млрд. По другим данным, доля онлайн продаж в России составляет не более $ 3 млрд, или 5% от всего объема продаж туруслуг.

Казахстанский же рынок онлайн-туризма пока значительно отстает: в РК через интернет продается не более 8-10% авиабилетов. По данным Национального банка РК, в 2013 объем интернет-платежей составил 265,4 млрд тенге. Рост по сравнению с 2012 - 81,5% (119,2 млрд тенге), но на сферу туризма приходится не более 1% от общей суммы онлайн-платежей.

Основная часть онлайн-туризма приходится на Алматы и Астану, где выше число пользователей, уровень благосостояния и просвещенности населения в сфере IT. Жители других регионов страны при планировании путешествий пользуются онлайн-сервисами значительно реже.

Что касается сервисов по бронированию туристических услуг, то самый крупный сегмент туристического рынка онлайн-продаж Казахстана – продажа авиа- и железнодорожных билетов. Здесь присутствует достаточно игроков: flight.kz, aviata.kz, aviabilet.kz, aviaticket.kz и др., но основными все-таки являются сайты компаний Air Astana и «Казахстан Темир Жолы». На обе компании в 2013 пришлось суммарно $120 млн. Так, «дочка» «КТЖ», компания «Пассажирские перевозки» в 2009 реализовала онлайн 3738 билетов, в 2010 – 26 258, в 2011 – 128 736. Помимо этого, в 2011 появилась сеть транзакционных терминалов (ТТС), которые позволяют пассажиру в режиме самообслуживания не только покупать билет, но и распечатывать заказанные ранее по интернету билеты. В результате в 2012 АО «НК «КТЖ» продало электронным способом 1 млн билетов.

Скандалы, возникающие в туристической индустрии, последний из которых – крах крупнейшего оператора страны «Гульнар Тур», подрывают доверие к офлайну и заставляют часть путешественников переходить в онлайн. Этим летом многие казахстанцы поняли, что оплата наличными в офисе турагентства не дает гарантию благополучного отпуска.

Впрочем, многие по-прежнему не торопятся совершать интернет-платежи, опасаясь нарваться на мошенников. Ну и, конечно же, нужно учесть тот факт, что в Казахстане вообще массово пользоваться интернетом начали не так давно недавно. Рядовой казахстанец начинает покупать онлайн лишь через 3—5 лет после начала активного пользования глобальной сетью.

Есть и другие проблемы: слабая информатизация туристических объектов и неразвитость соответствующих онлайн-сервисов в Казахстане, дефицит предложений, несовершенство законодательства в этом вопросе. Конечно, с развитием информационных технологий, ростом числа пользователей, доверия к онлайн-продажам и уровня интернет-грамотности ситуация будет меняться. Однако в целом онлайн-туризм в Казахстане будет развиваться активно только тогда, когда будет расти доля населения, способная позволить себе путешествовать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить