На IT-рынок Казахстана пришел сильный и амбициозный игрок

31173

В этом мы убедились, поговорив с CEO компании BTS Digital Нуртаем Абилгалиевым

Нуртай Абилгалиев
ФОТО: архив пресс-службы
Нуртай Абилгалиев

IT-бизнес на пользу людям

Нуртай, расскажите, пожалуйста, чем занимается компания BTS Digital?

- Мы работаем на стыке технологий и бизнеса, а наша миссия - разрабатывать цифровые продукты, которые улучшают жизнь людей. В портфеле есть, к примеру, суперприложение Aitu, городские сервисы Aitu City, маркетплейсы Onay Bazar, Happy Food, Dosmart.kz, финтех-проекты, цифровое удостоверение личности Digital ID и еще ряд проектов. Нам важно, чтобы это были устойчивые и полезные продукты, которые не только имеют финансовую ценность, но и дают значимый социальный эффект. Уже несколько проектов вышли на рынок, их начинают замечать пользователи, растет количество клиентов, а мы постепенно открываемся для партнерства. Строим открытую экосистему и приглашаем бизнес к сотрудничеству.

BTS Digital – очень молодая команда. Нам всего два года. В самом начале стояла задача - собрать лучшую команду на рынке. И сейчас в Нур-Султане у нас работают более 300 человек – опытных айтишников и менеджеров. За второй год мы провели большое количество экспериментов и вывели на рынок сразу несколько продуктов.

В digital-бизнесе, как известно, нужно достичь критической массы пользователей, после чего продукт начинает расти органически. И моя задача номер один – достичь этой точки как можно скорее.

За счет каких средств инвестируется компания и ее проекты?

- Мы работаем через дисциплинированный инвестиционный механизм: BTS Digital – одна из портфельных компаний фонда BTS Digital Ventures. Среди его основных акционеров - группа ERG. Для каждого проекта проводятся исследования, утверждаются бизнес-кейсы и сроки, когда наши продукты будут окупаемы. И хотя все проекты в первую очередь имеют социальную направленность, мы ожидаем, что они будут зарабатывать.

Что собой представляет бизнес компании?

- У нас широкое поле деятельности, потому что мы анализируем разные сферы и в первую очередь отталкиваемся от того, что нужно людям. Первое наше направление – платформа Aitu, которая включает в себя мессенджер, сообщества и контент-каналы, а также полезные приложения и сервисы, встроенные в Aitu Apps.

Второе направление – это финтех. В этой области есть интересные решения: единая система электронных платежей Касса24, у которой более 15 000 своих и партнерских терминалов по всему Казахстану, и онлайн-кошелек Aitu Pay.

Третье направление – e-commerce. Оно представлено несколькими сервисами, которые работают в сфере продуктов питания. Сегодня в мире это самое отстающее направление в электронной торговле, но потенциал у него огромный.

Четвертое направление – продукты для улучшения городской среды Aitu City. Пятое - B2В-продукты. Например, система цифровой идентификации Digital ID, у которой есть все шансы стать цифровым удостоверением личности. Или же конструктор ботов - Lime, который автоматизирует для бизнеса взаимодействие с клиентами. Помимо этого, мы разрабатываем и другие продукты, которые помогают решать социальные задачи казахстанцев. В целом мы открыты к сотрудничеству и партнерству с бизнесом. Все наши проекты предполагают работу с партнерами, и нам есть что предложить.

Какие услуги или проекты вы можете предложить партнерам?

- Например, система цифровой идентификации Digital ID, хорошо показавшая себя в eGov, может принести пользу и коммерческим компаниям из финансовой сферы, операторам связи, системам шеринга. Задача-минимум – обезопасить бизнес от мошенников и систематизировать процесс регистрации пользователей. Задача-максимум – помочь бизнесу полностью перейти в онлайн, сократить расходы и увеличить прибыль. Этому же способствует и маркетплейс Onay Bazar, который помогает производителям сократить путь до клиента и отказаться от посредников. Таким образом, бизнес сможет продавать продукцию по выгодной цене, а покупатели - экономить.

Помимо этого, в Aitu есть специальная платформа для бизнеса Aitu Apps. По сути это конструктор внутри приложения, благодаря которому мы можем бесплатно интегрировать любой бизнес в площадку. Пользователи получат дополнительный функционал и пользу, а бизнес – новый канал продвижения без вступительных взносов и абонентских плат. Работает система так: мы размещаем ваш бизнес в приложении, сами настраиваем таргетированную и контекстную рекламу и начинаем приносить вам новых клиентов. На данный момент речь идёт об аудитории около 150 тысяч активных пользователей, которая продолжает расти.

У нашей компании много продуктов. У каждого своя аудитория, задачи и функции. Но вместе они образуют единую экосистему, задача которой – сделать жизнь и бизнес пользователей проще.

Какими коммерческими проектами компания сейчас занимается?

- В «чистом» финтехе мы активно развиваем один из наших главных продуктов – Касса24. У проекта более 9 тысяч собственных терминалов по Казахстану и порядка 5500 партнеров, использующих наше программное решение. На базе продукта планируется развивать удобные цифровые решения, которые увеличат финансовые возможности казахстанцев. При этом нам важно, чтобы эти решения были простыми и доступными. Не сложнее, чем WhatsApp.

Многие думают, что банковские услуги уже охватили всю страну. Однако это не так. Если объективно проанализировать рынок, можно понять, что в регионах все иначе. Например, в населенных пунктах, где проживает меньше 30 тысяч человек, проникновение банкоматов и банковских отделений очень низкое. Поэтому жители таких городов и сел, получив зарплату на карту, стараются сразу обналичить все деньги. При помощи терминалов и мобильного приложения Aitu Pay мы хотим, чтобы жителям регионов были доступны современные финансовые решения. Тогда они получат доступ к кешбэкам, скидкам, акциям и многому другому.

В направлении e-commerce активно развиваются наши маркетплейсы Onay Bazar и HappyFood, а также проект Dosmart, который работает на стыке e-commerce и финтеха. Помимо этого, есть интересный продукт – Aitu City. Благодаря ему пользователи смогут сообщить в специальные службы о каких-то городских проблемах: отсутствующих канализационных люках или перекрытому проходу для пешеходов. Для этого достаточно сделать фото на смартфон и отправить его в приложении – и проблему исправят.

Вообще, платформа Aitu – это ядровой продукт, созданный для коммуникации людей. Сейчас мы позиционируем его как платформу, благодаря которой казахстанцы смогут покрыть все повседневные нужды: общение, потребление контента, взаимодействие с бизнесами (например, заказ еды, покупка техники), обучение, работу на удаленке и даже получение медицинских услуг.

Часть функционала еще разрабатывается, но о многом мы уже можем говорить открыто. Например, функционал мессенджера включает все, что есть в популярных аналогах: удобные сообщения, аудио- и видеозвонки, сообщества по интересам, контент от известных блогеров и медиаплощадок.

Помимо этого, в Aitu можно создавать ботов. Например, недавно мы разработали бот-сервис для выпускников школ, которые сдают ЕНТ. Функционал позволял один раз ввести ИИН, а затем получать всю необходимую информацию: время и место тестирования, результаты теста, информацию по распределению грантов и оценку своих шансов поступить на бесплатной основе. Благодаря сотрудничеству с МОН, в мессенджере также появились официальные каналы директоров и преподавателей, а также расписания онлайн-занятий во время карантина.

Почему вы запустили именно эти проекты?

- Как я уже говорил, мы много экспериментировали и продолжаем это делать до сих пор. За время работы мы развивали порядка пятидесяти проектов. Часть из них умерла, часть нужно доработать, а часть уже начала генерить результат и показывать большие цифры. Мы распробовали на вкус, что значит обслуживать миллионы пользователей, и это очень приятное ощущение.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что мы выбрали данные направления, так как считаем каждое из них перспективным, а также дополняющими друг друга. И мы планомерно движемся к исполнению нашей стратегии – найти и прочно занять свои ниши в цифровом мире, создав тем самым экосистему продуктов.

Вы предполагаете масштабировать свои продукты?

- Казахстан для нас – стартовая площадка. Мы создаем и обкатываем в стране цифровые продукты, оттачиваем сервис и получаем важнейший практический опыт. А следующий этап - развитие продукта на новых рынках, где есть свободные ниши.

Готовы ли вы рассмотреть продажу продуктов?

- Наш бизнес, как правило, проходит несколько стадий: вначале в продукт инвестируют, собирают команду, создают собственно сам продукт, получают клиентов и долю рынка, а потом продают. Пока мы еще не проходили финальную стадию, но я не исключаю, что это может произойти в будущем.

Карантин как мотиватор

Как пандемия коронавируса повлияла на бизнес?

- Нам повезло, что мы IT-компания, и для того, чтобы обеспечить бесперебойный производственный процесс, нам нужна только розетка и интернет. Мы быстро перешли на удаленную работу, гораздо раньше многих компаний. Стало проще организовывать онлайн-встречи, а у разработчиков появилось больше времени на работу, потому что их стали меньше отвлекать.

Да, сначала не хватало живого общения, но эффективность работы повысилась, а наши продукты получили шанс стать максимально полезными именно в карантин. Мы специально анализировали, как помочь людям жить и эффективнее работать в период ЧП, поэтому казахстанцам особенно помогли наши сервисы, маркетплейсы и доставка продуктов на дом.

В середине марта, когда в стране объявили режим ЧС и ввели карантин, сильно выросла нагрузка на маркетплейсы. Например, в столичном сервисе доставки продуктов Onay Bazar спрос за это время увеличился в 2 раза от пиковых показателей, а команде пришлось оперативно масштабировать сервис: запускать его в Алматы и Павлодаре, подключать новых партнеров и расширять ассортимент с 9 до 50 позиций. В сервисе Happy Food спрос увеличился в 2,5 раза и даже сейчас остается выше, чем до карантина. Обеим командам также пришлось увеличивать штат, чтобы справиться с нагрузкой. Конечно, в пиковые нагрузки пришлось туго, но в этом и прелесть IT-проектов – только в таких условиях ты можешь максимально эффективно протестировать продукты и сделать их лучше.

Расскажите подробнее о проектах, которые запустила компания за время карантина.

- В прошлом году запустили инфраструктурный продукт – электронное удостоверение личности Digital ID. Он нашел свое применение именно во время ЧП. Когда ЦОНы начали закрываются, многие люди, у которых не было электронных ключей (ЭЦП), потеряли возможность взаимодействовать с государством. Нам удалось в короткие сроки – буквально за неделю – подключить этот продукт к порталу электронного правительства. Таким образом, мы дали государству возможность удаленно выдавать гражданам ЭЦП. Это стало спасением для многих. По итогам мая было выдано около 650 тысяч электронных ключей.

Также за несколько дней мы запустили сервис приема заявок на получение компенсации 42500.enbek.kz, которым в общей сложности воспользовались более 4 миллионов пользователей. За время карантина сервис обработал больше 44 миллионов запросов. А еще для официального канала по информированию о коронавирусе создали инструмент, в котором на важные вопросы казахстанцев отвечали официальные лица.

Многие ИТ-компании достаточно легко прошли период карантина. Что для вас было сложнее всего?

- Сложнее всего было перестроиться в такой режим работы, когда понимаешь, что надо еще быстрей менять все планы и меняться всей командой. Надо было в сжатые сроки сделать так, чтобы вся эта махина изменила курс. Вы помните вторую половину марта? В один момент вирус из чего-то далекого стал реальностью и посадил всех на карантин, экономика ощутила очень сильный удар, доллар начал стремительно расти, граница закрываться, и вокруг всего этого у людей в головах началась паника. Если пустить ситуацию на самотек, это может вызвать сильнейший кризис, а зачем нам еще один кризис? Поэтому я сфокусировался на том, чтобы успокоить и мотивировать коллег. И нам очень повезло, что в первые недели карантина сразу несколько проектов оказались очень нужными людям и, как говорится, выстрелили. Да, мы также провели чистку проектов, избавились от балласта и сконцентрировали ресурсы в точках роста. Но наш бизнес ускоряется, и от этой скорости начинает захватывать дух.

Как стать IT-хабом

Что ИТ-компании могут дать экономике Казахстана? Почему важно развивать именно это направление?

- IT-компании, включая те, что пошли по пути «уберизации», существенно меняют сложившиеся бизнесы. «Цифра» перекраивает инфраструктуру, цепочки поставок и многое другое. Это видно на примере финансовых услуг. Поэтому мы создаем, может, и не альтернативу банкам, но сервисы, благодаря которым людям проще получать финансовые услуги, чем это позволяют банки. И это положительно влияет на экономику, потому что люди вместо серого кеша смогут пользоваться прозрачными технологиями.

С маркетплейсами мы можем устранить логистические неэффективности, вытеснить непродуктивных спекулянтов, а в регионах - создать конкурентное давление на рынок. Например, чтобы дойти до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции, приходится пройти путь от фермера до розничного торговца через несколько крупных и мелких оптовиков. Следовательно, пока продукт пройдет через всю цепочку, конечная цена вырастает в разы. Маркетплейс призван решить данную проблему путем сокращения неэффективной цепочки, напрямую связывая производителей с потребителями.

Что нужно Казахстану, чтобы, например, повторить кейс Беларуси и ее IT-кластера? Не мешает ли этому дефицит разработчиков?

- Я считаю, что Казахстан может догнать многие страны с развитой IT-сферой. Сила Запада или Беларуси в том, что там у каждого есть возможность раскрыть свой потенциал.

В целом в Казахстане IT-компании сконцентрированы на том, чтобы удержать местных сотрудников или переманить их у конкурентов. А я считаю, что надо создавать основу, такие условия для самореализации профессионалов, чтобы к нам таланты приезжали из-за рубежа. Это именно то, что сделала Беларусь. Вот и у нас команде есть сотрудники, которые приехали к нам работать из России, Кыргызстана, Армении и той же Беларуси.

Поэтому мы в компании создаем среду, в которой талантливые и мотивированные профессионалы растут сами и передают свои знания другим. Уверен, благодаря этому у BTS Digital и Казахстана в целом есть все шансы, чтобы стать отличной площадкой для лучших IT-специалистов и проектов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить