Как казахстанские IT-продукты попадают на глобальные рынки

16268

В июле нынешнего года международное экспертное жюри программы Technation, организованной в Алматы Национальным агентством по технологическому развитию (НАТР) совместно с американо-украинским инвестфондом Happy Farm и проходящей целых три месяца под эгидой Министерства инноваций и развития Казахстана (интерес к программе проявили также председатель совета директоров АО «Kaspi Bank» Вячеслав Ким, венчурный инвестор Кенес Ракишев, один из основателей группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев), определило девять победителей конкурса стартапов

Фото: Андрей Лунин

Cемь казахстанских и две зарубежные команды, отобранные из 350 стартапов-претендентов, уже отправились в Кремниевую долину в США, где сейчас проходят акселерационную программу. Речь идет о старт­апах «Мангуст», Bizmo, Indybo, AlmaCloud, CRM, Almasales, FastCallNanager, picVpic и Crystal.

Один из членов жюри, партнёр и управляющий директор Boston Consulting Groups Кейн Пейн отметил: «У Казахстана есть все шансы выйти на мировой рынок. Я не понимаю, как можно считать иначе. Достаточно увидеть людей и проекты, которые нам сегодня презентовали, чтобы не сомневаться в этом. Ребята здесь очень активные, и у них много страсти, они хотят делать, развиваться, а не сидеть на месте и просто «как-то жить». У тех команд, которые презентовали нам свои проекты, есть действительно крутые идеи – идеи, которые не только могут быть успешно монетизированы на локальном рынке Казахстана, но и имеют все шансы выйти на мировой рынок».

Сегодня американская мечта – успех по заслугам – стала доступна всем казахстанцам, обладающим монетизируемыми идеями и масштабируемыми проектами. При этом расчёт идет не только на отечественных пользователей, но и на глобальный мировой рынок. При этом у носителей идей есть много путей, по которым они могут пойти: самим развить свой проект и зарабатывать на этом; можно продать стартап крупным игрокам; можно заявить о себе и получить работу в крупной международной корпорации; а можно самому стать венчурным капиталистом и колесить по миру в поисках таких же талантов. В любом случае у каждого появляется возможность стать обладателем банковского счёта на сотни миллионов долларов, ведь в мире приложений и онлайн-сервисов еще много незанятых рынков, ёмкость которых оценивается астрономическими цифрами.

История одного стартапа

Зачастую идеи приходят к разработчикам сами, главное – вовремя заметить их и правильно оценить коммерческий потенциал. «Однажды моя маленькая дочка пошла со двора в соседний подъезд к подружке, никого об этом не предупредив. Я чуть не поседел, пока искал её, – рассказывает основатель стартапа «Мангуст» Евгений Щербатов. – После этого случая я стал искать в интернете электронные устройства, которые бы мне показывали, где находится мой ребенок. В итоге я заказал несколько десятков персональных трекеров со всего мира. Оказалось, что их «достоинства», описываемые маркетологами, не имеют ничего общего с реальностью. Трекеры действительно существуют, но одни из них слишком большие – маленькому ребенку их никуда не прицепишь, другие не могли похвастать достаточным зарядом батареи, у третьих не ловил сигнал спутников в подвалах и так далее».

Проанализировав проблемы конкурентов, энтузиасты из Астаны сделали собственное устройство с показателями, в разы превышающими спецификации мировых аналогов. Трекер «Мангуст» казахстанских разработчиков миниатюрен, крепок и работает даже под водой. Он может до 20 дней обходиться без подзарядки, работая в любой точке мира, где есть мобильная связь, и передавая координаты в торговых центрах и подвалах с большой точностью.

«На первом этапе к проекту присоединились Роман Баранов, выполняющий роль системного архитектора и программиста, и талантливый схемотехник Данил Мурашкин, – рассказывает Евгений Щербатов. – И после нескольких проб и ошибок было сформировано окончательное видение и структура проекта. Не хватало только людей с практическим опытом запуска стартапов международного класса. Необходимо было переходить к созданию промышленного прототипа. И на этом этапе к команде присоединился маркетинг-гуру Данила Плешков и известный казахстанский стартап-ментор и бизнес-ангел Даурен Толеуханов (проекты Indybo, Horde.me, moomkin.kz, Selector и т. д.)».

Промышленный прототип трекера «Мангуст» почти готов, сейчас прорабатывается логистика выхода на казахстанский и западный рынки, через три месяца его можно будет запускать в производство. «За месяц нашего присутствия в Кремниевой долине мы планируем найти инвесторов на раунд А (порядка $500 тыс.), – говорит Щербатов. – При выходе на иностранные рынки будет использована система продаж через такие известные интернет-площадки, как Kickstarter, ebay и Amazon, ведь зарубежный потребитель более привычен к покупкам онлайн».

Фото: © Depositphotos.com/chaoss

Предполагается, что стоимость трекера для конечных пользователей составит $40, плюс ежегодно владельцы системы «Мангуст» будут оплачивать порядка $50 за обслуживание в виде абонентской платы, так как работать гаджет будет от независимого сервера по выбранным каналам связи. Планируется, что в первую партию будет выпущено 5 тыс. «Мангустов». Каждый год Щербатов и компания надеются увеличивать производство устройств в 4 раза.

Поймать идею за хвост – это лишь часть дела, для успешной реализации проекта нужны специалисты, причем не только технари и продажники, но и менторы, которые знают все внутренние процессы в долине и помогут правильно подготовиться к выступлению перед инвесторами. «Пока шёл конкурс Technation, наш бизнес-ангел и ментор проекта «Мангуст» Даурен Толеуханов осуществлял общую координацию команды по Skype, находясь при этом на другом конце земного шара, в Калифорнии, – говорит Щербатов. – Несмотря на 12-часовую разницу во времени с США, он выслушивал отчёты о происходящем вокруг нас хаосе и направлял нас в нужное русло, заставляя хранить олимпийское спокойствие. За дни «менторской прокачки» команды в наших планах всё поменялось – логистика планируемого производства, бизнес-модель продвижения и способ реализации. В итоге к нам пришло понимание, какими глазами видит казахстанских стартаперов настоящий западный инвестор».

В частном порядке

Рынок стартапов чем-то похож на банковский: инвесторы берут проекты оптом, капитализируют их и продают в розницу с высокой добавочной стоимостью. Именно разница на входе и выходе, которая может в десятки, а то и сотни раз отличаться, заставляет капиталистов с головой погружаться в виртуальный мир новых сервисов, разбираться с прототипами гаджетов.

Так же как и на банковском рынке, где есть крупные игроки и мелкие микрокредитные организации, на рынке стартапов существуют компании разных калибров. Малые не значит, что мелкие: некоторые игроки без поддержки иностранного капитала и государственных денег проводят прекрасные отсевы и акселерацию в Казахстане. Уже после этого этапа обученные стартаперы с готовым продуктом могут сами искать себе инвестора за океаном или в Казахстане.

В начале августа в Алматы прошел Demo Day Летней школы стартапов, организованной казахстанцами, которые отучились или учатся в престижных зарубежных институтах, работали в Кремниевой долине. Речь идет об организаторах и команде менторов школы Армане Сулейменове, Алмасе Туякбаеве (Carnegie Mellon University), Бахытжане Байжикенове (London School of Economics), Жансерике Кенесе (Международный IT-университет) и Аяне Енбекбае (University of Minnesota Twin Cities). Арман учился в магистратуре Принстонского университета, ранее входил в команду основателей Collections (Y Combinator S12 и финалист SXSW 2013) и был финалистом чемпионата мира по программированию ACM ICPC 2009 в Стокгольме и в 2011 в Орландо.

Вместе с командой единомышленников Арман основал в Казахстане Летнюю школу стартапов – от идеи до оригинального iPhone-приложения – за восемь недель. За два летних месяца студенты школы в ежедневном режиме с девяти утра до ночи разрабатывали свои приложения при полном погружении. Гостевые лекции в школе провели председатель правления RESMI Group и RG Brands Кайрат Мажибаев; сценарист фильма «Игла» и сериала «Громовы» Бахыт Килибаев; CEO Air Kazakhstan Нуржан Шакиров, CEO Taylr, Mountain View, CAT onyXiao, основатель Hyper, до этого продакт-менеджер Google, Mountain View, CAMinqiJiang, инженер британского подразделения Google Нуржан Бакибаев; CEO Crozdesk Nicholas Hopper, продакт-менеджер, Google[x], Mountain View, CA Тилек Мамутов и многие другие.

«Мы отобрали 45 участников нашей школы из 350 заявок претендентов в возрасте от 10 до 58 лет. На два месяца даже приехали два казахстанца из Австралии, – рассказывает Арман Сулейменов. – Из них восемь человек заплатили нам в общей сложности 2,5 млн тенге, что позволило оставшимся 37 студентам учиться бесплатно: они получили гранты из собранных средств. Оставшиеся деньги ушли на текущие расходы, зарплату менторов, прибыль совсем небольшая, но цель изначально была не в деньгах. Нами движет стремление приблизить тот момент, когда незнакомец в очереди перед вами в кофейне Starbucks в Токио или аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке достанет из кармана свой смартфон и использует приложение, созданное в Казахстане. Наша цель – внести Казахстан на технологическую карту мира. Это наши инвестиции в будущее. Ну и, пользуясь случаем, хотим поблагодарить ректора КБТУ Искандера Бейсембетова за предоставленную помощь и аудиторию, где проходила наша школа».

От акселерации до дня демонстрации приложений Demo Day дошли 39 участников. При этом более 10 человек в начале пути вообще не умели программировать, и только один участник имел опыт разработки на iOS. В круглом зале КБТУ студенты Летней школы в двухминутных презентациях рассказывали о своих приложениях: описание проблемы, что не так с текущими решениями, пара слов о себе, смысл приложения и его аудитория, способы монетизации и оценка потенциального рынка.

Этой осенью семь наших и две зарубежные команды, отобранные из 350 стартапов-претендентов, поедут в Кремниевую долину в США, где пройдут акселерационную программу

Приложения были разноплановые и на разной стадии готовности: кто-то уже за два дня после запуска набрал более 2 тыс. скачиваний (Kinza), а кто-то только отправил свое приложение на рассмотрение в AppStore. Были представлены клон Uber – приложение AlmaCab, аркадная игра BaloonUp, тексты казахстанских исполнителей в вашем кармане – BulBul, сервис по доставке цветов Camellia, поиск бизнес-ланчей EatKong и многое другое. Объединяло всех одно – разработчики прекрасно видели свою целевую аудиторию, знали потенциальный объем рынка и представляли, куда пойдут дальше, как будут зарабатывать на своих идеях. Кстати, некоторые приложения рассчитывают на выручку в десятки и сотни миллионов тенге только в Казахстане.

Организаторы Летней школы стартапов в Алматы пока до конца не представляют, как они в дальнейшем будут монетизировать свою деятельность, и им явно нужен хороший маркетолог. А интерес со стороны казахстанского бизнеса уже есть – на Demo Day пришли несколько хедхантеров, которые присматривали для себя талантливых программистов, инженеров. Радует то, что организаторам удалось без чьей-либо поддержки, практически на голом энтузиазме, на самоокупаемости провести такое мероприятие. Ребята заявили о себе как о новой площадке казахстанской акселерации стартапов и, надеюсь, успешно провели первый выпуск студентов с готовыми сервисами. Теперь они сами могут искать себе инвесторов для дальнейшего развития.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить