На пути к 5G

11080

«Казахтелеком» начал подготовительные работы для развёртывания сетей пятого поколения в Казахстане

Нурлан Мейрманов.
Нурлан Мейрманов.

На прошедшей в марте конференции Mobile World Congress 2018 в Барселоне компания «Казахтелеком» представила ряд проектов. Подробно об этих инициативах рассказал управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

F: Начнем по порядку: расскажите про IoT (Internet of Things, Интернет вещей) в масштабах отдельных лиц и в масштабах города. Другими словами – про Smart home и про Smart city.

- Продукты наших проектов IoT подготовлены для всех сегментов рынка. Для частных пользователей – это в первую очередь видеокамеры, датчики движения, датчики открытия дверей и окон, сенсоры дыма, температуры и влажности. Использование этих датчиков вкупе с облачными технологиями и является системой «умный дом». Пользователям этой системы доступно мобильное приложение как для iOS, так и для Android, чтобы они могли в режиме реального времени просматривать видеопоток с видеокамер в квартире или считывать информацию с различных сенсоров. Сама платформа может обслуживать до 5 млн устройств и до одного миллиона уникальных пользователей.

Если говорить о макроуровне, то здесь нашими клиентами могут выступать как частные корпорации, так и государство в лице некоторых государственных органов и бюджетных учреждений. В частности, используя сеть на базе технологии LORA, мы реализуем «умный город». Концепция примерна такая же: миллионы датчиков, данные с которых стекаются в один центр и обрабатываются с целью улучшения качества жизни в отдельно взятом населенном пункте. В этом направлении мы активно работаем над системами smart metering (умный сбор показаний с приборов учёта), которые учитывают объёмы использования городских ресурсов – например воды, газа и так далее. Второе активное направление – это smart lightning (умное освещение).

F: Поясните следующий момент – M2M (machine-to-machine) в рамках проектов "Казахтелекома" относится больше к AI (Artificial Intelligence – искусственный интеллект) или к Big Data (большие данные)? И в какой мере эти направления представлены в проектах "Казахтелекома"?

- Технологии и решения M2M направлены не только на подключение машин и конечных устройств к Интернету. Основную ценность этих подключений несет обработка и анализ собранной информации. К примеру, при сборе показаний с датчиков получаемая информация может быть использована как для начисления платежей, так и для анализа на предмет фрода (F — fraud с англ. – мошенничество) или возможных утечек ресурсов.

То есть в комбинации с механизмами Big Data решения IoT представляют бóльшую ценность для пользователей. При этом в долгосрочной перспективе существует потенциал для применения инструментов AI к решениям IoT, когда управление конечными устройствами и машинами будут приниматься на базе механизмов искусственного интеллекта.   

F: Расскажите про облачные технологии и использование SDN-сетей. Для чего это делается? Какую выгоду от использования этих технологий получат пользователи?

- Облачные технологии SDN, а также технология виртуализации сетевого оборудования NFV создают технологическую основу для реализации сервисов нового типа, так называемых цифровых сервисов. С цифровыми сервисами каждый из нас хорошо знаком на примере услуг, предоставляемых социальными сетями, интернет-компаниями, разработчиками приложений для смартфонов и так далее. Подобные сервисы создаются в огромном количестве, быстро и чутко улавливая изменения в пользовательских предпочтениях и мгновенно внедряя технологические новинки.

Такие компании крайне гибки ввиду того, что они изначально основаны на программных технологиях, которые не сдерживаются и не ограничиваются какими-либо аппаратными особенностями вычислительных или сетевых ресурсов.

В то же время телеком-бизнес строился изначально на принципах, сформированных для реализации высоконадёжных единичных сервисов массового потребления: фиксированная телефония, передача данных предприятий, доступ в интернет, мобильная связь, IPTV.

И вот теперь эра традиционных телеком-сервисов постепенно заканчивается, а с ней неминуемо близится к закату и традиционный телекоммуникационный бизнес. Поэтому сейчас так много говорят про цифровую трансформацию, которая по сути означает то, что традиционная бизнес-модель телеком-оператора трансформируется в модель, заимствованную у IT-компаний, создающих цифровые сервисы. Однако для того чтобы так же гибко и массово создавать собственные цифровые сервисы, операторам нужна новая технологическая основа, позволяющая создавать услуги программными средствами без каких-либо аппаратных сдерживаний.

Такой технологической платформой и являются облачные технологии, SDN и NFV. То есть данные технологии используются для того, чтобы оператор имел возможность предоставлять услуги на базе своих телекоммуникационных и вычислительных ресурсов, сервисных платформ (телефония, ТВ/видео), самостоятельно или в партнёрстве с другими операторами, облачными провайдерами и провайдерами интернет-приложений.

Для абонентов это означает многообразие услуг, предлагаемых операторами, которые могут легко комбинировать различные компоненты (голос, видео, анимация, AR/VR, IoT, геолокация) и встраиваться в приложения, например в социальные сети или в мобильные приложения. Сервисы легко можно будет подключать, изменять в реальном времени в режиме самообслуживания. Оператор же станет платформой, на которой независимые разработчики и бизнес-партнёры будут создавать самые замысловатые, немыслимые и технологически насыщенные приложения, как это происходит сейчас с мобильными приложениями.

Кроме того, многие цифровые сервисы операторов войдут в зону услуг, создаваемых предприятиями и организациями других отраслей: транспорт, умные города, здравоохранение, государственные услуги и многое другое. И всё это станет возможным благодаря переходу операторов на облачные технологии, SDN и NFV. Более того, новые технологии, такие как 5G, изначально разрабатываются с учётом их обязательного использования операторами данных.

F: Хотелось бы узнать о системе видеонаблюдения компании. На данном этапе подключено порядка 17 тыс. видеокамер в 9 тыс. домов в Алматы, Шымкенте и Астане. Как я понимаю, это не предел. В целом какой процент домов в вышеуказанных городах вы планируете охватить?

- Первый этап проекта был направлен на подготовку инфраструктуры в 9 тыс. подъездах и подключение 18 тыс. видеокамер к платформе облачного видеонаблюдения.  Сама платформа обеспечивает сбор и хранение видео с камер, установленных по территории всей страны. Преимуществом подобных решений является онлайн доступ к видео со смартфона и других устройств посредством мобильного приложения «KT Cam» и веб-портала video.telecom.kz.

Кроме того, предусмотрена возможность просмотра архивных видеозаписей с длительностью хранения до 7 суток. Эти данные надёжно защищены в специальных центрах, а также интегрированы с центрами операционного управления правоохранительных органов.

До конца этого года мы планируем подключить к этой системе ещё 34 тыс. видеокамер в более чем 17 тыс. подъездах. Естественно, мы ожидаем, что подобные системы помогут снизить уровень преступности, в том числе будет способствовать снижению административных правонарушений — оставленный мусор, вандализм в подъездах и так далее.

F: Расскажите, пожалуйста, про проект Smart Connectivity. Какие преимущества этот проект несет для клиентов компании?

- Платформа Smart Connectivity планируется для запуска услуг IoT на базе существующих сетей GSM/LTE, которую использует Tele2/Altel (F– дочерняя структура АО «Казахтелеком»). Она будет иметь широкий функционал, который включает: SIM management, connection management, device management и прочее.

К этой платформе будет возможно подключение широкого спектра IoT-девайсов, начиная от носимых устройств (wearables) до GPS-трекеров в автотранспорте. Подобная система помогает для реализации геолокационных решений для сегментов B2C, B2B и B2G.

В частности, если у логистической компании имеется целый ряд SIM-карт на различных автомобилях, то эта платформа позволяет им проще управлять всеми абонентами, используя одну систему. Подобные решения могут помочь и таксопаркам, и компаниям по перевозке пассажиров на автобусах и так далее. Эти системы не просто помогут отследить их местонахождение, но и ведут учёт расхода топлива, фиксируют скорость движения и так далее, и все это можно изобразить на ГИС-карте. Очень удобно и просто.

Другой пример, это device management, который позволяет управлять устройствами удалённо. К примеру, если поставщику медицинских устройств, например пульсометров, необходимо удалённо заменить прошивку на устройствах или мониторить местонахождение пользователя (пациента), наша платформа может предоставить такой функционал. И таких кейсов может быть множество, а Smart Connectivity является универсальной площадкой для реализации различных решений IoT в зависимости от поставленных задач.

F: Помимо презентации проектов на этом форуме, как сказано в СМИ, руководство компании провело ряд переговоров с международными партнерами. Расскажите, пожалуйста, с кем проходили встречи и о чем удалось договориться?

- Действительно, на выставке мы провели большое количество встреч. Тематика была различной: от обсуждения деталей некоторых новых технологий до обсуждения партнёрства, к примеру, с ОТТ-провайдерами. Среди участников, с которыми проводились встречи, есть очень известные: Nokia, ECI, Coriant, Huawei, Cisco, Juniper. Также много встреч было с компаниями, работающими в области виртуализации и программирования сетей: Mavenir, Canonical, Amdocs, Inocybe, Barefoot. Сейчас со всеми обсуждаем возможности сотрудничества.

F: В целом, в рамках форума, какие идеи или технологии вы заметили у своих коллег и хотели бы внедрить/имплементировать в Казахстане? Почему?

- Сейчас происходит довольно много технологических изменений в телеком-отрасли. В числе таких новинок можно выделить: переход на 5G; освоение миллиметрового диапазона (– диапазон радиоволн, при котором возможно значительное повышение скорости передачи), в рамках того же 5G для фиксированного доступа и мобильной связи; повышение скоростей до Гбит/с и выше на традиционных средах передачи (медная пара, коаксиальный кабель); дезагрегация оборудования и переход на открытое ПО и оборудование, разработанное по открытым спецификациям.

Нас, как оператора фиксированной связи, на MWC-2018, в числе прочих, интересовали беспроводные технологии, которые сочетали бы в себе максимум ценных качеств для реализации высокоскоростного и недорогого фиксированного беспроводного доступа: использование миллиметрового нелицензируемого диапазона с довольно широкой (в несколько ГГц) полосой частот, а именно диапазона 60 ГГц, готовность технологии радиодоступа к 5G, использование недорогого оборудования, разработанного по открытым спецификациям, а значит, не привязанного к конкретному производителю.

Следует признать, что сочетание всех этих характеристик на MWC практически не встречалось. И тем интереснее было увидеть на стенде Deutsche Teleсom именно такое решение, с использованием оборудования, созданного по открытым спецификациям TIP (Telecom Infrastructure Project), стоимость которого, по данным оператора, намного ниже существующих решений, к тому же существенно уступающих в скорости абонентского доступа.

F: Насколько я знаю, в планах компании также есть цель увеличить длину оптической сети на 20 тыс. км. Скажите, каков этот показатель по компании и по стране? В каких регионах/городах планируется нарастить эту сеть? И сколько пользователей получит доступ к высокоскоростному интернету благодаря увеличению сети?

- Действительно, в рамках проекта «Организация услуг ШПД по технологии ВОЛС в сельские населённые пункты РК» планируется строительство волоконно-оптических линий связи до сельских населённых пунктов общей протяжённостью порядка 20 тыс. км. Это очень масштабный проект для Республики Казахстан, он разрабатывается в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан». Для сравнения, в настоящее время общая протяжённость магистральной ВОЛС "Казахтелекома" составляет порядка 25 тыс. км. Проект направлен на строительство ВОЛС до 1249 сельских населённых пунктов, у которых в настоящее время отсутствует наземная оптическая инфраструктура и в которых проживает порядка 2,4 млн человек.

F: Каковы планы компании относительно внедрения 5G сетей? Честно говоря, в Казахстане далеко не везде есть покрытие 4G, и, как вы считаете, насколько экономически целесообразно внедрять 5G в ближайшие год-два?

- Как известно, качество покрытия зависит от уровня инвестиций. И хотя у 5G лучшие характеристики утилизации частотного ресурса, в целом эта проблема остаётся. Ситуация в случае с 5G ухудшается ещё и тем, что для повышения скоростей и при переходе на более высокие частоты (миллиметровый диапазон) требуется существенно бóльшее количество антенн. Здесь мы умышленно не говорим о количестве базовых станций, так как в 5G предусматривается дезагрегация базовых станций с целью минимизации затрат на антенные устройства. Но даже в случае дезагрегации затраты на обеспечение 5G покрытия существенно превышают аналогичные затраты в случае с 4G.

Кроме существенного инфраструктурного уплотнения возникают и новые задачи, связанные с переходом на SDN/NFV и облачные технологии. Таким образом, операторы мобильной связи стоят перед решением сложных задач привлечения значительных инвестиций в расширение инфраструктуры радиодоступа и в создание распределённой облачной инфраструктуры.

Весь этот клубок проблем внедрения 5G операторами мобильной связи, как показывает практика, наиболее эффективно с финансовой и технологической точки зрения может быть решён с помощью инфраструктурного оператора, которым, как нам кажется, с учётом наших инфраструктурных возможностей и SDN/NFV-трансформации, вполне мог бы стать «Казахтелеком».

Если говорить об экономической целесообразности внедрения 5G в ближайшие год-два, то в этот период возможна практическая реализация 5G в виде фиксированного беспроводного доступа. Однако для того чтобы 5G полноценно был внедрён через два года, должна быть проделана очень большая подготовительная работа. Так что скорее уместно говорить не о целесообразности, а о возможности внедрения 5G в ближайшие год-два.

Мы сейчас находимся в самом начале этого пути, и нам предстоит решить ещё очень много как организационных, так и технологических вопросов. Однако мы, как претендент на роль инфраструктурного 5G-провайдера, а впоследствии и 5G-слайс-брокера, готовы пройти свой путь по созданию необходимой для 5G оптической и облачной инфраструктуры и создать таким образом условия для быстрого запуска и интенсивного развёртывания 5G сетей разными операторами мобильной связи.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить